ЛУКОВНИКОВА В.В. СОДЕРЖАНИЕ И ДИНАМИКА ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ЛУКОВНИКОВА В.В. СОДЕРЖАНИЕ И ДИНАМИКА ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/849 (дата обращения: 28.10.2023).

Луковникова В.В.

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень развития гендерных представлений у детей с нарушениями речи 4-5 лет не соответствует высокому уровню. Следовательно, они нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих развитие гендерных представлений. В связи с этим  нам  необходимо провести  работу,  направленную на формирование и развитие гендерных представлений у детей с нарушениями речи 4-5 лет посредством  сюжетно-ролевых и дидактических  игр.

Целью формирующего этапа является формирование гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Для реализации поставленной цели нами разработана система работы, включающая дидактические  игры с приемами психологического тренинга, направленные на формирование гендерных представлений у детей с нарушениями речи среднего дошкольного возраста, в ходе проведения которой мы планируем решить следующие задачи:

  1. Составить систему работы формирования гендерных представлений у детей с нарушениями речи среднего дошкольного возраста;
  2. Реализовать программу формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи и выявить степень ее эффективности.

Система работы по формированию гендерных представлений среднего дошкольного возраста с нарушением речи подразделяется на 3 блока.

Блок 1. «Я – ТАКОЙ, Я – ТАКАЯ»

В процессе выполнения заданий этого раздела формируются представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. Вырабатываются: навыки доброжелательного отношения друг к другу; навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Блок 2. «Я – ДРУГОЙ, Я – ДРУГАЯ»

Все занятия этого блока призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиков и девочек, формированию эмоционально-положительного отношения к противоположному полу.

Блок 3. «Я БУДУ ТАКИМ, Я БУДУ ТАКОЙ»

Цикл занятий данного блока позволяет:

1. Уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины, об их взаимоотношениях, как заботится друг о друге, помогать друг другу, как выглядят мальчики и девочки, что они одевают, какие прически носят и др.

2. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели). Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

Как правило, в процессе работы участники садятся в круг. Подобное расположение выбирается потому, что оно дает ряд преимуществ. В кругу обеспечивается наилучший взаимный обзор, высокий уровень вовлечения в работу; все находятся в равных условиях, что сплачивает группу; обеспечена свобода движений участников.

Довольно часто упражнения проводятся не в общем круге, а подразумевают работу в подгруппах. Состав подгрупп рекомендуется регулярно менять, чтобы не создавать эффект стабильного распадения на них коллектива. Помещение для тренингов должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, не загроможденным. Желательно, чтобы помещение было звукоизолированным.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. «А вот и Я!»

Цели:

- установление контакта;

- выявление внешних сходств и различий.

Упражнение «Ласковое имя»

Упражнение «Поменяйтесь местами те…»

Пантомима «То, что я люблю делать».

Упражнение «Зеркала»

ЗАНЯТИЕ 2. ЗНАКОМСТВО С ВОЛШЕБНОЙ СТРАНОЙ

Цели:

- выявление гендерных представлений у детей;

- координирование внутреннего состояния;

- сплочение коллектива.

Рассказ о сказочной стране (использование приемов сказкотерапии)

Упражнение «Сборный портрет»

ЗАНЯТИЕ 3. СТРАНА МАЛЬЧИКОВ

Цель:

- выявление гендерных представлений (представления об особенностях мальчиков) представителями обоих полов;

- выявление лидерских качеств;

-  сплочение коллектива.

Метод беседы и приемы изотерапии (диалог и рисунки на тему «Мир мальчиков»)

Упражнение «Скульптура»

Упражнение «Перевоплощение»

ЗАНЯТИЕ 4. СТРАНА ДЕВОЧЕК

Цели:

- выявление гендерных представлений (представления об особенностях девочек) представителями обоих полов;

- развитие воображения и чувства себя в различных ролях;

-  сплочение коллектива.

Метод беседы и приемы изотерапии (диалог и рисунки на тему «Мир девочек»)

Упражнение «Перевоплощение»

Упражнение «Подарок»

ЗАНЯТИЕ 5. ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ РУГАТЬСЯ?!

Цель:

- создание положительных эмоций;

- развитие умения согласовывать действия с пар­тнером;

- развитие чувства сотрудничества между детьми.

Упражнение «Кто сильнее?»

Упражнение «Ладонь на ладонь»

Упражнение «Меняемся пуговицами»

ЗАНЯТИЕ 6. ТЕПЕРЬ МЫ ВМЕСТЕ!

Цель:

- развитие тактильного восприятия, развитие межличностного контакта;

- создание доверительной атмосферы в группе;

- развитие доверия и формирование ответ­ственности за другого человека.

Упражнение «Встречи»

Игра «Поплыли»

Упражнение «Прогулка с завязанными глазами»

ЗАНЯТИЕ 7. ПЕРЕГОВОРЫ

Цели:

- распознание эмоций и умение ими управлять.

- развитие умения сотрудничать, договориться с другим.

ЗАНЯТИЕ 8. «СТРАНА ИГРУШЕК»

Цели:

- научить детей быть внимательными друг к другу;

- закреплять знания о мужественных и женственных качествах;

- воспитывать дружеское отношение мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам.

Рассказ о мальчике и девочке (использование приемов сказкотерапии)

Пантомима «То, что я люблю делать».

Упражнение «Поменяйтесь местами те…»

ЗАНЯТИЕ 9. МЫ УМЕЕМ ДЕЛАТЬ ТАК!

Цели:

- формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков;

- воспитание желания оказывать помощь людям;

- развитие умения высказывать суждения.

Упражнение «Волшебные шарики»

Упражнение «Я в группе»

ЗАНЯТИЕ 10. МАЛЕНЬКИЕ РЫЦАРИ И МАЛЕНЬКИЕ ПРИНЦЕССЫ

Цели:

- развитие у детей чувства внимательности друг к другу (проявления симпатии к детям своего и противоположного пола);

- развитие умения говорить комплименты;

- воспитание чувства вежливости.

Рассказ о мальчике и девочке (использование приемов сказкотерапии)

Упражнение «Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)»

ЗАНЯТИЕ 11. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕСИИ

Цели:

- определение перспективы взросления в соответствии с половой ролью;

- воспитание уважения к окружающим и себе;

- развитие любознательность.

Рассказ о мальчике и девочке (использование приемов сказкотерапии)

Рисунок «Мое взрослое будущее»

Тематический план

 

Название блока

Темы занятий

Количество часов

 

Я – такой, я – такая

Занятие 1: А вот и Я!

1

Занятие 2: Знакомство с волшебной страной

1

Занятие 3: Страна мальчиков

1

Занятие 4: Страна девочек

1

Я – другой, я – другая

 

Занятие 5: Давайте не будем ругаться?!

1

Занятие 6: Теперь мы вместе!

1

Занятие 7: Переговоры

1

Занятие 8: Страна игрушек

1

 

Я буду таким, Я буду такой

Занятие 9: Мы умеем делать так!

1

Занятие 10: Маленькие рыцари и маленькие принцессы

1

Занятие 11:  Такие разные профессии

1

Итого:

11

Материал психокоррекционной программы построен в соответствии с выдвинутыми целью, задачами, принципами и диктует логическое конструирование модели построения и внесения программы в жизнь дошкольного учреждения. Программа выполняет многоплановую роль. Она решает задачи ознакомления детей с миром взрослых, способствует социализации ребенка, активно формирует интерес, способствует развитию мужественности и женственности.

С целью выявления эффективности разработанной и апробированной программы был проведен контрольный этап эксперимента.

Цель контрольного этапа эксперимента: выявить динамику развития формирования гендерных представлений у детей 4-5 лет с нарушением речи  и оценить эффективность проведенной работы.

Для реализации цели были использованы методики, аналогичные предыдущему этапу.

  1. Адаптированная ассоциативная методика по В.В. Абраменковой;
  2. Опросный метод беседы;
  3. Проективная диагностическая методика «Рисунок человека»;
  4. Разработанная методика «Назови, чьи вещи».

Все полученные изменения после формирующего этапа по формированию гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи можно проследить в сравнительной таблице 7.

Таблица – Сравнительные данные ЭГ и КГ после формирующего этапа

в процентах

Название методики

Уровень сформированности гендерных представлений

Экспериментальная группа (ЭГ)

Контрольная группа (КГ)

1. Адаптированная ассоциативная методика по В.В. Абраменковой

 

Низкий уровень (НУ)

0%

0%

Средний уровень (СРУ)

42%

92%

Высокий уровень (ВУ)

58%

8%

2. Опросный метод беседы Низкий уровень (НУ)

0%

0%

Средний уровень (СРУ)

25%

83%

Высокий уровень (ВУ)

75%

17%

3. Методика «Назови, чьи вещи» Низкий уровень (НУ)

0%

0%

Средний уровень (СРУ)

0%

17%

Высокий уровень (ВУ)

100%

83%

4. Проективная диагностическая методика «Рисунок человека»

Ярко выраженная половая идентичность

67%

42%

Слабо выраженная половая идентичность

33%

42%

Не выражена половая идентичность

0%

16%

 



Все статьи автора «Виталия Луковникова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: