ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ


ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/931 (дата обращения: 29.09.2017).

УДК 15

 Гумель Е.Б., Петушкова А.А.

(Северо-Казахстанский государственный университет  им. М. Козыбаева)

Процессы и сложность общественных преобразований, произошедших в последнее время на постсоветском пространстве, повлияли на процессы социализации подрастающего поколения.

Создание новых политических систем, процессы реформирования,  экономический кризис, утверждение национального суверенитета оказывают существенное влияние на развитие личности подростка.

Но, главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой, отвечающей  не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.

За последние десятилетия кардинально изменились нормы и ценности, модели поведения, которые призван освоить ребенок; изменяются ценности и личностные смыслы, которыми родители руководствуются в воспитании детей, сокращается время, которое они могут проводить вместе, и, как следствие, снижается осведомленность родителей о жизни своих детей. Одной из отрицательных последствий трансформации семейных отношений при адаптации к социальным переменам многие исследователи (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, Ю.В. Айзина, О.А. Карабанова, И.А. Горьковая и др.) признают нарушение характера детско-родительских отношений. Как отмечает В.Н. Дружинин, влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь [1]. То, каким вырастет ребенок, каким войдет во взрослую жизнь определяется во многом стилем родительского поведения, который выбирают родители по отношению к своим детям.

Нужно отметить, что в воспитании ребенка наиболее сложным периодом считается подростковый возраст. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе…и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [2].

В подростковом возрасте решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивид-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет социально-психологическая адаптация. Эффективность социально-психологической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия.

Социально-психологическую адаптацию можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [3].

Поэтому выбрать правильный стиль воспитания в подростковом возрасте очень важная и сложная задача, к которой родителям необходимо подходить с большой ответственностью, так как именно от этого выбора может решиться дальнейшая жизнь ребенка и формирование его отношений с окружающими людьми.

Проблема состоит в том, что при всем обилии и многообразии проведенных в мире исследований, очевидно, что многие вопросы психологии семьи и семейного воспитания разработаны еще недостаточно. Психологам еще предстоит понять, что принципиально отличает благополучную семью от неблагополучной, что лежит в основе межличностных конфликтов семьи, изучить природу материнства и отцовства, выяснить, какие модели родительского поведения адекватны развитию личности на разных этапах детства. Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает.

В рамках выше обозначенной проблемы на базе ГУ СШ №43 им. Г. Мусрепова г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области, нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния стилей семейного воспитания  на уровень социально-психологической адаптированности подростков. В исследовании приняли участие 60 подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье, в возрасте 13-15 лет, и их родители (матери) в количестве 60 человек.

В процедуре отбора испытуемых мы, прежде всего, руководствовались тем, что подростковый возраст является наиболее сложным периодом в воспитании ребенка. Влияние родителей в этом возрасте уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни подростка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. В подростковом возрасте взаимоотношения с родителями переходят на качественно новый этап – подростки и родители ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты. Поэтому представляется важным проследить, каким именно образом изменяются детско-родительские отношения, чтобы не допустить возможных отклонений, помочь членам семьи в целом легче адаптироваться друг к другу и пройти этот период без серьезных конфликтов и утрат.

В качестве методов исследования нами использовались:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- психодиагностический метод, а в его рамках: методика изучения родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; методика «Социально-психологическая адаптация», разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом;

- метод математико–статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона, U- критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного).

На первом этапе эмпирического исследования нами были выявлены стили семейного воспитания в выборке матерей. Сравнительный анализ стилей семейного воспитания в выборках матерей подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье показал, что матери подростков из полной семьи предпочитают стиль семейного воспитания «принятие – отвержение», а матери подростков из неполной семьи выбирают стиль семейного воспитания – «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация». Этот факт можно объяснить тем, что матери-одиночки в большей степени чувствуют на себе ответственность за судьбу своего ребенка, нежели матери, которые имеют поддержку от отца ребенка.  Матери-одиночки стремятся любыми способами оградить своего ребенка от всевозможных неприятностей. В основе такого желания, на наш взгляд, может лежать механизм психологической защиты – проекция (матери-одиночки начинают переносить свои страхи за неудачную личную жизнь на судьбу своих детей), а также пытаются компенсировать свои собственные неудачи за счет удач и успеха своих детей.

На следующем этапе нашего исследования применялся тест – опросник К. Роджера и Р. Р. Даймонда, предназначенный для диагностики социально-психологической адаптированности подростков. Исследование социально-психологической адаптированности показало, что наибольшее значение в выборке подростков, воспитывающихся в полной семье, имеет шкала «самоприятие», наименьшее – «стремление к доминированию» и «эскапизм», а в выборке подростков, воспитывающихся в неполной семье, наибольшее значение составила шкала «принятие других», а наименьшее значение шкала – «самоприятие». Это свидетельствует о том, что эти подростки характеризуются низким уровнем пониманием и одобрением самого себя, недоверием к себе. Им свойственна негативная  самооценка и неудовлетворенность собой. Подростки низко оценивают свои способности и общие достоинства.

Сравнительный анализ показателей в выборках подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье, показал, что подростки из неполных семей не имеют позитивного принятия себя, в большей степени испытывают эмоциональный дискомфорт, имеют средний уровень социально-психологической адаптированности.

Дальнейшим этапом нашего исследования явилось установление статистически достоверной взаимосвязи между стилем семейного воспитания подростков и уровнем их социально-психологической адаптированности. Для этого мы пользовались коэффициентом линейной корреляции r Пирсона. Анализ эмпирических значений коэффициента корреляции показал, что существуют достоверные положительные взаимосвязи между стилями семейного воспитания «принятие-отвержение», «кооперация» и шкалой социально-психологической адаптированности «самоприятие»; существуют положительные корреляции между стилем семейного воспитания «принятие-отвержение», стилем семейного воспитания по типу «кооперация» и шкалой «адаптация»; существует достоверная положительная корреляция между стилем семейного воспитания по типу «принятие» и шкалой социально-психологической адаптированности «эмоциональная комфортность»; а также существует статистически достоверная отрицательная взаимосвязь между типом семенного воспитания «авторитарная гиперсоциализация» и шкалой социально-психологической адаптированности «интернальность». Это свидетельствует о том, что родители, которые умеют видеть личность в своем ребенке, умеют его уважать, тем самым формируют у подростков конструктивные способы поведения в конфликтных ситуациях, ситуациях межличностного общения. Подростки продуктивно выполняют свою ведущую деятельность, удовлетворяют свои основные потребности, в полной мере идут навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ним эталонная группа. Уровень адаптации  таких подростков позволяет им эмоционально комфортно чувствовать себя в любых, даже новых для них условиях.

С целью выяснения различий в уровне социально-психологической адаптированности подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье, нами применялся U – критерий Манна-Уитни.  Анализ показателей коэффициента различий показал, что имеется статистически достоверные различия в уровне социально-психологической адаптированности по шкалам «адаптация», «самоприятие» и «эмоциональная комфортность» между выборками подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье. Подростки из полных семей более адаптированы, по сравнению с подростками из неполных семей. Это можно объяснить тем, что наличие обоих родителей дает подростку возможность усваивать разные образцы поведения в жизненных ситуациях, у них имеется большее количество возможностей для идентификации.

Анализ литературы и результатов эмпирического исследования позволил нам сформулировать рекомендации для педагогов-психологов  при организации коррекционной, консультативной и психопрофилактической работы с категорией подростков, имеющих низкий уровень социально-психологической адаптированности:

- необходимо вооружить подростков системой понятий и представлений, используемых при психологическом анализе своей личности, группы, социально-психологических ситуаций;

- необходимо создать условия для познания подростками своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми;

- необходимо сформировать у подростков умение организовывать оптимальное общение, эмоциональную и поведенческую саморегуляцию, психологический анализ ситуаций;

- необходимо развить навыки рефлексии и обратной связи подростков.

Также нами были составлены рекомендации родителям подростков, направленные на формирование предпочтительного стиля семейного воспитания:

– принимайте подростка таким, какой он есть, поощряйте инициативу и самостоятельность подростка, старайтесь быть с ним на равных;

– всегда старайтесь понять подростка, войти в  образ его мышления, учитесь разбираться в мотивах поступков подростков;

– проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

– в конфликтных ситуациях умейте  сдерживать себя и свои эмоции и относитесь к подростку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

– в своих отношениях с подростком старайтесь придерживаться «позитивной модели». Хвалите подростка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что подростки игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале;

– не давайте подростку категорических указаний. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя», «прекрати»;

– не оказывайте на подростка  никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

– стройте взаимоотношения с подростком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к подростку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям;

– всегда старайтесь объяснять мотивы своих требований и обсуждайте их с подростками;

– уменьшите попытки контролировать жизнь подростка и предоставьте ему помощь и поддержку;

– не настаивайте на том, чтобы подросток обязательно принес извинение за проступок.

 

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996. – 160 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. – М.: Просвещение, 2000. – 464 с.

3. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.



Все статьи автора «Елена Гумель»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: