КОРЧЕВСКИЙ А.А. СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В РОССИИ

Ключевые слова: , , , ,


КОРЧЕВСКИЙ А.А. СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В РОССИИ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/08/985 (дата обращения: 01.10.2017).

В данной статье представлен исторический обзорный экскурс, освещающий состояние предмета химии в рамках общеобразовательных школ в период образования и становления Российского государства, а также предпосылки и условия зарождения общественной внеклассной работы по химии, следствием которой стало последующее возникновение кружков и школьных химических обществ.

 

Современный этап развития химии и внеклассной работы в школе вобрал в себя очень многое из наработок советской школы, но крушение огромного государства и хаос 90-х годов значительно приостановили развитие всего отечественного образования.

Изменилась карта страны, экономика, Конституция, менталитет людей. В начале становления современной России главным был вопрос выживания: семей, школ, университетов, культуры, поэтому неудивительна стагнация добровольной общественной работы, ставшей нужной совсем немногим.

Там, где она сохранилась, происходила её переориентЛеоация с университетов, дворцов пионеров и технических станций на школы, лицеи, гимназии с сохранением основных форм деятельности: олимпиад, турниров, конференций, выставок, творческих вечеров, научно-методических сборов и конкурсов [Чернобельская Г.М., 2000: 201].

Все большее внимание во внеклассной работе отводилось учебно-исследовательскому методу, который также занимал центральное место в школьных обществах Англии, Германии, Соединенных штатов, разработкой которого занимались крупные зарубежные ученые Г. Армстронг и И. Фрейнд [Леонтович А.В., 2002: 15].

Этот метод в сочетании с методом проектов позволял вовлекать учащихся в работу обществ, но главной проблемой того времени был банальный поиск средств, реактивов, оборудования, поскольку материально-техническая база кабинетов химии оставляла желать много лучшего.

В определенной степени данная ситуация улучшилась с середины 2000-х годов – с обретения политической и экономической стабильности, когда стало уделяться внимание и образовательной сфере. Власть взяла курс на соответствие образовательной системы лучшим зарубежным мировым образцам: страна присоединилась к Болонскому соглашению, изменилось университетское образование, ставшее двухуровневым, в школах было внедрено профильное обучение и развернута учебно-воспитательная и профориентационная работа, основанная на элективных курсах.

Многие школы, развивающиеся в соответствии с современными тенденциями, были премированы грантами в рамках национального проекта «Образование», что позволило оборудовать, в том числе и кабинеты химии. Все эти изменения не могли не отразиться на работе химических школьных обществ, как в ценностной, так и организационной части.

Во-первых, изменились идейные и смысловые составляющие исследовательской работы, которая из способа профессиональной ориентации молодежи в области науки начинает пониматься как средство развития личности и вся деятельность химического общества (и всей современной школы) должна быть направлена именно на личностное развитие  ребёнка в процессе учебной, кружковой, общественной деятельности [Корчевский А.А., 2009: 108]. В этом заключается инновационная роль школьных химических обществ. Изменение этих составляющих должно найти отражение в постановке новых целей, задач, принципов, условий, критериев и направлений работы, то есть современное химическое общество должно строиться в новых условиях по-новому.

Во-вторых, расширились уровни деятельности учащихся от учебных образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) до уровня региона,  где сложилась межведомственная система организации исследовательской деятельности учащихся, которая предусматривает взаимодействие органов управления образованием, школ различных видов, учреждений дополнительного образования детей, вузов, научных учреждений, общественных организаций. Эта система поддерживается администрациями, государственными органами управления образованием, в том числе с помощью поощрения учащихся, педагогов, научных сотрудников. С регионального уровня возможен выход на межрегиональный и всероссийский уровень. В этих уровнях выделяется ряд программ и проектов, которые имеют определенный статус, получают государственную поддержку, пользуются широкой известностью в педагогической и научной среде.

Это международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку» и Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», что проводятся МФТИ им. Н.Э. Баумана. Среди проектов данного уровня следует упомянуть всероссийские конференции «Юность, наука, культура», «Юниор», «Харитоновские чтения», а также Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги», проводимый под эгидой клуба учителей «Доживем до понедельника» (г. Москва).

В-третьих, начали активно внедряться информационно-компьютерных технологий (ИКТ), как средства обучения, поиска и обработки информации, коммуникации с другими обществами и лабораториями, что допускает перспективу создания новой уникальной системы виртуальных химических обществ различных городов и стран, наподобие широко распространенных «виртуальных колледжей». ИКТ позволяют проводить видеоконференции, общаться, обмениваться опытом, изучать постановку дела в других образовательных учреждениях. В сети Интернет можно познакомиться с опытом работы преподавателей в химических обществах Комсомольска-на-Амуре, Санкт-Петербурга, Костромы, Цимлянска и многих других.

В-четвёртых, в тех образовательных учреждениях, где не были открыты профильные классы, система школьного химического общества способна компенсировать базовый уровень изучения естественных наук и стать альтернативой профилированию.

В-пятых, сетевое взаимодействие химического общества с университетами, лабораториями, промышленными предприятиями открыло широкие перспективы организации и претворения в жизнь настоящих научных проектов, а это – приобщение детей к современной науке, наращивание их достижений в химии, формирование портфолио будущих абитуриентов, подготовка их к выбору будущей профессии. Причем профессия эта не только вспомогательного характера – лаборанта, ассистента, как раньше, но и будущего ученого, управленца, преподавателя, поскольку основы подобной работы закладываются в самом школьном обществе.

В-шестых, изменились отношения между педагогом и школьником, и открылась новая миссия учителя – руководителя, творца, исследователя, а у учеников в этих условиях должен быть сформирован внутренний собственный мотивационный вектор учебной и исследовательской деятельности, как индивидуального, так и коллективного характера [Колесникова И.А., 2005: 102].

Реализация в рамках  школьного химического общества принципа самоуправления в перспективе выводит субъектную активность учащихся на уровень менеджера, управленца, ответственного за судьбу коллектива, социума в рамках школьного химического общества. Подобная роль позволяет не просто решать образовательные и воспитательные задачи, а способствует формированию социальной зрелости, взрослому отношению к жизни.

Таким образом, работа школьных химических обществ не теряет актуальность и в наши дни. Пройдя долгий и тернистый путь, она занимает центральное место в системе внеклассной работы по химии и является важным образовательным звеном, направленным на подготовку современного ученика – будущего исследователя и гражданина своей страны. В этом заключается её инновационная и современная роль, поскольку теоретическая и практическая подготовка, социальная адаптация и уверенность в себе, сформированное представление о научных способах и методах познания, постановки и  решения научных и социальных проблем, является одним из вернейших средств самореализации личности двадцать первого века.

Изменение запросов современности требует нового педагогического и методического подходов к выстраиванию подобной работы, поэтому изучение данного вопроса будет представлять большую исследовательскую и научную ценность.

Библиографический список:

  1. Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. для ВУЗов. М.: Просвещение,2005 г. – С. 102-103.
  2. Корчевский А.А. «Естественнонаучное школьное химическое общество «Архея» в рамках современной системы профильного образования». Материалы всероссийской научно-практической конференции г. Казань, 11-12 декабря 2009 г. / Под. ред. С.И. Гильманшиной, И.Д. Низамова. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С. 108.
  3. Леонтович А.В. О научной традиции и догме в школе // Исследовательская работа в школе. – 2002. – №2. – С. 15.
  4. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2000. С. 201.


Все статьи автора «Korchevskiy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: