МАЖИТОВА Г.З., НАЗАРОВА Т.В., ФОМИН И.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ


МАЖИТОВА Г.З., НАЗАРОВА Т.В., ФОМИН И.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/789 (дата обращения: 07.06.2018).

Мажитова Г.З., магистр географии, преподаватель

Назарова Т.В., магистр географии, преподаватель,

Фомин И.А. магистр географии, ассистент

 Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

В четвертом приоритете стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира особо подчеркивается, что «реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана». В настоящее время измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе, так как качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый [3].

Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. В их число попала и география. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики географии, требуют обновления методов, средств и форм организации обучения, поиска новых подходов в организации учебного процесса, внедрения в практику новых педагогических технологий учебного процесса. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения, обеспечивающей высокий уровень индивидуализации обучения. В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Модульная технология также применима в обучении географии.

Модульное обучение стало предметом обсуждения еще в 80-е гг. В 1989 г. была опубликована книга П. А. Юцявичене «Теория и практика модульного обучения». В начале 90-х гг. учителями-новаторами были разработаны модульные программы и уроки по математике, физике, биологии. В 1995 году под руководством Т.И. Шамовой развивается практика проведения модульных уроков по гуманитарным предметам [4].

По мнению авторов данной технологии, она интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

Основополагающее данной технологии – модуль. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью [5]. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности. Он выступает средством обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Отличительными чертами модульной технологии обучения является системность, структурированность (модуль выступает «архитектором» содержания образования), воспроизводимость, планируемая эффективность [3].

Основной целью технологии модульного обучения является формирование у учащихся навыков самообразования, осознанного целеполагания и самореализации. Роль учителя в технологии модульного обучения сводиться к организации осознанной учебной деятельности учащихся. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передает модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления и приобретает новую роль – роль координатора и организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся [1].

Задача модульного обучения – формирование у учащихся внутренней мотивации учения, развитии навыков самостоятельной познавательной деятельности, становлении творческой личности. Данная технология направлена на радикальное обновление средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики.

Модульная технология позволит обеспечить разнообразие видов познавательной деятельности школьников, благодаря ей ученик на деле становится активным субъектом обучения.

При построении учебного процесса посредством модульной технологии, учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способ овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов). При этом модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов. Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы, то есть представляют собой цикл.

Учащиеся могут начинать освоение с любого из модулей (уроков), например, с третьего, затем осваивать шестой, пятый и так весь цикл. Если при этом организовать работу в малых группах (3-6 человек), то значительно сокращается работа учителя по подготовке и распечатке модулей. Кроме того, при нехватке средств обучения (компьютеров, карт, глобусов, словарей, справочников и других пособий) учитель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые на одиночных средствах обучения, предназначались бы для одного «пакета» – модуля [2].

Итак, модульную технологию отличают такие качества, как:

  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);
  • возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения учителя с учащимися.

Любой модульный урок состоит из учебных элементов (УЭ). Именно от качественного содержания учебных элементов – модулей первого порядка – во многом зависит успех применения модульных программ. Учебные элементы – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.

Инструкция модуля может предполагать:

  • индивидуальную самостоятельную работу ученика;
  • партнерскую работу в парах;
  • работу в группе.

Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии характерна индивидуализация программы.

Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

  • Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ
  • Задания для выполнения разного уровня сложности
  • Материалы для работы (ссылки на источники, приложения)
  • Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)
  • Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т.д.) [2].

Противники модульной технологии часто обвиняют ее в однообразии учебной деятельности, что, как они утверждают, приводит к скуке и вызывает снижение интереса к предмету. Между тем в модульной технологии заложен широкий набор разных форм учебных элементов [5]. Наиболее широко распространенная форма – академические учебные элементы, в которых перед учениками ставятся познавательные цели, а в инструкции ученикам предлагается решить их, используя традиционные методы самообучения. В модульном уроке академические учебные элементы часто сочетаются с разнообразными игровыми учебными элементами. Первые предпочтительны для изучения нового материала, вторые – для закрепления и практического применения.

Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например коллективное самообучение (КСО).

Использование модульной технологии может позволить реализовать: здоровье сберегающий процесс обучения (учащиеся менее подвержены стрессам, связанных с неуспеваемостью); индивидуально-ориентированное обучение по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоаттестации, учебных проектных заданий; дифференциацию процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим ученикам и возврату к запущенному материалу отстающим ученикам; индивидуальную траекторию продвижения по предметной области за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления; использование форм самостоятельного обучения и другие.

Модульная технология обучения обеспечивает развитие у обучающегося интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умение управлять учебно-познавательной деятельностью, эмоциональной устойчивости, постепенно, по мере прохождения практического курса, переходящую в профессиональное мастерство. Развитие всех этих качеств осуществляется в неразрывной связи друг с другом. Наглядный характер учебных элементов с самого начала тренирует образное мышление обучаемых, позволяющее перекодировать рисунки-инструкции в реальные практические действия [2].

Эффективность использования модульной технологии обучения школьников складывается из многочисленных компонентов, основными из которых является эффективность процесса обучения, начиная с результативности и заканчивая оценкой здоровье сберегающей среды и отношениями в коллективе группы. Вся совокупность параметров, определяющих эффективность технологии, взаимосвязана и взаимозависима [4].

Таким образом, многоуровневая система модульного обучения при осуществлении практической деятельности обучающимися способствует постепенному формированию у них устойчивых навыков профессионального самоконтроля при выполнении точных операций с применением соответствующего инструментария. При использовании модульной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования, а также повышается результативность, сокращается время обучения. Модульная технология позволяет сократить время, при этом объем изучаемого материала остается прежним.

 

 

Литература:

  1. Ахметова Н.А. Сущность технологии модульного обучения // Творческая педагогика, 2001. № 1.
  2. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б.. Методика и технология обучения географии в школе. М., 2004.
  3. Кожикеева Г.К. Современные образовательные технологии // Учитель Республики, 2008.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  5. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика, 1990. № 1, 2.

 

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Назарова Татьяна В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация