УДК 37

ОСВОЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Пиликина Н.В.
МАОУ «СОШ №3 с. Алакуртти» Мурманской области
учитель нач. классов

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Пиликина Н.В. Освоение первоклассниками приёмов организации своей деятельности на уроках математики // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/668 (дата обращения: 01.10.2017).

При поступлении в школу 6-7 летний ребёнок обладает минимумом системы действий по организации своей деятельности в урочное время. Эта проблема стала актуальной в современной начальной школе. В Государственном стандарте начального общего образования разработана программа формирования универсальных учебных действий, которые позволяют развивать у первоклассников систему действий по организации своей деятельности.

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». [1]

Таким образом «Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.»

По мнению А.Г. Асмолова, в составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

—  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

—  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

—  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

—  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

—  оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

—  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.[2]

«В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий. В материалах по проекту стандарта 2004 года было сказано, что «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». В соответствии с указанными приоритетами обучения в материалах Образовательной системы «Школа 2100» в качестве основного способа достижения цели образования – выращивания функционально грамотной личности – рассматривалось формирование и развитие общеучебных умений.

Внимательное изучение перечня общиеучебных умений Образовательной системы «Школа 2100» и сопоставление его с универсальными учебными действиями по материалам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования позволяет сделать вывод о том, что фактически в документах «Школы 2100» были приведены перечни универсальных учебных действий, а принятая в 2004 году терминология отражала требования проекта стандарта.»[3]

Ранее в ОС 2100 регулятивные умения рассматривались и развивались как организационные. В соответствии со стандартами второго поколения были переименованы и теперь рассматриваются как регулятивные.

Регулятивные универсальные учебные действия в Образовательной системе «Школа 2100» направлены:

  • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
  • Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
  • Осуществить действия по реализации плана
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
  • Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.
  • Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
  • Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

 Уроки математики являются одним из средств развития регулятивных УУД в Образовательной системе «Школа 2100».

В процессе  изучения курса «Математика» в 1-м классе должны быть сформированы следующие регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) ».[4]

Формирование регулятивных УУД рассмотрим на основе материалов сайта «Открытый урок»  Урок математики в 1 классе. Образовательная система 2100 Учитель Рыкунова И.В.

«Урок математики

1 класс

Тема: Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем.

ФРАГМЕНТ УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

– Ребята составьте из разбросанных букв слово.

– Правильно, это – математика. А для чего нужно знать математику? Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по математике?

Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать, и возьмем с собой сказочного героя. Отгадайте загадку: круглый, румяный, в печке печен, на окошке стужен.

– Правильно, колобок.

Скок да скок, скок да скок, покатился колобок.
Круглый да румяный, прямо на поляну.

2. Актуализация знаний. Устный счет

– Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц.

«Колобок», – косой сказал, –
«Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку отпущу
И морковкой угощу!»

– Ребята давайте поможем колобку выполнить зайкины задания.

Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое детей работают у доски.

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?

Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?

– Ребята, мы с вами выполнили зайкино задание, что нужно теперь сделать? Правильно проверить.

Дети проговаривают, как решали каждую задачу. На слайде постепенно  появляются ответы. Двое ребят  у доски проверяют, с помощью учителя.

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на правильный вариант. На полях закрасьте красным цветом кружок, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой – в желтый, на у кто не справился с заданием – в зеленый.

– Ребята, что можно посоветовать, тем детям, которые не справились с заданием?»[5]

Сформированность регулятивных учебных действий у учащихся первого класса позволит построить систему организации своей деятельности на уроках математики и других учебных дисциплинах в начальной школе.

Список источников:

  1. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» [Электронный ресурс]:  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533 (дата обращения 20.03.2012).
  2. Программа «Математика» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких [Электронный ресурс] //Образовательная система «Школа 2100»:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php (дата обращения 18.02.2012).
  3. Программа личностного развития и формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2100»)  Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО [Электронный ресурс ] // Образовательная система «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php (дата обращения 18.02.2012).
  4. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс] :  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452  (дата обращения 20.03.2012).
  5. Рыкунова И.В. Реализация ФГОС на уроках математики по программе   образовательной системы «Школа 2100» в начальной школе[Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/articles/588021/ ( дата обращения 18.02.2012).

 


[1]Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс] :  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452  (дата обращения 20.03.2012).

[2] Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» [Электронный ресурс]:  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533 (дата обращения 20.03.2012).

[3] Программа личностного развития и формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2100»)  Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО [Электронный ресурс ] // Образовательная система «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php (дата обращения 18.02.2012).

[4] Программа «Математика» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких [Электронный ресурс] //Образовательная система «Школа 2100»:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php (дата обращения 18.02.2012).

[5] Рыкунова И.В. Реализация ФГОС на уроках математики по программе   образовательной системы «Школа 2100» в начальной школе[Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/articles/588021/ ( дата обращения 18.02.2012).



Все статьи автора «Пиликина Наталия Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: