СЕРГИНА Е.С. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ САМОТВОРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: , ,


СЕРГИНА Е.С. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ САМОТВОРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ


Рубрика: Общая рубрика, Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/04/449 (дата обращения: 27.05.2017).

Сергина Евдокия Степановна

Кандидат педагогических наук,

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Концепция развития образования в XXI веке, определила основные направления подготовки педагогических кадров новой формации, обладающих высокой профессиональной культурой, готовых и умеющих управлять педагогическим процессом, прогнозирующих результатов своей деятельности, моделирующих воспитательно-образовательный процесс в условиях современной образовательной системы в целом. Закон Российской Федерации «Об образовании» обращает внимание на то, чтобы содержание профессиональной культуры будущих педагогов было направлено на «обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации» и обеспечивало бы «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [Ст. 14, с. 12]. А втором законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отмечаются следующие аспекты:
1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
2) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества [Ст.8, с. 10].
Оба закона отражают центральную концепцию идею самотворения личности как категории профессиональной культуры будущего педагога. Как утверждает Ф.Л. Ратнер, изменился вектор ценностных ориентаций обучающихся, повышаются такие личностные качества как порядочность, демократичность, гуманность, доброта, совестливость, эмпатия. Для решения данных проблем, необходимо обеспечение условий, в которых должны состояться, во-первых, идея самотворения личности «культурами самих себя, прорыв к культурной персоналъности» [8, 64], а во-вторых – профессиональная культура. Основой подготовки будущего педагога становится культура, поскольку именно она охватывает все виды человеческой деятельности, профессиональной компетентности и духовного мира личности. По этой причине всё более актуальной становится сегодня проблема исследования культурологического аспекта идеи самотворения личности как категории профессиональной культуры. Культурологический аспект понимается как «совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д.» [5, 65]. Следовательно, важнейшим условием и ведущим фактором, определяющим успешность этих процессов, выступает идея самотворения личности – идея, которая предполагает непрерывное обогащение профессиональных возможностей и личностных качеств будущего педагога в соответствии с профессиональными культурными ценностями. Идея самотворения личности проявляется в процессе выработки системы ценностей профессиональной культуры, то есть в процессе свободного выбора идеалов, профессиональных установок и качеств. Культурологический аспект идеи самотворения личности предоставляет нам возможность рассмотреть профессиональную культуру как артефакт культуры в контексте культуры и выявить принципы их функционирования, взаимосвязи и взаимозаменяемости. В его рамках была получена возможность глубокого теоретического осмысления идеи самотворения как личностного новообразования будущего педагога. При этом идея самотвторения личности важно для нас не как некий идеальный образ, но как движение к нему саморазвивающегося будущего педагога. Таким образом, можно утверждать, что идея самотворения личности включает в себе три основных направления личностной культуры: когнитивную культуру (культура интеллекта, мышления, разума); коммуникативную культуру (культура отношений, толерантность), эмоциональную культуру (культура чувств, эмоций, ощущений), что в своем интегрированном виде представляет собой профессиональную культуру будущего педагога.
Понятие «профессиональная культура», мы понимаем, как синтез новых явлений, высокое мастерство, культура человека. В культурологии существует много определений культуры, которые выражают способ человеческой деятельности. Культура осмысливается через категорию «деятельность» с соподчиненными ей понятиями: субъект, объект, отношение, бытие, человек, личность, в которых деятельность проявляется как способ бытия человека в мире. Таким образом, деятельность является источником творения культуры и человек является творцом культуры. Вот почему сущностью культуры является творение самого человека во всей целостности его бытия. Выделяя личностную, индивидуальную сторону этого феномена, А. Моль определяет культуру «как духовное оснащение личности» [7, 47].
Поскольку профессиональная культура содержит ценностные смыслы универсальных типов культуры и может быть представлено совокупностью трёх групп понятий идеи самотворения личности как категории профессиональной культуры:
1. Понятия, раскрывающие педагогический смысл профессиональной персонолизации личности (личность «Я» – профессиональные ценности – педагогическая результативность).
2. Понятия, составляющие методологическую основу профессиональной культуры (личность «Я» – профессиональная культура – профессиональное мировоззрение – методологическая основа профессиональной культуры).
3. Понятия, характеризующие ценностно-смысловую деятельностную направленность профессиональной культуры (личность «Я» – ценностно-смысловая деятельность- профессиональная культура).
Представленная совокупность образует теоретическую модель структуры идеи самотворения личности будущего педагога и характеризует осознанность его преобразовательной ценностно-смысловой деятельности контексте профессиональной культуры. Реализация данной концепции посредством культурологического подхода осуществляется поэтапно. Первый этап связан с постижением ценностных смыслов идеи самотворения личности на основе универсальных типов культуры. На втором этапе понятийно представляется профессиональная культура как определённый культурный контекст. На третьем этапе, предполагающем обучение видам ценностно-смысловой деятельности, конкретизируется содержание базовых понятий культурного контекста профессиональной культуры и понятийного аппарата общей теории идеи самотворения личности.
Теоретическое осмысление взаимосвязи идеи самостворения личности и профессиональной культуры, их изоморфной тождественности позволяет выдвинуть следующие концептуальные положения исследуемой проблемы:
- культуроцентричность идеи самотворения личности выражает его парадигмальную направленность на педагогическую деятельность, которая обеспечивает гармонизацию взаимодействия будущего педагога как субъекта культуры с социокультурной средой;
- интегративность выражает аксиологический, ценностно-смысловой, компетентностный аспект профессиональной культуры;
- системность выражает культуроцентрированность профессиональной культуры и представляет собой интегративное качество идеи самотворения личности, предполагающее интериоризацию культурных норм и креативных ценностей педагогической деятельности.
Исходя из выше изложенного, мы считаем, что идея самотворения личности выходит за рамки проблемы социальной философии и становится проблемой культурологии образования, как феномен личностного культуротворчества. Понятием «культуротворчество» мы обозначаем систему профессиональной культуры, понимая ее как осмысленный процесс бытия человеческого индивида: как единство профессиональной деятельности и индивидуального бытия – бытия в культуре, которая основана на идее самотворения личности, и проявляется как порождение новых ценностей «Я – профессиональное». Сущность идеи самотворения личности заключается в пробуждении человеческого в человеке. Результат ее определяется и достигается уровнем «меры всех вещей». Идея составляет внутренний стержень лич¬ности и основы самотворения. В связи с этим, назревает необходимость рассмотреть идею самотвторения личности на глубинном уровне, где феномен самотворения характеризовался бы профессиональным культуротворчеством, сформированностью внутреннего плюрализма, адаптированностью к социо-культурным процессам. Идея самотвторения личности – это феномен культуры саморазвития человека. Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а Г.В.Ф. Гегель [3, 23] как эволюцию философского сознания человека, данные подходы направлены на персонализацию личности. Личность усваивая и соединяя в себе определенную культуру персонифицирует обретенный потенциал как свой собственный мир и обретает качество «Я – профессиональное». В.М. Розин акцентируя проблему человека в культурологии отмечает, что «Человек семантическое существо» и выделяет две функции: организации деятельности и понимания, выявление новой реальности [9, 144]. Сам человек обычно не осознает искусственно-семиотический план своего поведения, для него все эти действия с «образом себя» переживаются как естественные, природные состояния, как события, которые он претерпевает.
Идея самотворения личности основывается на внутренней свободе. Внутренняя свобода есть способность духа самостоятельно увидеть верный закон, самостоятельно признать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его в жизни. Внешняя свобода есть естественное и необходимое условие для водворения и упрочения внутренней. Творить можно только по вдохновению, из глубины, свободно, только свободный дух может привести человека к идее самотворения. Представители теории свободного воспитания С.И. Гессен, Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой в свое время убеждали, что ценность индивидуальной человеческой личности, свобода и творчество создают условие для самоcjзидания. Следовательно, идея самотвторения личности – это внутреннее создание условий для проявления индивидуальности будущего педагога; это категория профессиональной культуры, построенная на осознании каждым человеком себя частью культуры, концепция нового педагогического мышления, оперирующего новыми категориями века «естественного» [10], к высокодуховному человеку [8], «ярко выраженной индивидуальности» [1].
Таким образом, идея самотвторения личности как категория профессиональной культуры концентрирует в себе и отражает лучшие качества культурной традиции профессии педагога и имеет многоуровневую структуру, заключающуюся в постепенном продвижении к необходимому уровню педагогического мастерства, основанного на гармоничном взаимодействии собственно общекультурной и педагогической подготовки будущего педагога.

Литература

1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание : Сборник избранных трудов / Сост. Л.Д. Филоненко. -М.: АПО, 1993.-169 с.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : Школа -Пресс., 1995.- 448с.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: В 2 т. Т.1. СПб., 2001. – C.23
4. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация личности учителя: Культурологический подход. – Белгород, 1999. – С.41
5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : Учеб. пособие. М., “Ключ – С”, 1999. – С. 65.
6. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
7. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 47).
8. Ратнер Ф.Л. О значении воспитания в образовании личности специалиста // Актуальные проблемы современной экономики России. Сборник материалов Межународной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во НПК «РОСТ», 2007. – С. 64.
9. Розин В.М. Личность и ее изучение. М., 2004.
10. Руссо Ж.Ж. Проект воспитания г-на де Сент Мари // Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе.-М. 1981. Т.2.-336с.
11. Фридрих Шиллер, Статьи, по эстетике, изд. Academia, 1935, стр. 249



Все статьи автора «evdokiya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: