ДОЛОБАЕВА А.Е., БАЯЗИТОВА Г.А. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА


ДОЛОБАЕВА А.Е., БАЯЗИТОВА Г.А. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/825 (дата обращения: 06.10.2017).

УДК 15

Долобаева А.Е.
(СКГУ им.М.Козыбаева, ст. преподаватель, кафедры психологии)

Баязитова Г.А.

(СКГУ им.М.Козыбаева, ассистент, кафедры психологии)

 

Одним из принципов государственной политики в области образования в Республике Казахстан является светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Поэтому задачей образования является развитие личности, преодоление негативных образований в её структуре «воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики…» [1].

Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Самооценка выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владений приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг школьник, и то, к чему он стремиться, то есть проект его будущего. Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности.

С самооценкой тесно связано и другое личностное образование – уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи – на оценку выше всех остальных. Следовательно, большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает  переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности. В работе может возникнуть ценностная переориентация личности [2].

В психологии создана и детально разработана теория мотивация достижения успеха в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д.Макклелланд, Д.Аткинсон и немецкий ученый Х.Хекхаузен.

По мнению Р.Азимовой, самооценка – это постоянно действующая система, определяющая положительную и отрицательную сторону намерений и поступков личности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

По мнению Р.Х.Шакурова, самооценка является основой проявления этих свойств личности (самолюбие, гордость, самоуважение, совесть, тщеславие). Так он пишет: «Чем старше ребенок, чем шире его нравственный кругозор, тем сильнее эмоциональный эффект внешней оценки опосредуется самооценкой, ранее сложившимися чувствами, представлениями, понятиями. Наконец, формируются устойчивые чувства, основанные на самооценке, на самоанализе: гордость – чувство, по преимуществу направленное на конкретные качества и умения, чувство собственного достоинства и самоуважение – обобщение устойчиво-эмоциональные отношения к своей личности в целом» [3].

Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения.

Мотив – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивация достижения (мотивация достижения успеха) – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностями индивида  добиваться успехов и избегать неудач; стремление  к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные социальным принятием успехов, достигаемых индивидом.

Стремление к достижению успеха по Ф.Хоппе или «мотив достижения» по Д.Макклеланду – это устойчиво проявляется потребность индивида добиться успеха в различных видах деятельности. Впервые эта диспозиция (мотивационное свойство) была выделена в классификации Г.Мюррея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта  потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания.

Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают (например, Д. Аткинсон), что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может со­четаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются дан­ные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, скорее всего речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого.

На основе обобщающей работы процессов самопознания, которая проходит, различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постепенно изменяется, совершенствуется. Ребенок начинает себя оценивать посредством оценок других людей, преимущественно взрослых, но постепенно с переходом на все более высокие генетические уровни психического развития у него начинает складываться более или менее адекватная и устойчивая собственная оценка себя. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняется и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности [4].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1  Закон Республики Казахстан «Об образовании»- № 319-III ЗРК 27.07.2007.-С.70.

2 М.А.Резниченко. Особенности самооценки старшеклассника при овладении способами учебной деятельности.// Вопросы психологии-1986 г.-№3.-С.35-44.

3  Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М: Просвещение,1969.-142с.

4  Немов Р.С. Психология. В 3 кн.-М: ВЛАДОС,2000, 1 кн.-688с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998. – 375 с.

6. А.Г. Асмолов  Психология индивидуальности. М., 1993.-368с.



Все статьи автора «b_galiya_a»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: