НЕКРАСОВ М.С., РАЧКАУСКЕНЕ Е.В. БАЗИСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БОТАНИКЕ


НЕКРАСОВ М.С., РАЧКАУСКЕНЕ Е.В. БАЗИСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО БОТАНИКЕ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/802 (дата обращения: 29.09.2017).

НЕКРАСОВ М.С.

профессор, к.с/х.н

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

РАЧКАУСКЕНЕ Е.В.

преподаватель, м.б.н.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева


Цель: изучить уровень ботанических знаний студентов, поступивших на первый курс, для дальнейшей индивидуализации обучения.

Задачи: 1) провести тестовое анкетирование по трём уровням сложности учебного материала;

2) проанализировать результаты выявленной подготовки выпускников школ, поступивших на первый курс;

3) наметить пути дифференцированного подхода к обучению студентов с различным уровнем базисных знаний.

Практическое использование: применение полученных данных для корректировки учебного процесса, применение инновационных технологий на аудиторных занятиях, совершенствование самостоятельной работы студентов по ботанике.

Поиск путей совершенствования процесса обучения является актуальным и современным в условиях вузовского образования. Развитие тестовой формы в учебном процессе по кредитной технологии, как наиболее концентрированной информации, получило широкое распространение.

Первый базисный срез знаний желательно проводить у студентов на первом занятии по ботанической дисциплине.  Получившие статус студента естественно-географического факультета Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева, они приходят на первую лекцию по дисциплине «Анатомия и морфология растений» с определенным багажом знаний, получившими  его не только в организационно-педагогическом процессе в школе, но и пополнившими его же из  различных источников информации вне школы.

Предварительное выявление уровня знаний с первого дня занятий позволяет решить несколько задач: определить объем и глубину ранее усвоенных знаний, способность студента ориентироваться в изученном материале; сформировать у студента  представление, в определенной степени, о содержании и программе данного курса; способствовать возникновению интереса к изучаемому предмету; скорректировать дидактический процесс; конкретизировать и учесть индивидуальные особенности при организации и проведении самостоятельной работы студентов.

Тестовые задания, предложенные студентам первых курсов,требовали развернутых ответов и состояли из трёх уровней сложности.

Первый уровень вопросов был по материалу школьного обучения, имеющему логическое углубленное продолжение в вузовском курсе и полностью относящемуся к дисциплине «Анатомия и морфология растений» для студентов первого курса университетов  по биологическим специальностям.

Из школьного курса были, например, такие вопросы: «На какие группы делятся растения по продолжительности жизни?», «Перечислите пластиды, находящиеся в цитоплазме клетки?», «Объясните, почему клубень картофеля относят к видоизмененному подземному побегу?», «Перечислите типы опыления цветковых растений», «Назовите части цветка и укажите разнообразие их строения» и т.д.

Второй уровень вопросов включал материал школьных учебников и перспективу углубленного и расширенного развития их содержания в изучаемом курсе. Например, вопросы такого характера: «Что Вам известно об образовании, структуре, химическом составе и росте растительной клеточной оболочки?», «Что входит в структуру хлоропласта?», «Перечислите типы растительных тканей и их функциональные особенности», «Какие типы почек у растений Вам известны, объясните их функциональное значение», «Что лежит в основе механизма закрывания и открывания устьиц?», «В чем биологический смысл двойного оплодотворения у цветковых растений?» и т.д..

Третий вузовский уровень состоял из вопросов: «В чем сходство и различие в строении зиготы, споры, гаметы и соматической клетки?», «Перечислите типы полового размножения у растений», «Внутри, каких гаметангиев при оогамии развивается зигота?», «Что Вам известно о чередовании и смене поколений у растений?», «Что включает в себя понятие «гаметофит» и «спорофит?»», «В чем заключается отличие спорового размножения от вегетативного?», «Каково значение апомиксиса в эволюции цветковых?».

Положительно оценивались полные ответы на вопросы первого уровня, неполные ответы на вопросы второго уровня и ориентационные подходы, имеющие верное направление в освещении вопросов третьего уровня. Естественно, учитывались все полные ответы на все предложенныемвопросы.

Результаты проведенного анализа ответов представлены в таблице 1, где среднее значение рассчитывалось от общего числа вопросов всех трех уровней.

Таблица 1 – Процентное распределение положительных ответов на вопросы различных уровней

Время

проведения исследования

Количество студентов

Уровни сложности воросов

Среднее значение (%)

первый

второй

третий

2007

20

50,7

43,7

25,7

40,0

2008

20

42,7

35,0

22,7

33,4

2009

21

33,3

28,2

19,7

27,1

2010

22

30,6

24,8

16,7

24,0

2011

22

28,9

22,7

14,9

22,1

Таблица 1 позволяет констатировать тенденцию снижения процента положительных ответов на вопросы всех трех уровней за пятилетний период. Особенно это заметно на первом («школьном») уровне, где этот показатель снизился на 21,8%, на втором
(«школьный» + «вузовский») аналогичное снижение произошло на 21,0%.

Количество положительных ответов снижается от первого к третьему («вузовскому») уровню ежегодно, что вполне закономерно и подтверждает, в определенной степени, правильный подбор вопросов.

Полученные студентами положительные ответы на все вопросы представлены в таблице 2.

Таблица 2 -Количество положительных ответов, набранных студентами в определенной градации

Время

проведения исследования

Количество правильных ответов

Количество студентов

30-25

24-20

19-15

14-10

9-5

меньше

5

2007

3

2

4

7

2

2

20

2008

-

2

5

10

3

-

20

2009

1

4

5

7

4

-

21

2010

-

3

4

6

6

3

22

2011

-

3

3

10

9

5

22

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о  том, что год от года студенты правильно отвечают на все меньшее число вопросов. Количество студентов, имеющих от 20 до 30 положительных ответов (общее количество вопросов – 45), уменьшается.

Анализируя цифровой материал обеих таблиц, можно отметить снижение знаний выпускников по школьным вопросам за последние 2 года. Возросшее количество положительных ответов на вопросы третьего уровня у небольшого числа студентов за последние 2-3 года,
позволяет предположить активное использование репетиторства и дополнительной специальной литературы.

Ботанические дисциплины «Структурная ботаника»  и «Анатомия и морфология растений» начинают изучать студенты 2 курса, специальностей «Биология» (Б(о) и  Б(е)) и «Химия» (Х(о)) после года обучения в университете по другим предметам. Ниже приведено сравнительное распределение положительных ответов первокурсников и второкурсников (таблица 3).

Таблица 3 – Распределение количества положительных ответов студентов разных групп в определенной градации

Группа, специальность

Количество правильных ответов

Групповой коэффициент

Количество студентов

35-31

30-25

24-20

19-15

14-10

9-5

меньше

5

Б(е)-11

(1 курс)

1

1

3

4

10

3

1

15

23

Б(о)-10

(2 курс)

3

3

6

9

-

-

-

22

21

Б(е)-10

(2 курс)

-

-

1

1

9

6

3

9,5

20

Х(о)-10

(2 курс)

-

-

-

1

7

10

3

8,5

21

Групповой коэффициент тестового мониторинга определялся путем деления общей суммы положительных ответов, набранных студентами группы, на количество студентов этой группы.

Уровень знаний по ботанике у студентов второго курса группы Б(е)-10, по сравнению со студентами однотипной специальности, значительно ниже, о чем свидетельствуют величины коэффициентов. Студенты групп Б(о)-10 и Х(о)-10 обучаются по государственным образовательным грантам, за единичным исключением. Студенты-биологи показали знания по ботанике почти в три раза выше, чем студенты-химики. Это, в какой-то степени, можно объяснить тем, что для Х(о) биологическая специализация является дополнительной и, они, будучи выпускниками школ, поступая на химическую специальность, не готовились в должной степени по биологии, поэтому остаточные знания из школьного курса оказались очень скудными.

Опираясь на результаты исследования, представленные в таблицах, можно отметить, что выпускники школ, поступающие на первый курс, и студенты второго курса (не изучающие ботанические дисциплины) имеют различную степень начальной подготовки по ботанике.

Поскольку базовый уровень знаний у студентов разный, основой для применения инновационных технологий может быть дифференцированный подход, включающий различные по сложности виды заданий. Одной из форм мониторинга самостоятельной работы студентов по ботанике могут быть индивидуальные тестовые задания [1].

 Литература:

1) Некрасов М.С. Предлекционные индивидуальные тестовые задания как форма мониторинга самостоятельной работы студентов по ботанике // Автоматизированные системы мониторинга и управления качеством образования.  Материалы  международной научно-практической конференции. Петропавловск: СКГУ, 2004. С.180-182.



Все статьи автора «Rachkauskene»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: