ФЕДЯЕВА М.В., ВОЛЧКОВА Н.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ


ФЕДЯЕВА М.В., ВОЛЧКОВА Н.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/774 (дата обращения: 28.09.2017).

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка. Неправильное отношение к ребенку в семье ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка [1].

Актуальность настоящего исследования обусловливается тем, что преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной семье в большинстве случаев является целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отмечается, что это есть отражение общих принципов современного традиционного образования – субординации, монологизма, произвола, контроля и других, выражающих господство и доминирование    мира    взрослых над миром детства, что не способствует формированию его психического здоровья, необходимого для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности [2].

Практически оказывается нарушенной основная сфера социального развития ребенка, называемая семьей. Под психологическим климатом семьи в нашей работе понимается совокупность следующих компонентов: доминирующий стиль общения, преобладающие духовно-нравственные ценности, реальное содержание взаимодействия членов семьи [3]. Наша работа посвящена теоретико-экспериментальному решению вопроса о психологического климата семьи на проявление агрессивности подроста, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развития личности ребенка в целом.

Исходя из существующей проблемы целью настоящего
исследования являлось выявить особенности психологического климата в современной семье.

Для изучения типов психологического климата в семье нами использовалась анкета, состоящая из 35 утверждений, с которыми родители должны были согласиться («да») или не согласиться («нет») [4]. Выборка составила 60 человек (30 семей). Обработка данных осуществлялась по «ключу». Показатель «характеристика биополя семьи» варьировался от 0 до 35 баллов. Качественная характеристика типов при этом находится в пределах от «устойчивого отрицательного психологического климата» до «устойчивого положительного психологического климат» семьи.

Результаты распределения уровней психологического климата семье представлены на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты исследования уровней психологического климата в семье, n=60

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Среди опрошенных родителей только 12% воспринимают климат в своей семье как устойчивый положительный. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. 47% родителей отмечают психологический климат в семье как неустойчивый, переменный. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.

Неопределенный психологический климат определен у 30% родителей. В нем отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят об устойчивом отрицательном психологическом климате в семье (в нашей выборке у 11% родителей). Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение: получить от партнера по общению «поглаживание», т.е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это – весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми «поглаживаний» в день.

Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. Ведь каждый человек нуждается не столько в оценке успешности или не успешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для становления личности ребенка. «Поглаживания» могут затрагивать положительную оценку поведения, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т.д. Человек (особенно в подростковом возрасте) обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижение, поэтому именно домашние отношения часто являются главным средством компенсации успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни, а в конце жизненного пути родители и дети становятся духовно все более близкими. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

 

Литература:

  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – 386 c.
  2. Варга А. Системная семейная психотерапия, в кн: Основные направления современной психотерапии.- М.: “Когито-центр”, 2000. – C. 180-222.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000. – 348 c.
  4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002. – 243 c.


Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: