ВЕПРИКОВА М.Я. АДАПТАЦИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: , ,


ВЕПРИКОВА М.Я. АДАПТАЦИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/292 (дата обращения: 28.05.2017).

Российские вузы с нового учебного 2011/2012 года перейдут на новую систему высшего образования – «бакалавр-магистр».  Выделяя основные тенденции в современном образовании, на сегодняшний момент времени можно отметить, что одним из ключевых и сложных вопросов является переход на новый европейский уровень обучения.  Проблема адаптации   новой системы  высшего европейского образования в России, необходимость внедрения и ее оценка актуальна, исходя из того, каким образом она повлияет на высшую и среднюю профшколу в  подготовке представителей именно тех профессий, которые сегодня востребованы на рынке труда и в обеспечении выпускников учебных заведений гарантированной работой. Необходимость внедрения новой европейской системы высшего образования в России способна решить проблемы, которые возникли из-за понижение качества образования по основным уровням:

1)общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

2)  начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

3) высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:

1) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

2) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

3) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

4) повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

5) развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения» [5 с. 11].
Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:   большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;  

большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

 Отсюда, в переходе на новый уровень образования возникает необходимость в изменении  идеологии во всей системе образования.А идеология формируется не сразу, поэтому требуется колоссальная работа преподавателей, которые в новых условиях смогут подняться на новый уровень и готовить студентов с учетом принципиально иных требований. Меньшее число лекций, больше семинарских и практических занятий, подготовка специалистов к работе, к практике, что позволит заметно повысить качество образования в России.  Поэтому переход, «ломка» одной системы и формирование другой – это непростой, длительный путь. Вопросу формирования идеологии нами уделено много внимания, а именно разработке системы проведения практических занятий и доказуемость их ценностной ориентации в обучении молодых специалистов.

Ценностная ориентация практических занятий подтверждается в реализации следующих общих компетенций (по базовой подготовке), включающими в себя способность:

1) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

2) Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

3) Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

4) Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

5) Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

А также профессиональными компетенциями, позволяющими обладать конкретными профессиональными навыками и знаниями, то есть иметь практический опыт в конкретной области.

Подтверждая вышеизложенное нами выделены отрицательные моменты действующей системы образования и положительные стороны перехода на новый уровень образования

 

Таблица 1- Сравнительная характеристика внедрения новой системы высшего образования в России.

«минусы» системы образования до перехода на новую систему образования

«плюсы» системы образования  после перехода на новую систему образования

1. Больший объем теоретических (лекционных)  часов обучения не позволяющий, наделить необходимой профессиональной компетенцией молодого специалиста.

2. Стандартный уровень образования, включающий немало учебных дисциплин, которые не имеют профессиональной направленности исключает конкретизацию специалиста к изучению своей специальности.

3. Меньшее число практических занятий, позволило в меньшей мере применять информационные технологии в обучении и тем, самым  делать занятия менее качественными, интересными и посещаемыми для молодых специалистов.

 

1.  Практическая подготовка специалистов к работе;

2. Конкретная направленность молодого специалиста к выполнению своих должностных обязанностей;

3.  Повышение качества образования, посредством  автоматизации и информатизации практических занятий, конкретно применимых к той области, в которой обучается молодой специалист.

 

 

 

      Адаптация нового уровень системы  высшего образования обеспечит следующие направления в системе образования РФвысшем профессиональном образовании: 

- введение конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов;

- разработка механизмов софинансирования высшего образования непосредственно гражданами – на основе государственных именных финансовых обязательств;

- разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;

- повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

- развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

- разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь – филиалов и негосударственных;

- введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);

- создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов» [2, с. 20].

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 — ФЗ.

2. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater (“Вестник высшей школы). – 2001. — № 9. — С. 17-21.

3. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу

4. Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону “Об утверждении Федеральной программы развития образования” от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393



Все статьи автора «sak5762»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: