ДОЛОБАЕВА А.Е., БАЯЗИТОВА Г.А. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ДОЛОБАЕВА А.Е., БАЯЗИТОВА Г.А. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/827 (дата обращения: 27.05.2017).

УДК 15

Долобаева А.Е.
(СКГУ им.М.Козыбаева, ст. преподаватель, кафедры психологии)

Баязитова Г.А.

(СКГУ им.М.Козыбаева, ассистент, кафедры психологии)

 

Старший школьный возраст – это возраст, когда школьник получает путевку в жизнь, когда подводится итог результатам обучения и воспитания в школе за все 11 лет, происходит проверка возможностей молодого человека, его трудовой и гражданской зрелости. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии [1].

Появляется новый спектр положительных и отрицательных эмоций, связанных с целостным представлением о самом себе, с дифференцированной самооценкой. Чаще всего они приводят к чувству обоснованной уверенности в себе, в своих силах, а также к рефлексии и здоровой иронии, что является источником активности личности, но в ряде случаев самосознание сопровождается и отрицательными эмоциями, юношеской неуверенностью, колебаниями, сомнениями, ложным самолюбием и др. Конфликтные эмоции возникают у старшеклассника и при осознании несоответствия своих возможностей тем требованиям, которые общество предъявляет к той или иной профессии.

Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

- потребность в жизненном самоопределении  и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего.

- становление социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу.

- тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентаций.

- потребность в самосоознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей  в выборе профессии, в самоосознании   своей жизненной позиции.

- необходимость самоограничения как обратной стороны  самоопределения.

- становление целеполагания – переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, принятие решений, касающихся не только себя, но и других.

- интерес ко всем формам самообразования.

В старшем школьном возрасте, отмечает психолог  Н.С.Лейтес,  активность в целом носит уже преимущественно избирательный характер и оказывается неразрывно связанной с развитием способностей.

Становлению мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:

- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов.

- неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием    творческих и проблемно поисковых форм учебной деятельности.

- отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя.

- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути.

- недостаточная  устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации [2].

Развитие избирательных познавательных интересов является основой дальнейшего развития всех специальных способностей.

Мотив – побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность [4].

Мотив — сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе же воспитания и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие  личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых является задачей педагогики. Следовательно, извне формируются не мотивы, а мотиваторы (и вместе с ними — мотивационная сфера личности) [3].

 

По мнению А.К. Марковой, основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- коллективные формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности учителя.

1.Содержание учебного материала – содержание обучения выступает для  учащихся  в  первую очередь в виде той  информации, которую они  получают от

учителя, из учебной  литературы, учебных телевизионных передач и тому  подобных средств. Учебный  материал должен подаваться  в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, то есть быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрироваться. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и  не способствует пробуждению интереса к учению.

2.Организация учебной деятельности. А.К. Маркова  отмечает, что изучение каждого раздела или темы учебной программы  должно  состоять  из  3-х  основных этапов:  мотивационного,  операционально-познавательного  и  рефлексивно – оценочного.

3.Коллективная  (групповая) форма деятельности – групповая форма учебной деятельности  создает  лучшую  мотивацию, чем  индивидуальная. Групповая  форма  «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как  они  не  могут  отказаться  выполнить  свою часть работы, не подвергнувшись абстракции со стороны товарищей. Подсознательно  возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4.Оценка  результатов деятельности – мотивирующая роль  оценки  результатов учебной  деятельности не вызывает сомнения. Однако  слишком частое оценивание (выставление  отметок) приводит  к  тому, что получение  хороших отметок  становится для учащихся самоцелью. Происходит  сдвиг учебной мотивации  с  самой  деятельности, с  ее процесса  и  результата  на отметку, которая «добывается» многими школьниками  нечестными способами. Это приводит к учебной (познавательной) деятельности  и  к  деформации  развития  личности учащихся. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не  количественный (валовой) анализ  учебной  деятельности  учащихся,  подчеркивались  положительные  моменты, сдвиги в  освоении учебного материала, выявлялись причины  имеющихся  недостатков, а не только констатировалось  их наличие.

5.Стиль деятельности учителя. На формирование  мотивов  учения  оказывает влияние стиль педагогической  деятельности  учителя,  различные  стили  формируют различные  мотивы. Авторитарный  стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной)  мотивации.  Демократический  стиль педагога,  наоборот, способствует  интринсивной  мотивации, а  попустический (либеральный) стиль снижает мотивацию учения  и формирует мотив «надежды на успех» [5].

Продолжают развиваться широкие познавательные мотивы – интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в ходе их добывания. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного  предмета, но и основы наук.

Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знания) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Старшеклассников интересует участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов на уроке. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности (результативности) познавательной деятельности. Видимо, в этом возрасте можно говорить о появлении единства процессуальной и результативной мотивации учения.

Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. На этом этапе самообразования доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти  мотивы и цели самообразования вызывают принципиально новые способы самообразовательной деятельности: осознание школьником особенностей своей учебной деятельности личности, соотнесение их с требованиями общества, оценка этих особенностей и их преобразование, поиск   и выработка  новых способов познавательной деятельности, выработка новых личностных позиций, осознание самообразования как особой деятельности, соотношение задач и способов самообразования, развернутые самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланированнии  и разумном самоограничении своей деятельности.

На этом этапе развития школьника самообразование  может сливаться с самовоспитанием. У школьников возрастает в связи с этим  интерес к таким формам учебных занятий, где самоконтроль и самооценка своего учебного труда  выполняют они сами, а не только учитель.

Социальные мотивы в старшем школьном возрасте развиваются также в нескольких направлениях. Так, возрастает роль широких социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу. Но не у всех школьников они развиты, что проявляется в элементах социальной незрелости, иждивенчества, потребительского отношения к обществу, нежелание и неумение вносить свой вклад в социальную практику. Социальные позиционные мотивы, складываются в отношениях с окружающими, так же изменяются. Отношения со сверстниками продолжают играть большую роль, непринятие старшеклассника в классном коллективе вызывает неудовлетворенность, беспокойство, отрицательные эмоции. Отношения с учителем в старших классах школы стабилизируются. Вместе с тем возрастает стремление школьников к уважительным формам контроля со стороны учителя. Они претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, которые связаны с определением планов на будущее, с жизненными перспективами, с оценками тех или иных общественных явлений [6].

Вновь возрастает мотив хорошей отметки учителя, что связано с итогами обучения в средней школе, отражаемыми в аттестате зрелости.

По-разному осознаются старшеклассниками причины  положительного и отрицательного отношения к учению. Лучше всего осознается интерес к содержанию, хуже – к процессу добывания знаний. Это означает, видимо, что учебно-познавательные мотивы менее развиты у школьника, чем широкие познавательные. Недостаточно осознаются старшеклассниками убеждения, идеалы лежащие в основе положительного отношения к учению, так как учащиеся еще не всегда видят связь между ними и мотивацией.

Основными причинами отрицательного отношения к учению считают отсутствие интереса и смысла учения; обстоятельствами, усилиями это отношение они считают лень, безволие самих школьников и отрицательные черты личности учителя. Происходит рождение новых мотивов – профессиональных – за счет приобретения личной значимости для школьников, отдающих ранее выполнявшихся ими действий (сдвиг мотива на цель) [2].

Если проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов в старшем школьном возрасте, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии:

К концу старшего школьного возраста осуществляется взаимовлияние и взаимопроникновение социальных и познавательных мотивов, уменьшение или отсутствие конфликта между ними, что объясняется все большей соотнесенностью школьниками личных познавательных установок с требованиями общества. Мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания свойств личности и отдачи обществу.

В целом это способствует гармоническому развитию личности старшеклассника. Происходит обогащение личностным смыслом как социальных, так и познавательных мотивов, т. е. превращение их в смыслообразующие. В связи с этим возрастают действенность, осознанность, самостоятельность проявления всех видов мотивов.

Происходит рождение новых мотивов — профессиональных — за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных ранее выполнявшихся ими действий («сдвиг мотива на цель»). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации [2].

Л.А. Головей выделила 4 возрастных этапа становления профессиональных интересов школьников:

На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой  изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными.

На втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интересов, их интеграции, включенности в общую структуру  индивидуальных   и личностных особенностей.

На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливается интеграция профессиональных интересов и в то же время  возрастает их дифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуально- психологическими свойствами.

Четвертый этап относится уже к юношам, выбравшим профессию, то есть, связан с начальной профессионализацией. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной  направленностью. Сформированный  профессиональный план имеют старшеклассники с более высоким уровнем интеллектуального развития, морально созревшие и добросовестные, обладающие высокой тревожностью.

По мнению И.С.Кона, социально – педагогическая перспектива позволяет шко­ле более всесторонне, трезво и реалистично оценить эффективность и качество собственной деятельности и одновременно – лучше координировать усилия других. Вместе с тем закономерности юношеской психологии еще раз подтвер­ждают необходимость личного подхода к старшеклассникам. При всей общно­сти их положения и жизненных задач старшеклассники существенно отличают­ся друг от друга. Разными будут и их жизненные пути. Образование и обуче­ние должны быть ориентированы не на нивелирование индивидуальных особенностей, а на формирование у учащихся индивидуального стиля деятельно­сти. К сожалению, школа не всегда учитывает это. Большая часть претензий старшеклассников к школе сводится именно к тому, что в ней недостает творче­ства и самостоятельности. Это касается и организации учебного процесса, где ребята жалуются на недостаточные активные методы обучения и школьного самоуправления, которое часто бывает формальным. Объясняя такое положе­ние, учителя нередко ссылаются на пассивность и инфантильность самих стар­шеклассников, не проявляющих инициативы и чувства ответственности. Одна­ко это – прямое следствие соответственного стиля воспитания. Нельзя внушать ребенку, что дорогу осилит идущий, и одновременно не позволять ему ходить. Хотя все старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют по-разному.

Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации. На основе сплава зрелой социальной направленности и познавательных установок закладывается мировоззрение молодого человека как основной регулятор его социально-обусловленного  поведения. Наличие мировоззрения является показателем общей зрелости личности старшеклассника. Оно свидетельствует об усвоении школьником выработанных в обществе системы идеалов, иерархии ценностных ориентаций и принятий их для себя как смысла учения. Причинами снижения мотивации учения в этом возрасте является так же, как и в других возрастах, не владение  учителем арсеналом современных методических приемов, не учет возрастных особенностей старшеклассников, особенности личности самого учителя, ограниченность его педагогических возможностей.

В исследованиях  Т.В.Снегиревой, выявлены следующие шесть типов ценностно-временной структуры “Я”, представляющие индивидуальное своеобразие личностного самоопределения детей раннего юношеского возраста и выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим “Я”.
1. Все три “Я” преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному “Я”. Это – субъективное гармоническое представление человека о себе.
2. Наличное “Я” в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому. “Я” – прошлое представляется совершенно чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. Наличное “Я” выступает как новая ступень в личностном самоопределении.
3. Будущее “Я” оторвано от настоящего. Все три времени существования “Я” мыслятся как совершенно различные. С идеальным “Я” согласуется только будущее.
4. Идеальное “Я” не включено ни в настоящее, ни в будущее “Я”, оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.
5. Прошлое и наличное “Я” преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущим и идеальным “Я”. Обладателей такого сочетания личностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизить прошлое и настоящее “Я” с идеальным и будущим.
6. Наличное “Я” совсем выпадает из процесса развития. Оно оторвано от прошлого и не имеет связи с будущим, не соответствует и идеальному “Я”.
Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается второй из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени соответствует юношеской возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. На втором месте по частоте встречаемости в этом возрасте находится первый вариант. На третьем месте, соответственно, располагается третий вариант. Остальные в данном возрасте составляют исключение и, по-видимому, представляют собой возрастные психологические аномалии.
Из этого всего следует вывод, что формирование мотивации  является важнейшим  аспектом  современного обучения. Она  складывается  из многих, изменяющихся  и вступающих в новые отношения  друг с другом факторов: общественных идеалов, смысла  учения, его мотивов, целей, эмоций, интересов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1  Закон Республики Казахстан «Об образовании»- № 319-III ЗРК 27.07.2007.-С.70.

2 М.А.Резниченко. Особенности самооценки старшеклассника при овладении способами учебной деятельности.// Вопросы психологии-1986 г.-№3.-С.35-44.

3  Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М: Просвещение,1969.-142с.

4  Немов Р.С. Психология. В 3 кн.-М: ВЛАДОС,2000, 1 кн.-688с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998. – 375 с.

6. А.Г. Асмолов  Психология индивидуальности. М., 1993.-368с.



Все статьи автора «b_galiya_a»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: