ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ПРОЯВЛЕНИЕ ФОРМ АГРЕССИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ПРОЯВЛЕНИЕ ФОРМ АГРЕССИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/923 (дата обращения: 11.01.2018).

УДК 15

Гумель Е.Б., Петушкова А.А.

(Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева)

На современном этапе развития общества существует проблема неумения подростков эффективно и компетентно взаимодействовать друг с другом. Именно поэтому обучение способам продуктивного социального взаимодействия приобретает все более важное значение.

В условиях общественных преобразований значительные требования предъявляются к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения, к развитию социальной компетентности. Под социальной компетентностью понимается система знаний о социальной действительности; система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом»; извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Термин «компетентность социального взаимодействия» для характеристики успешности взаимодействия личности с социальной средой был введен И.А. Зимней, как охватывающий весь спектр человеческих взаимоотношений [1]. В ее понимании компетентность социального взаимодействия относится к группе компетентностей, характеризующих взаимодействие с другими людьми, и включает в себя знания и навыки взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, умение решать и преодолевать конфликтные ситуации, готовность к сотрудничеству, толерантность, а также навыки общения, понимаемые как владение устной и письменной речью, умение вести диалог и монолог, знание этикета и др.

В других источниках «социальная компетентность» понимается, как способность эффективно участвовать в решении профессиональных и личных проблем и конфликтов, возникающих в структурированных социальных группах, а также способность реализовывать свои цели и планы в условиях социального взаимодействия [2]. Таким образом, говоря о социальной компетентности, мы говорим о целенаправленной, рациональной форме взаимодействия.

Подростковый возраст сензитивен для социального и эмоционального развития. Как показал анализ ряда исследований, развитие социальной компетентности подростков обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов. Кроме того, развитие социальной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации. [2, С. 57].

Одной из причин, препятствующих умению компетентно взаимодействовать подросткам друг с другом, может являться агрессия.

В обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение [3].

Многие исследователи, такие как Н. Платонова, Д. Журавлев, А. Бандура, Р. Уолтерс и др. занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Такие авторы как А.Бандура, Э.Фромм, Р.Бэрон, Д.Ричардсон и другие рассматривают подростковую агрессию как результат специфичного социального научения. Теория социального научения – теория о том, что мы учимся агрессивному поведению, наблюдая за другими и подражая им. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе.

В рамках выше обозначенной проблемы на базе ГУ СШ №43 им. Г. Мусрепова г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи компетентности социального взаимодействия и проявлений форм агрессии личности подросткового возраста. В исследовании приняли участие 80 учащихся 9 классов.

В процедуре отбора испытуемых мы, прежде всего, руководствовались тем, что подростковый возраст является наиболее сложным периодом в воспитании ребенка. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей, что нередко может приводить к отрицанию стандартов жизни старшего поколения.

В качестве методов исследования нами использовались:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- психодиагностический метод, а в его рамках: методика измерения компетентности социального взаимодействия, разработанная Н.И. Кодинцевой; опросник Басса – Дарки, направленный на определение уровня агрессивности испытуемых;

- метод математико–статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона).

Итак, в ходе проведения эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Доминирующими формами агрессии в выборке испытуемых являются вербальная агрессия, чувство вины и физическая агрессия, а наименее выражена такая форма агрессии, как негативизм. Результаты диагностики отражены в Рисунке 1.

формы агрессии

Рисунок 1. Результаты эмпирического исследования форм агрессии подростков

 

2. Анализ индексов агрессивности и враждебности позволил сделать следующие выводы, что для большинства современных подростков уровень враждебности превышает нормативный показатель, а уровень агрессии подростков находиться в пределах нормы [Рисунок 2].

 

Рисунок 2. Результаты эмпирического исследования испытуемых с высокими показателями по индексу враждебности и агрессивности

3. Большинство современных подростков обладают развитой компетентностью социального взаимодействия, так как у них преобладают личностно-творческий и нормативный уровни. Результаты диагностики отражены в Рисунке 3.

уровни компетентности социального взаимодействия

Рисунок 3.
Результаты эмпирического исследования
компетентности социального взаимодействия подростков

    4. Для подростков с высоким уровнем физической агрессии, характерен низкий нормативный уровень компетентности социального взаимодействия. Такие подростки в конфликтных ситуациях предпочитают использование физической силы против другого лица, вместо применения норм и правил, которыми необходимо пользоваться при общении с окружающими, что и делает их социально некомпетентными.

    5. Для испытуемых с высоким уровнем раздражения, характерен низкий нормативный уровень компетентности социального взаимодействия. Как известно, первостепенное значение в этом возрасте имеет общение со сверстниками, поскольку, общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, способы социального поведения. Но подростки с высоким уровнем раздражения отталкивают от себя сверстников, вследствие этого их личность может быть охарактеризована как социально некомпетентная.

    6. Подростки с высоким нормативным уровнем компетентности социального взаимодействия, склонны к незначительному проявлению такой формы агрессии, как обида. Заранее всё спланировав, подростки рассчитывают на положительный результат, но так как каждая ситуация общения уникальна, возможен такой исход событий на который подросток не рассчитывал, вследствие этого возможно проявление ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева за действенные и мнимые страдания, а, следовательно, проявление обиды.

    7. Подростки с высоким контрпродуктивным уровнем компетентности социального взаимодействия, склонны к частому проявлению такой формы агрессии как, чувство вины. Подростки с данным уровнем компетентности социального взаимодействия плохо владеют социальными нормами, в связи с чем, могут возникать проблемы в общении. А как известно, что самооценка зависит от того, как к тебе относятся окружающие. Подросток чувствует, что другие люди зачастую негативно оценивают его личность, тем самым, формируя в нем убежденность в том, что он является плохим человеком и, как следствие, возникает чувство вины.

    Полученные результаты эмпирического исследования позволили нам составить следующие рекомендации психологам и педагогам, работающим в сфере образования с подростками:

1. Для снижения уровня агрессивности и враждебности необходимо формирование позитивной нравственной позиции подростка;

2. Необходимо обучение подростков приёмам регулирования своего эмоционального состояния и навыкам внутреннего самоконтроля;

3. Рекомендуется проведение упражнений на выработку навыков и умений разрешения конфликтных ситуаций; а также психокоррекционных мероприятий для снижения уровня агрессивности подростков;

4. Необходимо проведение упражнений на развитие эффективного общения подростков в социальной среде.

 

 

Литература:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003 – №5 – С. 29 – 37.

2. Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. – Екатеринбург, 2005. – 256 с.

3. Румянцева Н.М. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. – 1992. – № 5 – С. 35 – 38.


Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Елена Гумель»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: