ПОЖИТКИНА Н.В., СЕЛЕЗНЕВА Е.В., КАПУСТИНА Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Ключевые слова:


ПОЖИТКИНА Н.В., СЕЛЕЗНЕВА Е.В., КАПУСТИНА Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/875 (дата обращения: 29.09.2017).

В современном обществе отсутствие элементарной психологической культуры зачастую выступает главной причиной возникающих проблем, трудностей или конфликтов в социальном взаимодействии людей. В условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности остро встает проблема развития и использования человеческого потенциала, предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, к его способности понимать и интерпретировать не только происходящие социальные изменения, но и собственное
поведение, и поведение других  людей [1].   «Психологическая культура» является сравнительно новым в психологической науке и пока довольно редко употребляемым в научной литературе понятием. Проанализировав научные источники, мы можем отметить, что под психологической  культурой человека в психологии понимают:

- во-первых, системное  личностное образование,  позволяющее  решать задачи самоопределения, саморазвития, саморегуляции, а также социального  взаимодействия.  Она включает  в  себя интеллектуальный, ценностно-смысловой и практический компоненты [2];

- во-вторых, целостное многомерное личностное образование, качественное состояние которого определяется совокупностью объективных и субъективных критериев;

- в–третьих, способ самопознания, самовоспитания и саморазвития «собственно человеческих» качеств и способностей (вера в себя, культура переживания, способность к целеполаганию, самостоятельность, самоконтроль, способность к преодолению трудностей, к сопереживанию, терпимость к иному, речевая культура).

Следует пояснить, что в современном обществе не существует целостной и эффективной системы воспитания у подрастающего поколения психологической культуры – ее  усвоение осуществляется стихийно. Так, психологическая культура зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими
членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами: в детском саду, в школе, во дворе, в общественных местах, в
профессиональных учебных заведениях, на производстве и т.д. [3].

Особенно психологическая культура необходима человеку, вступившему в подростковый возраст, для построения его «Я» как проявления в неповторимости и индивидуальности сущностных человеческих свойств. В этом возрасте  формируется
идентичность, означающая становление творческого и независимого «Я», гармонично соединяющего различные компоненты его личности. В подростковом возрасте человек сталкивается «с тайной своего изменчивого «Я», постоянно ускользающего от него же самого», для сохранения которого необходима «огромная работа по его построению» или «выстраиванию». Без необходимого «психологического материала», т.е. без психологической культуры этого не сделать. Психологическая культура позволяет подросткам познавать свой внутренний мир, выбирать свой жизненный путь, получать удовлетворение от жизни. Это особая психическая деятельность, следствием овладения которой являются становление позитивного чувства «Я» подростка, повышение его эмоционального благополучия, самостоятельности, укрепления доверия к себе и к людям, снижение уровня тревожности, зависимости от взрослых [4, C. 184].

Подростки зачастую испытывают низкую удовлетворенность в общении со взрослыми, что  сказывается на способности самостоятельно, без помощи других анализировать и оценивать своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Они порой затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят этого делать. В их поведении наблюдается агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие, иждивенчество. Стремление к автономности, самостоятельности подростков не получает удовлетворения. Взрослые воспринимаются ими как «помеха», которую надо устранить, обойти, обмануть и т.д. Они прибегают к использованию искаженных средств самоутверждения в виде сомнительных шалостей, нередко асоциального поведения.

Не вполне разрешенной остается проблема условий, средств и механизмов формирования психологической культуры подростков, специфики их реализации. Анализ теории и практики формирования психологической культуры у подростков позволил выявить ряд противоречий:

- между потребностями практики в формировании психологической культуры подростков и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса;

- между возросшими требованиями к профессиональной деятельности практического психолога образования как субъекта психологической культуры и недостаточной готовностью к ее формированию у школьников.

Эти проблемы требуют, специального внимания психологической науки и практики. Очевидно, что назрела необходимость
разработать методические рекомендации по формированию психологической культуры подростков, которые окажут значительную помощь педагогам в решении этих вопросов. Однако требуется не только разработка конкретного содержания, применительно к школьнику, но и условий формирования психологической культуры подрастающего человека в образовательном процессе, необходим поиск психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование психологической культуры подростков.

На примере 170 подростков (учащихся 6 – 7  классов) из общеобразовательной школы г. Щучинска, мы постарались изучить особенности психологической культуры подростков с различными формами агрессии. Мы предположили, что если  для личности подростка с физической формой агрессии будет свойственен определенный уровень гармоничности всех характеристик психологической культуры, то у подростков с вербальной формой агрессии уровень  гармоничности
психологической культуры будет выше.

В качестве диагностического инструментария  нами были использованы методики: тест – опросник Басса – Дарки; “Психологическая культура личности” О. И. Моткова. По мнению О. И. Моткова психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений. Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно
высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [1, С. 215].Обработка данных производилась посредством расчетов коэффициентов корреляции Пирсона и  U – критерий  Манна – Уитни.

Мы установили, что в первоначальной выборке испытуемых (79%) 134 испытуемых имеют низкий уровень агрессии, а у 36 (21%) испытуемых был выявлен высокий уровень вербальной и  физической агрессии  и высокий уровень общей агрессивности. Далее для удобства обработки и анализа полученных результатов группа испытуемых с физической агрессией была обозначена как – Гр. 1, группа испытуемых с вербальной агрессией – Гр. 2, и группа подростков с низким уровнем  общей агрессивности – Гр.3.

Далее  нами была изучена представленность уровней гармоничности компонентов психологической культуры в группах испытуемых с физической и вербальной агрессией. Анализ профиля выраженности  средних значений показателей гармоничности компонентов и уровней психологической культуры в группах испытуемых с различными формами агрессии показал, что:

  1. В Гр.1 наиболее высокий показатель у таких компонентов психологической культуры, как: «самоорганизованность»,
    «самопонимание» – 3,6  балла, это говорит о наличии самозадач и деятельности по самовоспитанию качеств, улучшающих образ жизни.
    Самопонимание тесно связано с самопринятием, положительной самооценкой и дает личности возможность более полно проживать свою жизнь, “быть собой” в максимальной степени. «Конструктивность общения» (3,5 балла), «наличие творчества» (3,3 балла), «психологическая культура»  (3,4 балла) имеют средний уровень из всех компонентов психологической культуры. Такие подростки проявляют средний уровень в освоении и принятии новых дел и об избирании других способов выполнения привычной деятельности. Самый низкий показатель у
    такого компонента психологической культуры, как – «психическая  саморегуляция», составляет 2,8 балла.  Это свидетельствует о недостаточно развитой саморегуляции своих эмоций, действий и мыслей.
  2. В Гр.2 наиболее высоко проявляется компонент психологической культуры,  – «самоорганизованность»
    4,1 балла это свидетельствует о том, что подростки с вербальной агрессией умеют конструктивно вести свои дела: планируют, доводят начатое дело до конца, выполняют обещания. «Наличие творчества» (3,5 балла).  «Психическая саморегуляция» имеет показатель 3,4 балла -  достаточная регуляция своих эмоций, действий мыслей. «Самопонимание» и «конструктивность общения» находятся на достаточно высоком уровне – 3,7 балла. Что свидетельствует  об осмысленном результате наблюдения и объяснения своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как другие понимают его.
  3. В  Гр.3 наиболее высокий показатель такого компонента  психологической культуры, как – «самоорганизованность» (3,9 балла). «Конструктивность общения» (3,5 балла), «наличие творчества» и «психическая саморегуляция» (3,4 балла). Это  свидетельствует о том, что испытуемые данной группы достаточно хорошо умеют строить свое общение со сверстниками и другими людьми, умеют сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач.

Для выяснения тесноты связи между уровнем гармоничности всех компонентов психологической культуры и видами агрессии, мы применяли метод линейной корреляции Пирсона [5]. Полученная положительная линейная корреляционная связь между «самопониманием» и физической формой агрессии, это свидетельствует о способности подростков анализировать своих личностные и поведенческие особенности, в результате чего начинают лучше осознаваться свои мысли, действия и чувства.

Полученная отрицательная  линейная корреляционная связь между «саморегуляцией» и вербальной формой агрессивного поведения свидетельствует о недостаточной регуляции подростков с вербальной формой агрессии своих эмоций, действий и
мыслей. Полученная отрицательная линейная корреляционная связь между «конструктивностью общения» и низким уровнем общей агрессивности поведения свидетельствует о том, что чем выше показатели вида культурно-психологического  поведения – «конструктивность общения», тем ниже уровень общей агрессивности в поведении, и
наоборот. Полученная положительная линейная корреляционная связь между  «самоорганизованностью», «саморазвитием» и низким уровнем общей агрессивности поведения свидетельствует о том, что чем выше   проявляется самореализации
подростков в любой деятельности, поэтапное становление и развитие личности, познание и общение, тем выше проявляется уровень общей агрессивности в поведении.

Таким образом, мы определили тесноту связи между  уровнем гармоничности всех компонентов психологической культуры и определенными видами агрессии.

Для выявления различий в  показателях уровней гармоничности всех компонентов психологической культуры в группе подростков, склонных к физической форме проявления агрессии, в группе подростков, склонных к вербальной форме
проявления агрессивного поведения, мы использовали U – критерий Манна – Уитни [6].

По таким показателям уровня гармоничности компонентов психологической культуры как «самоорганизованность» и
«саморазвитие» группа подростков, склонных к вербальной форме проявления агрессии превышают показатель уровня гармоничности компонента «самоорганизованности» и «саморазвития» в группе подростков, склонных к физической форме проявления агрессии. Это связано с выраженным стремлением к лидерству, наличием самозадач и деятельности по самовоспитанию качеств, улучшающих образ жизни, с умением конструктивно вести свои дела, реалистично их
планировать и доводить начатое до конца у подростков с вербальной формой агрессии, умении своевременно преодолевать препятствия и трудности во имя поставленных целей.

А по таким показателям уровня гармоничности компонентов психологической культуры как «самоорганизованность», «саморазвитие» и «уровень гармоничности психологической культуры» группа подростков, склонных к вербальной  форме агрессии превышают показатели уровня гармоничности компонентов психологической культуры в группе подростков, с низким уровнем общей агрессивности. Это свидетельствует о том, что у подростков с вербальной формой проявления агрессии более выражено проявление активно – действенного отношения к себе, умение соотносить себя и другого в общении. Они достаточно хорошо саморегулируют свои действия и эмоции, конструктивно  ведут различные  дела, выражены процессы самоопределения, творчества и саморазвития. Удовлетворяют свои интересы и потребности,
проявляя при этом самостоятельность и самоорганизованность. Способны к преодолению противоречий своего развития собственными усилиями, хорошо развита способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив.

Результаты нашего исследования послужили основой для разработки системы практических рекомендаций для  родителей по оптимизации общения с подростками, склонных к различным формам проявления агрессии; для педагогов и практических психологов,  подобраны профилактические мероприятия, направленные на формирование психологической культуры подростков.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.3. – М., 1983.

2. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Академия, 2002.

3. Абрамова Г. С. – Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд.: М.
Издательский центр «Академия» 1999. – 392 с.

4. Климов Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. –  М., 1998.

5. Погребицкая М. В. Математические методы в психологии: Учебно-методическое пособие. – Петропавловск, СКГУ, 2004. – 230 с.

6. Сидоренко Е. В, Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996. – 326 с.



Все статьи автора «Pozhitkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: