ГОЛОВИН М.С. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ


ГОЛОВИН М.С. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ


Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/929 (дата обращения: 29.09.2017).

На протяжении дошкольного возраста ребенок формируется психически и физически, происходит становление его как личности и приобретение бесценного опыта, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни. На протяжении этого возраста также формируется и одно из важнейших качеств личности человека – идентификация себе с полом, ролью в семье, становление гендерного поведения человека.

Многие авторы, такие как Кон И.С., Спиваковская А.С., Захаров А.И., Немировский К.Е. и др. доказали, что нарушения в половой и ролевой идентификации ребенка могут повлечь за собой такие проблемы, как пониженный уровень притязаний, высокий уровень тревожности, невротические симптомы, грубость, драчливость, заниженный уровень самооценки, тягостное чувство отличия от сверстников, активный поиск «значимого взрослого» и неадекватная требовательность к родителю, высокое желание изменений ее поведения.

Укрепление семьи в настоящий момент – приоритетная задача теории и практики семейной педагогики и психологии. Причиной повышенного внимания к сфере семьи является неуклонно растущее, по данным статистики, количество разводов среди молодых пар, что, по мнению психологов, обусловлено в первую очередь неправильными представлениями о структуре семьи, ролях мужа и жены, иначе говоря, недостаточно  сформированными социальными нормами семейного поведения. В неумении строить взаимоотношения в семье и распределять супружеские обязанности ведущую роль имеют воспитательные тенденции, которые не учитывают половую сферу. Искаженный образец семейного и полового поведения, несомненно, найдет свое отражение в будущем, при построении собственной семьи.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе выделяются два подхода к изучению семейно-ролевой идентификации. Первый – теория научения, согласно которой ребенок пассивен в процессе усвоения семейной роли. Второй – когнитивно-генетическая теория, определяющая идентичность, как результат активной структуризации ребенком личного опыта. В развитии процесса семейно-ролевой идентификации выделяются три этапа:

-                   Ребенок получает знания о существующих семейных ролях;

-                   Ребенок принимает на себя соответствующую роль;

-                   Ребенок сознательно управляет своим поведением, согласно роли.

Вышеописанные теории не противоречат друг другу. Они помогают раскрывать разные аспекты процесса семейно-ролевой идентификации, которая базируется на семейных взаимоотношениях с помощью научения и воспитания.

Обобщая исследования российских психологов, в частности руководствуясь работами Клециной И.С. и Бендас Т.В., семейно-ролевую идентификацию следует интерпретировать как сложный многогранный процесс отождествления себя с семейной ролью, включающий в себя осознание своей эмоциональной, психологической и социально-ценностной значимости как члена семьи, непосредственно формирующий ролевое поведение личности. В структуре семейно-ролевой идентификации выделяется три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

При воспитании ребенка одним родителем формируется множество психологических проблем. Роль каждого из родителей в воспитании ребенка многогранна, важность наличия и отца, и матери с самых ранних лет жизни неоспорима. Данный фактор влияет на формирование личности ребенка. Отсутствие одного из родителей является причиной различных нарушений психического развития ребенка, снижения  социальной активности, деформаций личности, отклонений в поведении и состоянии психического здоровья. Также негативным последствием воспитания в неполной семье можно назвать нарушение процесса семейно-ролевой идентификации.

Воспитываясь в неполной семье, ребенок испытывает нарушение семейно-ролевой идентификации, зачастую имеет серьезные психологические проблемы. Для того чтобы успешно пройти процесс идентификации, ребенок должен испытывать и материнское, и отцовское влияние. В противном случае ребенок не усваивает свою действительную семейную роль, искажает ее или даже выполняет другие, не свойственные ему роли. Это создает дополнительные трудности в дальнейшем: складывается установка на воспитание будущих детей либо только матерью, либо только отцом, ведь так произошло с ним в свое время, значит, так и должно быть. Проблемы в семейно-ролевой идентификации влекут за собой повторение проблем в семье в общении с другими людьми.  Не видя, как ведут себя отец или мать в различных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести адекватную ситуации модель поведения. Неверные представления порождают некорректное ролевое поведение, тем самым нарушая внутрисемейную ролевую структуру.

Основная часть неполных семей образуется в результате развода и/или ухода отца из семьи, то есть являются материнскими. Естественно, что мать пытается объединить в себе роли обоих родителей с целью компенсировать отсутствие отца, однако равнозначно реализовать и отцовскую, и материнскую позицию она не сможет. Для адекватного формирования семейно-ролевой идентификации одним из важнейших факторов является наличие знаний об обоих типах мышления: мужском и женском. Достаточное количество таких знаний является гарантом успешного усвоения информации о семейных ролях. Отсутствие отца, не важно, по каким причинам оно возникло, негативно влияет на развитие интеллекта детей вне зависимости от пола. Также от наличия отца зависит формирование у ребенка интереса к учению и познанию.

Неблагоприятным образом сказывается на воспитании ребенка отсутствие отца и достаточной информации о нем. В связи с этим можно предположить, что у детей из неполных семей менее развит когнитивный компонент семейно-ролевой идентификации. Обратной стороной этого является более быстрое взросление детей из неполных семей, психологические потребности которых были удовлетворены на этапе их возникновения.

Если неполная семья образовалась путем развода, то в этом случае ситуация, согласно Мухиной B.C., осложняется тем, что матери не всегда удается держать в себе свое раздражение по отношению к бывшему мужу; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Не менее отрицательно влияет на процесс семейно-ролевой идентификации и противоположная ситуация, при которой материнская забота гипертрофируется. Чрезмерная опека создает негативную воспитательную атмосферу в семье, представления ребенка о реальной жизни не соответствуют действительности. Становление личности ребенка нарушается, вместе с ним замедляется процесс семейно-ролевой идентификации.

С процессом семейно-ролевой идентификации тесно связана полоролевая идентификация. У детей из неполных семей возникают нарушения половой идентичности, формируются на недостаточном уровне навыки полоролевого поведения. Несформированность половой идентичности вызывает изменения личности ребенка, и в первую очередь в семейно-ролевой идентификации. Наличие отца играет важную роль в первые пять лет жизни ребенка в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Если на протяжении данного периода никто не реализует функции отца или не послужит его полноценной заменой, у ребенка могут возникнуть серьезные трудности в процессе формирования семейно-ролевой идентификации.

Дети из неполных семей, как правило, проявляют повышенную агрессивность и имеют отставания в умственном и физическом развитии вследствие сформировавшейся у них склонности к подозрительности и отстраненности. Потому внутри семейных отношений такие дети лишены доверия к другим членам семьи, более склонны к конфликтам. Роль сына или дочери воспринимается ими через призму собственных некорректных установок, происходит искажение роли.

Во многих исследованиях встречается тезис о том, что дети из неполных семей постоянно находятся в состоянии неудовлетворенности, обделенности, более склонны к фрустрации. Зачастую это сопровождается многочисленными негативными переживаниями. Дети ощущают себя неполноценными. Часто семейная роль сына, дочери, сестры или брата преувеличивается, ребенок пытается максимально  реализовать характеристики роли, усвоенные им из сторонних источников. Так примером для подражания и формирования ролевого поведения могут стать герои литературных или художественных произведений.

Особенности семейно-ролевой идентификации детей, воспитывающихся в неполных семьях, создают необходимость их психолого-педагогического сопровождения, направленного на формирование всех трех компонентов семейно-ролевой идентификации: поведенческого, когнитивного и эмоционального. Важнейшим психолого-педагогическим условием формирования семейно-ролевой идентификации является организация сюжетно-ролевой игры «Семья», как основной метод психолого-педагогической работы. Для наибольшей эффективности организацию игр дошкольников необходимо проводить комплексно, в сочетании с другими видами детской деятельности, в том числе и продуктивными.



Все статьи автора «Максим Головин»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: