ВАСИЛЬЕВА Ю.Х. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРАТЕГИИ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ


ВАСИЛЬЕВА Ю.Х. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРАТЕГИИ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/04/495 (дата обращения: 28.05.2017).

Проблема формирования самоопределения и жизненных стратегий личности, острота ее проявления в юношеском возрасте, вопросы становления представлений о будущем жизненном пути, вопросы о психологическом содержании и механизмах формирования жизненных стратегий личности является актуальной на сегодняшний день.

Пройдя  все  ступени профессионального  становления, молодежь  сталкивается  и с проблемой занятости на рынке труда. Очевидно, что доминирующие в обществе ценности и социальные установки обуславливают процесс осуществления жизненного самоопределения, жизненные смыслы и профессиональные мотивы молодежи как наиболее уязвимой социальной группы на рынке труда. Приоритет при этом отдается ценностной системе, в которой преобладают личные ценности: материальная направленность, ориентация на предпринимательство, стабильность и предсказуемость будущих жизненных событий, потребность познавать и понять себя самого, понять жизнь, чувствовать себя свободным.

Экономическое самоопределение рассматривается нами как самоопределение личности в экономической среде и его целью является следующее: достижение субъектом оптимальной позиции в системе экономических от­ношений (трудовых, обменных, имущественных, распределительных и др.) на основе его отношения к социально-экономическим условиям и их дина­мике, а так же представлений о смысле и целях жизни, жизненных принци­пах, ценностных идеалах и запретах, собственных притязаниях, ожиданиях и потенциальных возможностях как динамично развивающихся во времени психологических образованиях.

Наряду с экономическим самоопределением, мы рассматриваем понятие экономического самообеспечения как разновидность деятельности личности, которая характеризуется специфической целью (добывание доходов и их присвоение), мотивом (потребность экономическом самообеспечении), легитимными и не легитимными способами действий (наемный труд, предпринимательство, наследование, дарение, иждивенчество, мошенничество, вымогательство, кража, хищение, разбой), экономико-психологическим результатом (удовлетворение потребности в экономическом самообеспечении до уровня, близкого к притязаниям личности), побочные последствия, не запланированные индивидом (совершенствование акта самообеспечения, своего рода самообучение и преобразование окружающей среды).

С целью исследования экономического самоопределения и стратегий  самообеспечения молодежи в возрасте от 20 до 30 лет состоящих в трудовых отношениях с работодателем, было проведено социологическое исследование в городе Сыктывкаре, в котором приняло участие 140 человек– 70 женщин и 70 мужчины с профессиональным образованием.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что профессиональное самоопределение, как один из аспектов экономического самоопределения, влияет на выбор молодежью стратегии самообеспечения. Современная молодежь выбирает легитимные способы экономического самообеспечения, используя наемный труд, после получения профессионального образования, рассматривают предпринимательскую деятельность как один из способов самообеспечения.

Молодые специалисты сталкиваются с трудностями в поиске работы и адаптации к трудовой деятельности. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека.

Личные профессиональные планы молодежи, их способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности. Таким образом, при выборе стратегии экономического самообеспечения, первым шагом является выбор профессии, а для этого личность должна пройти этап профессионального самоопределения.

Для организаций, которые занимаются профессиональной профориентационной работой можно выдвинуть  ряд предложений.  Проводимую профориентационную работу в образовательных учреждениях необходимо направлять на усвоение школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную деятельность, выявлять и формировать интересы, склонности, способности, помогать им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям. Важно не забывать использовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его личностные особенности.



Все статьи автора «юлиана васильева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: