ГОНЧАРОВА Т.Н. ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В АГРЕССИВНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова: , ,


ГОНЧАРОВА Т.Н. ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В АГРЕССИВНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/747 (дата обращения: 29.09.2017).

Проблема агрессивности является  одной из самых значимых  проблем в  современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Клецина И.С. отмечает резко возросшую преступность среди молодёжи. «Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов,  сотрудничают с мафией» [1, с.127].

Говоря об особенностях агрессивных проявлений подростков, необходимо помнить, что у мальчиков и девочек они специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью. Задача педагога — вовремя заметить агрессивные проявления в характере ученика. Агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста несколько отличается по своим корневым основам [2].

Для обоснования актуальности выбранной темы необходимо определить полноту и научность освещения проблемы в теории и практике природы гендерных различий подростковой агрессивности у девиантных подростков. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола – она считалась прежде всего маскулинным качеством. Алешина Ю.Е. же открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления. На этой основе формируется противоречие, проблема исследования заключается в изучении проявления агрессивности девиантных подростков с учетом особенностей проявления гендерных различий [3].

Сегодняшняя жизнь приводит все больше примеров возрастания агрессивности подростков как у мальчиков, так и у девочек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального [5].

В нашей работе мы выявляли характерные особенности проявлений агрессии подростков 12-14 лет. Для диагностики агрессии на  выборках детей подросткового возраста была применена методика диагностики  состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) и методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Овчаровой).

Количественный анализ результатов диагностики враждебности и агрессивности  в выборках мальчиков и девочек 12-14 лет показал, что в выборке мальчиков подросткового возраста  50% испытуемых имеют высокий уровень  враждебности, и у 50% испытуемых данной выборки зафиксировано наличие высокого уровня агрессивности. В сравнении с этим, в выборке девочек аналогичного возраста лишь у 30%  выявлен высокий уровень враждебности, а испытуемые  с высоким уровнем агрессивности отсутствуют.

35 % выборки испытуемых подростков имеют излишнюю агрессивность в поведении. Они могут быть охарактеризованы как неуравновешенные и жестокие по отношению к другим. В их поведении может присутствовать стремление добраться до управленческих  верхов, рассчитывая на собственные методы. Испытуемым свойственно желание добиться успеха, жертвуя интересами окружающих.  Поэтому со стороны коллег и сослуживцев такие люди могут вызывать неприязнь.

45 % испытуемых подростков данной выборки показали наличие умеренной агрессивности в поведении. Такие люди вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

20 % испытуемых подростков могут быть охарактеризованы как чрезмерно миролюбивые, что может быть обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах  и возможностях.

Применение коэффициента линейной корреляции Пирсона показало, что в данной выборке подростков выявлены статистически значимые корреляционные связи между:

-формой агрессии раздражение и личностной характеристикой вспыльчивость,

- формой агрессии раздражение и характеристикой мстительность,

- формой агрессии негативизм и  характеристикой неуступчивость,

- формой агрессии обида и характеристикой подозрительность,

-формой агрессии подозрительность и характеристикой неуступчивость,

- формой агрессии подозрительность и характеристикой личности бескомпромиссность,

-формой вербальная агрессия и характеристикой нетерпимость к

мнению других,

- формой агрессии чувство вины и характеристикой обидчивость.

Исходя из результатов нашего эмпирического исследования и применения статистического критерия Манна-Уитни, можно сделать вывод о том,  что мальчики из выборки испытуемых могут быть охарактеризованы следующим образом:

- как более склонные к проявлению агрессивных тенденций в поведении;

- в общении со сверстниками и взрослыми могут использовать физическую силу;

- являются более вспыльчивыми и грубыми, готовыми к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении;

- для выборки девочек более характерным является проявление косвенной агрессии, при которой агрессия  окольным путем направлена на другое лицо или ни на кого не направлена.

Из проведенного исследования следует, что среди мальчиков девиантных подростков присутствует больше, чем среди девочек. Отметим, что с высоким уровнем девиантности у девочек подростков с таким поведением не отмечается. В агрессивности мальчики также преобладают. Из сказанного следует, что гендерные различия влияют на формы проявления агрессивности среди подростков с девиантным поведением.

Литература:

  1. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: 1998 – 356 с.
  2. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981.- № 2. – С.  47—57
  3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991.- № 4. – С. 74-82.
  4. Профилактика агрессивности и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие под ред. И. Соковни. – М.: 1998. – 175 с.
  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: 1996.– 206 с.


Все статьи автора «gtanya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: