ТАТУЙКО И.Н. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ “НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО ЭТНОПЕДАГОГИКИ” И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ “ДРЕВО ЖИЗНИ”


ТАТУЙКО И.Н. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО ЭТНОПЕДАГОГИКИ" И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ДРЕВО ЖИЗНИ"


Рубрика: Общая рубрика, Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/09/1003 (дата обращения: 27.10.2023).

Аннотация  представляемого  материала

 

Паспортные данные проекта

 

Название проекта: « Народный праздник как средство этнопедагогики»

Направленность проекта: этнокультурная

Срок реализации:  один год

Целевая группа:  дети от 9 до 16 лет.

Цель проекта: формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики (народной праздничной культуры).

Предполагаемое количество   привлеченных детей в год: 100 чел.

 

Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного праздника «лежала»  общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего  и роли человека в мире, а  точнее в его выборе между добром и злом. Праздничные действия -  обряды закрепляли в сознании людей данные духовно- нравственные установки, регламентировали отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник привносил особую эмоциональную окраску – радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.

Так в чередовании будней и праздников, которые   составляли  нормальное течение жизни, закладывались  в  подрастающем  поколении  основные человеческие ценности, правила поведения,  как в семье, так и в социуме. Поэтому вполне  актуально  и  целесообразно   применить   народные традиции наших предков как  педагогическое средство  воспитания  детей в условиях современного общества.

Цель: формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики (народной праздничной культуры)

Задачи:

  1. Познакомить  участников проекта с  истоками  и обрядами  русской праздничной культуры;
  2.  Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре;
  3. Развить у участников проекта  интерес к истории и культуре русского народа;
  4.  Развить у  обучающихся компетенции, способствующие в формировании личностных качеств;
  5.  Воспитать у обучающихся  уважительное отношение  к семейным традициям;
  6.  Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.

Выбор  стратегии   в достижении поставленной  цели  и задач  данного проекта был неслучаен и определен,  как  взаимодействие  педагога дополнительного образования   не только   с детьми, но и   его  семьей (в рамках подготовки и проведения народного русского праздника). Этапы реализации  данного проекта должны объединить в единое педагогическое пространство всех участников. Дети, педагог и родители  занимаются различными видами деятельности в рамках «рабочих групп»:

  • исследовательская группа (изучение истоков праздника, обрядов);
  • группа сценаристов (создание сценария праздника);
  • группа дизайнеров (разработка эскизов костюмов, декорации, изготовление костюмов, народных кукол;
  • фольклорная группа (исполнение фольклорных песен, закличек).  Обучающийся сам  определяет  свою «рабочую группу». В течение  учебного года он может «переходить» вместе со своими родителями  в другие группы. Тем самым «переходя»  и  «погружаясь»  в различные  виды деятельности, что  привносит  новизну в выборе методов реализации проекта.

Проектная деятельность предполагает не только планирование и организацию деятельности, но и прогнозирование результатов данной деятельности.

Поскольку проект носит,  образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместно  определить,  что же получают дети,    участвуя  в   реализации проекта. Прогнозирование результатов мы будем оценивать  по традиционным критериям: знания, умения,  навыки. А личная карта ребенка позволит выявить  степень развития  личностных компетенций.

 

 Обучающиеся

 на уровне знаний:

- знание истоков  праздника;

-  значение  праздничных обрядов;

-  роли детей в народном празднике;

-  символику и значение праздничной атрибутики;

-  требований к детской исследовательской работе.

на уровне умений:

- работать в коллективе;

-создавать художественный  образ (праздничного персонажа);

- работать с литературой и информацией;

- классифицировать  и анализировать информацию;

 на уровне навыков:

- работы с эскизами;

- изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;

- навыки  работы со сценарием;

- навыки  в  исследовательской деятельности;

- навыки театрализации;

- навыки монологической и диалогической речи.         

компетенции:

  • Обучающиеся знакомятся с особенностями  национальной  культуры, духовно-нравственными  основами  жизни человека.  В процессе изучения истоков  праздника, а также  особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры,  обучающиеся будут постигать культурологические основы семейных традиций. Таким образом, ученики   получают возможность развивать  в себе общекультурные компетенции.
  • Определение своей личностной траектории в подготовке праздника (исследовательская деятельность, дизайнерская,  актерская,  работа над сценарием), позволяют   каждому ребенку осознавать свою роль в данном проекте.  Ребенок учиться выбирать ту или иную деятельность сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей деятельности. Ценностно-смысловые компетенции               обеспечивают механизм самоопределения ученика в  проекте.
  • Исследование корней  народного календарного праздника, раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает обучающимся  развиваться в познавательной деятельности включая такие её  элементы как: логика, анализ, классификация информации, планирование, а также  навыки целеполагания.  Кроме того, ребёнок учиться добывать знания,   пользуясь литературой, опираясь  только на факты. Таким образом,  участвуя в данном проекте у обучающихся формируются  учебно-познавательные компетенции.
  • Ученик должен уметь представить себя в созданном им художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми, классным руководителем, педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности  работы как в малой (проектной группе), так и в коллективе  (проведение праздника). Ребенок  учиться различным способам взаимодействия со всеми участниками проекта. Получает одобрение и поддержку в развитии своих  коммуникативных компетенций

 

Прогноз результативности реализации данного проекта, для родителей осуществляется через анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов.

Родители:

знакомятся с методами  народной педагогики;

- имеют возможность совместного творчества с детьми;

- повышают свои коммуникативные   возможности;

- знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа;

-  получают возможность наблюдения динамики  развития успешности своего ребенка.

- классифицировать ,  и анализировать информацию;

.

В заключении хочется  отметить результаты конкурсной деятельности  ребят, которые работали  в «исследовательской группе:

- Русанов Александр, 12 лет, награжден Дипломом II  степени в областном конкурсе «Пасхальная радость», за детскую исследовательскую работу «  Анализ обрядов церкви и народных традиций в праздновании Паски в России XIX – XX» в.в. Томск- 2011г;

Майборода Вениамин, 12 лет, награжден Дипломом II степени в областном конкурсе «Роль личности в народной культуре», Томск – 2011г;

Байко Екатерина, 10 лет, награждена Дипломом III  степени  в областном конкурсе «Поиск. Творчество. Успех» за детскую исследовательскую работу» Ритуальная кухня древних славян», Томск – 2011г.

В качестве приложения к проекту мы предлагаем сценарии праздников: Дожинки, Святки, Масленица и Паска, которые были разработаны в «группе сценаристов»

Таким образом,  данный проект  успешно реализуется в нашем учреждении.  Нужно отметить, что  в ходе реализации данного проекта,  мы получили  уникальный опыт взаимодействия с семьей в воспитании ребенка, органично   применяя   народные традиции. Проект «Народный праздник как средство этнопедагогики»   вызывает заслуженный интерес как среди коллег, родителей и детей. Анализ  итоговых  материалов и карт «Личностной траектории обучающегося» позволяет сделать вывод о  достижении поставленной  стратегической  цели и задач  данного проекта.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детства и юношества «Факел» г Томска

  Образовательный проект

 (срок реализации – 1 год)

 

 

 

 

 Народный праздник как

средство этнопедагогики

 Руководитель проекта:

  директор   ДДиЮ «Факел»

Адаскевич Любовь Александровна

                                                                                                Автор проекта:

Татуйко Ирина Николаевна,

 педагог дополнительного

образования детей высшей

квалификационной категории

 Томск – 2012

Паспортные данные проекта

 

Название проекта: « Народный праздник как средство этнопедагогики»

Направленность проекта: этнокультурное

Срок реализации:  один год

Целевая группа:  дети от 9 до 16 лет.

Цель проекта: формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики (народной праздничной культуры).

Предполагаемое количество   привлеченных детей в год: 200 чел.

 

Пояснительная записка

 

Мне, прежде всего как родителю  всегда было несколько не понятна устоявшаяся  позиция в области воспитания детей, которая сложилась в нашем обществе, что самые лучшие технологии воспитания, обязательно должны носить характер «ноу-хау»! Историк во мне возмущался: «Зачем изобретать колесо заново?». Почему мы не обращаемся к вековым традициям нашего народа?  Что нам мешает применить духовно – нравственный опыт наших предков в воспитании  и образовании своих детей. Мы же  по- прежнему русские люди!».

Ответы рождались из вопросов. Насколько  дети их родители, а также уважаемые коллеги знают истоки  русской культуры. А главное готовы ли они  «погружаться»  и быть   активными  участниками  воспитательного процесса « как деды заповедовали».

На Руси люди объединялись  как  в горе,  так  и в радости. Горя в нашем современном мире итак предостаточно,  взрослым людям не хватает человеческого тепла, любви, полноты жизни, не говоря о ребенке. Поэтому наши предки  так любили праздники.

Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного праздника «лежала»  общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего  и роли человека в мире, а  точнее в его выборе между добром и злом. Праздничные действия -  обряды закрепляли в сознании людей данные духовно- нравственные установки, регламентировали отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник привносил особую эмоциональную окраску – радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.

Так в чередовании будней и праздников, которые    составляли  нормальное течение жизни, закладывались  в  подрастающем  поколении  основные человеческие ценности, правила поведения как в семье    так и в социуме.

Поэтому выбор форм взаимодействия с учеником его  семьей был неслучаен,  и оправдан  опытом целого народа -  русский народный праздник. Не скрою, что в работе мне помогал собственный педагогический  и родительский опыт.

Более  десяти лет, я работаю по своей авторской образовательной программе этнокультурной направленности «Древо Жизни». В рамках данной программы,  обучающиеся знакомятся,   не только  с истоками русской культуры (история, мифология, быт и верования славян), но и вершинами наследия русской культуры (древнерусская литература, искусство,  календарные праздники). Для более успешной реализации программы мной  был  разработан образовательный проект «Организация энозоны (славянской избы) как обучающей этнокультурной среды для детей». Таким образом, реконструируя  внутренние убранство славянской избы, мы получаем возможность  наиболее емко передать детям  не только  быт,  но и верования славян, погружая их в этническую среду предков.  Реконструкция внутреннего убранства избы  позволяет  педагогу  проводить занятия с детьми,   объясняя  им учебный  материал не «на  пальцах», а  демонстрируя детали  избы,  мебель, посуду «в живую». У детей есть возможность буквально «потрогать своими руками»  предметы,  которые  определяли быт наших предков, воочию увидеть  организованное пространство избы, самим определить место и роль печи в жизни славянина.

Кроме того, мы  создали уникальную среду  для  проведения «В избе»  народных праздников «Как деды заповедовали», что  органично дополняет  общую картину погружения детей и их родителей  в народную   культуру.

Так, опытным путем мы пришли к пониманию  необходимости  разработки еще одного образовательного проекта «Народный праздник как средство этнопедагогики», который объединит в единое педагогическое пространство всех участников проекта: обучающихся, родителей и  педагога дополнительного образования детей. При чем личность самого педагога играет очень важную роль, он не только должен владеть этнографическими материалами, но и обладать незаурядными организаторскими способностями.

Педагог должен уметь увлечь за собой не только детей, самым сложным как показывает опыт,  заинтересовать,  и  привлечь к совместной деятельности родителей. С этой целью мы   создали следующую схему взаимодействия между участниками проекта:

  • Первый этап (организационно – просветительский):

Педагог  предлагает классным руководителям  ряда общеобразовательных школ г. Томска провести в рамках родительских собраний лекторий о роли народного праздника  в воспитании детей и укреплении семьи. Таким образом,  он раскрывает родителям  «закодированные» в праздничной культуре  методы народной педагогики. Важно подчеркнуть, что  совместная   с детьми подготовка праздника, является событием (совместным бытием, творчеством) для всех сторон, а сам праздник станет неким событием, который и объединит всех участников проекта как на уровне знания истоков праздника, его обрядовой стороны, так и эмоционально. Родители должны  «увидеть» реальные перспективы совместной деятельности как для себя,  так  для своего ребенка.

Таким образом, определяются  участники проекта.

  • Следующим шагом будет второй этапорганизационно- поисковый:

предполагает создание  рабочих групп, объединяющих детей и их родителей. Каждая группа формируется по  выбору ребенка. Кураторами групп становятся педагоги дополнительного образования культурологической направленности (специалисты по фольклору, мастера по оформительской работе и изготовлению народной куклы) Дети самостоятельно  выбирают   ту или  иную деятельность в рамках  подготовки праздника:

- группа дизайнеров- декораторов (создание эскизов костюма, изготовление костюма, народной обрядовой куклы). Данную группу в нашем учреждении курирует мастер по прикладному искусству и изготовлению народной куклы, педагог дополнительного образования детей,  Овчинникова Ольга Михайловна;

- исследовательская группа (изучение истоков и обрядов праздника, детские исследовательские работы), куратором этой группы является автор данного проекта, педагог – Татуйко Ирина Николаевна;

- группа сценаристов (разработка сценариев на основе материалов полученных от  исследовательской группы), куратор,  педагог высшей квалификационной категории,  Татуйко Ирина Николаевна;

- фольклорная группа (изучение основ вокального мастерства, исполнение обрядовых песен, закличек), курирует данную группу специалист по фольклору, педагог дополнительного образования детей,  Строгонова Анна Михайловна.

Особенность данного этапа заключается в том, что ребенок имеет возможности  «перехода» из одной группы в другую. В некотором смысле (по замыслу автора)  этот этап должен иметь характер «годовой кругосветки». Ребята и их родители должны получить опыт разнообразной деятельности. Такой подход должен выявить способности детей, развить компетенции, карта индивидуального маршрута (личностной траектории) обучающегося поможет отследить результативность.  Родители  выступают в роли помощника или партнера для своего ребенка и вместе с ним  «переходят»   из одной группы в другую. Как показывает опыт, данные «переходы»  становятся своеобразной игрой, сменой деятельности, но бывает и так, что ребенок не хочет менять свое занятие, в таком случае координатор проекта  (педагог) должен уважать позицию ученика. На данном этапе важную  роль  играет куратор. Он осуществляет    непосредственную связь между детьми и родителями, владеет информацией о работе группы, организуя встречи участников проекта. Координатор в свою очередь  должен       отслеживать реализацию всех этапов проекта  и  осуществлять  контроль степени выполнения поставленных задач в каждой группе на рабочих совещаниях.

  • Следующий этап реализации проекта – организационно – постановочный:

На данном этапе  все участники  проекта объединяются, распределяются   роли по характеру персонажей праздника,  обрядовой традиции. «Актерский труппа»  состоит  из учеников,  но взрослые роли могут играть как родители, так и классный руководитель. Проводятся репетиции по принятому графику. Нужно отметить, что в начале проводятся индивидуальные репетиции  с каждым «актером» (две- три встречи)  и только  потом сводные.  Индивидуальные репетиции может проводить классный руководитель, на сводных репетициях  присутствие  координатора просто  необходимо, так как он  профессионально владеет  знаниями этнографического материала и  «видит» целостную картину праздника.  Генеральная репетиция проводится за день до даты выступления.

  • Следующий этап – итоговый – «Праздник как событие»:

Все предыдущие этапы,  по сути,  являлись совместным бытием (коллективное творчество, деятельность) подготовкой итогового мероприятия. Кульминацией совместной деятельности  должен стать –  праздник. Праздник  как долгожданное  событие, наполненное  приятными эмоциями и чувством сопричастности к общему делу. Ведь каждый ребенок и его родитель являются полноправными  организаторами и участниками.  Данное мероприятие может быть открытым для гостей,  родственников и обучающихся параллельных классов школы.

  • Последний этап – Рефлексия:

Анализ проблем,  которые  возникли в процессе работ групп, а также проведения праздника. Анализ проводится на основе отзывов участников проекта, гостей праздника и видеоматериалов. В результате полученной информации ведётся коррекционная работа.

Конкурсная деятельность:

Продуктами  реализации проекта  являются:

-  детские исследовательские работы;

- сценарии;

- театрализованные  представления праздничных обрядов.

Обучающиеся могут  со своими работами  принимать  участие в детских конкурсах  различного уровня. Тем самым,   мы закрепляем  у них  состояние успешности,  расширяем палитру  их компетенций.

Проект  « Народный праздник как средство этнопедагогики»  является дополнением к образовательной программе дополнительного образования детей культурологической направленности  «Древо Жизни» и рассчитан  для обучающихся   разного возраста от 9  –до 16 лет. Так как   учебный материал проекта   не только  интересен, но и доступен. Для успешной реализации мы  использовали следующие научно – педагогические  принципы:

-       принцип  гуманизации (предполагает уважение к непреходящим общечеловеческим ценностям, внимание к историческим ценностям, их вклад в русское  искусство  и культуру;

-       принцип детоцентризма (предполагает приоритет интересов ребенка и превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);

-       принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающегося);

-       принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь между пройденным материалом и новым);

-       принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление и развитие склонностей у ребенка).

Которые определили выбор  форм и методов обучения. Использовать как индивидуальные, так и групповые формы обучения, методика обучения обуславливается спецификой   проекта: метод игра, метод «погружения», творческий метод, исследовательский, метод классификации и анализа информации.

Проект рассчитан на один учебный год,  структура проекта обусловлена  не столько  календарным циклом славян (начало года  с декабря месяца), а условиями образовательного процесса, который начинается с сентября. Поэтому вполне логично  предложить проведение праздника связанного с  идей плодородия и сбора урожая – Дожинки и  закончить реализацию проекта  праздником  Паски.

Продолжительность  итогового  праздничного мероприятия определяется  характером ритуально – обрядовой деятельности и атрибутикой праздника календарного цикла и варьируется от одного академического часа (45 мин),  до  одного астрологического часа (60 мин).

Цель: формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики.

Задачи:

  1. Познакомить  участников проекта с  истоками  и обрядами  русской праздничной культуры;
  2.  Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре;
  3. Развить у участников проекта  интерес к истории и культуре русского народа;
  4.  Развить у  обучающихся компетенции, способствующие в формировании личностных качеств;
  5.  Воспитать у обучающихся  уважительное отношение  к семейным традициям;
  6.  Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.

Участниками данного образовательного проекта являются:

  • обучающиеся (9-16 лет);
  • родители;
  •  координатор, педагог дополнительного образования детей Татуйко И.Н.;
  • Привлеченные специалисты по фольклору, декоративно – прикладному искусству.

В  данном образовательном  проекте мы предлагаем изучение  истоков, традиций  и обрядов четырех основных народных  календарных  праздников: Коляда, Масленица, Паска и Дожинки. Данные праздники принято называть традиционными, так как основная идея, сценария  празднества и его  атрибутика, передавались, от поколения в поколение на протяжении многих веков и определяли национальный облик культуры.

Для контроля степени реализации проекта и его востребованости,  нами будет   проводиться анкетирование  и тестирование  участников проекта.

Для более успешного воплощения  проекта  мы  предлагаем  технологические карты деятельности каждой рабочей группы и  сценарии праздников (Приложение)

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

  1. I.                  ЭТАП

Организационно – просветительский

(сентябрь)

1

 Проведение родительских собраний и лекториев с целью привлечения       родителей, детей и классных руководителей к сотрудничеству в рамках проекта.

сентябрь

 координатор проекта

2

 Организационные собрания для участников проекта

сентябрь

координатор проекта

  1. II.               ЭТАП

Организационно- поисковый

 (сентябрь – апрель)

1

 организационная работа по формированию рабочих групп

 сентябрь

 классные руководители

2

 контроль  работы  в группах

сентябрь – апрель

 координатор

3

 Мониторинг

( карта траектории движения обучающегося)

сентябрь – апрель

координатор

4

 Организация и проведение   рабочих собраний

ежемесячно

 классный руководитель

5

 Контроль результатов деятельности в группах (конечного продукта)

ежемесячно

 координатор

III  ЭТАП

Организационно – постановочный

 (ноябрь – апрель)

1.

 Составление графика индивидуальных репетиции

 ежемесячно

 классный руководитель

2

Составление графика

 репетиции

 (малые группы)

ежемесячно

классный руководитель

3

 Составление графика сводных репетиций

 ежемесячно

 координатор

4

 Организация и проведение репетиции

ежемесячно

 классный руководитель, координатор

5

  Итоговый просмотр

ежемесячно

 координатор

IV  ЭТАП

Итоговый – «Праздник как событие

1

Праздник «Дожинки» октябрь

координатор

2

Святки.  декабрь- январь

координатор

3

Масленица март

координатор

4

Паска апрель

координатор

V  ЭТАП

Рефлексия

1

 Анализ   фото и видеоматериалов каждого праздника октябрь- май

координатор

2

 Анализ отзывов родителей   октябрь – май

 классные руководители

3

 Анализ работы рабочих групп октябрь – май

 кураторы групп

4

  Итоговый мониторинг  движения обучающихся в конце года ( индивидуальная карта ребенка) апрель

координатор

5.

 Анализ  личностного роста обучающегося на основании   партфолио  май

 родители

 

 Содержание проекта

 

Праздник «Дожинки»

Цель:   раскрытие обучающимся  идейного  содержания праздника.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся  с особенностями народного календаря;
  2. Определить место и время праздника «Дожинки» в народном календаре;
  3. Познакомить  со структурой и символикой праздника;
  4.  Развить у детей интерес к культуре своего народа;
  5. Воспитать   чувство сопричастности к традициям своего народа.

 

         Истоки праздника   своими  корнями уходят в языческие верования предков  и связаны с  аграрно –  земледельческими представлениями славян.  Сроки праздника.  Дожиночные (жатвенные) обряды. Половозрастные особенности праздника. Атрибутика праздника (дожиночный сноп,  «борода», «куколка»).  Символика  и семантика  праздника. Ритуальная кухня праздника.  Дожиночные гадания. Дожиночные заговоры и  песни.  Праздничные запреты.

 

Праздник « Святки»

Цель: раскрытие  обучающимся своеобразия святочных празднеств как синтеза языческих форм верований и христианских традиций.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся со структурой святочных праздников;
  2. Познакомить с обрядами и праздничными ритуалами в их логической последовательности;
  3. Развить у обучающихся интерес к национальной праздничной культуре;
  4. Воспитать толерантное отношение к другим культурам.

 

Языческие корни праздника связаны с представлениями славян о наступлении нового солнечного года (зимний солнцеворот). Сроки  праздника. История развития праздника, влияние христианства на структуру праздника. Составные части праздничного цикла (синтез языческих форм верования и православных традиций): Рождество Христово, Новый год

( Власьев день) и Крещение Господне. Святочные обряды – колядки. Атрибутика праздника. Святочные игры и гадания. Символика  и семантика праздника. Ритуальная кухня. Половозрастные  особенности праздничного гулянья. Святочные запреты.

 

Праздник «Масленица»

 

Цель: раскрытие обучающимся идейного  содержания праздника.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей праздника;
  2. Определить место и время праздника в народном календаре;
  3. Познакомить обучающихся с обрядами и праздничными ритуалами Масленицы;
  4. Развить у обучающихся интерес к праздничной народной культуре;
  5. Воспитать у детей чувство сопричастности к праздничной культуре своего народа.

 

Языческие корни праздника связаны с аграрно-земледельческими представлениями славян. Сроки праздника. Структура праздника. Ритуально-обрядная деятельность. Атрибутика праздника. Семантика и символика масленичной недели.  Половозрастные особенности праздника. Ритуальная кухня.

 

Праздник  «Паска»

 

Цель: раскрытие особенностей празднования Паски в русских народных традициях.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с истоками и историей данного праздника;
  2. Раскрыть обучающимся особенности церковных и народных традиций  Паски;
  3. Познакомить обучающихся с технологией росписи пасхального яйца;
  4. Развить интерес у детей к духовным традициям своего народа;
  5. Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к традициям своего народа.

 

Сроки праздника и способы исчисления даты начала Паски. Истоки и история Паски. Что такое пасхалии?  Православные церковные традиции (заутренняя и вечерняя службы, крестный ход). Народные традиции празднования Паски  в России XIX – XX вв. Символика яйца. Игры с  пасхальными яйцами.  Ритуальная кухня.  Пасхальные песни.

 

Предполагаемые результаты

реализации проекта

 

Проектная деятельность предполагает не только планирование и организацию деятельности, но и прогнозирование результатов данной деятельности.

Поскольку проект носит,  образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместно  определить,  что же получают дети,    участвуя  в   реализации проекта. Прогнозирование результатов мы будем оценивать  по традиционным критериям: знания, умения,  навыки. А личная карта ребенка позволит выявить  степень развития  личностных компетенций.

 

 Обучающиеся

 на уровне знаний:

- знание истоков  праздника;

-  значение  праздничных обрядов;

-  роли детей в народном празднике;

-  символику и значение праздничной атрибутики;

-  требований к детской исследовательской работе.

 

на уровне умений:

- работать в коллективе;

-создавать художественный  образ (праздничного персонажа);

- работать с литературой и информацией;

- классифицировать  и анализировать информацию;

 

 на уровне навыков:

- работы с эскизами;

- изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;

- навыки  работы со сценарием;

- навыки  в  исследовательской деятельности;

- навыки театрализации;

- навыки монологической и диалогической речи.

                                         

компетенции:

  • Обучающиеся знакомятся с особенностями  национальной  культуры, духовно-нравственными  основами  жизни человека.  В процессе изучения истоков  праздника, а также  особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры,  обучающиеся будут постигать культурологические основы семейных традиций. Таким образом, ученики   получают возможность развивать  в себе общекультурные компетенции.

 

  • Определение своей личностной траектории в подготовке праздника (исследовательская деятельность, дизайнерская,  актерская,  работа над сценарием), позволяют   каждому ребенку осознавать свою роль в данном проекте.  Ребенок учиться выбирать ту или иную деятельность сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей деятельности. Ценностно-смысловые компетенции               обеспечивают механизм самоопределения ученика в  проекте.
  • Исследование корней  народного календарного праздника, раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает обучающимся  развиваться в познавательной деятельности включая такие её  элементы как: логика, анализ, классификация информации, планирование, а также  навыки целеполагания.  Кроме того, ребёнок учиться добывать знания,   пользуясь литературой, опираясь  только на факты. Таким образом,  участвуя в данном проекте у обучающихся формируются  учебно-познавательные компетенции.
  • Ученик должен уметь представить себя в созданном им художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми, классным руководителем, педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности  работы как в малой (проектной группе), так и в коллективе  (проведение праздника). Ребенок  учиться различным способам взаимодействия со всеми участниками проекта. Получает одобрение и поддержку в развитии своих  коммуникативных компетенций

 

Прогноз результативности реализации данного проекта, для родителей осуществляется через анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов.

Родители:

знакомятся с методами  народной педагогики;

- имеют возможность совместного творчества с детьми;

- повышают свои коммуникативные   возможности;

- знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа;

-  получают возможность наблюдения динамики  развития успешности своего ребенка.

В заключении хочется  отметить результаты конкурсной деятельности  ребят, которые работали  в «исследовательской группе:

- Русанов Александр, 12 лет, награжден Дипломом II  степени в областном конкурсе «Пасхальная радость», за детскую исследовательскую работу «  Анализ обрядов церкви и народных традиций в праздновании Паски в России XIX – XX» в.в. Томск- 2011г;

Майборода Вениамин, 12 лет, награжден Дипломом II степени в областном конкурсе «Роль личности в народной культуре», Томск – 2011г;

Байко Екатерина, 10 лет, награждена Дипломом III  степени  в областном конкурсе «Поиск. Творчество. Успех» за детскую исследовательскую работу» Ритуальная кухня древних славян», Томск – 2011г.

В качестве приложения к проекту мы предлагаем сценарии праздников: Дожинки, Святки, Масленица и Паска, которые были разработаны в «группе сценаристов»

Таким образом,  данный проект  успешно реализуется в нашем учреждении.  Нужно отметить, что  в ходе реализации данного проекта,  мы получили  уникальный опыт взаимодействия с семьей в воспитании ребенка, органично   применяя   народные традиции. Проект «Народный праздник как средство этнопедагогики»   вызывает заслуженный интерес как среди коллег, родителей и детей. Анализ  итоговых  материалов и карт «Личностной траектории обучающегося» позволяет сделать вывод о  достижении поставленной  стратегической  цели и задач  данного проекта.

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детства и юношества «Факел» г Томска

 

 Образовательный проект

 (срок реализации – 1 год)

 Народный праздник как

средство этнопедагогики

 Руководитель проекта:

  директор   ДДиЮ «Факел»

Адаскевич Любовь Александровна

                                                                                                Автор проекта:

Татуйко Ирина Николаевна,

 педагог дополнительного

образования детей высшей

квалификационной категории

 Томск – 2012

 Паспортные данные проекта

 

Название проекта: « Народный праздник как средство этнопедагогики»

Направленность проекта: этнокультурное

Срок реализации:  один год

Целевая группа:  дети от 9 до 16 лет.

Цель проекта: формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики (народной праздничной культуры).

Предполагаемое количество   привлеченных детей в год: 200 чел.

 

Пояснительная записка

 

Мне, прежде всего как родителю  всегда было несколько не понятна устоявшаяся  позиция в области воспитания детей, которая сложилась в нашем обществе, что самые лучшие технологии воспитания, обязательно должны носить характер «ноу-хау»! Историк во мне возмущался: «Зачем изобретать колесо заново?». Почему мы не обращаемся к вековым традициям нашего народа?  Что нам мешает применить духовно – нравственный опыт наших предков в воспитании  и образовании своих детей. Мы же  по- прежнему русские люди!».

Ответы рождались из вопросов. Насколько  дети их родители, а также уважаемые коллеги знают истоки  русской культуры. А главное готовы ли они  «погружаться»  и быть   активными  участниками  воспитательного процесса « как деды заповедовали».

На Руси люди объединялись  как  в горе,  так  и в радости. Горя в нашем современном мире итак предостаточно,  взрослым людям не хватает человеческого тепла, любви, полноты жизни, не говоря о ребенке. Поэтому наши предки  так любили праздники.

Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного праздника «лежала»  общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего  и роли человека в мире, а  точнее в его выборе между добром и злом. Праздничные действия -  обряды закрепляли в сознании людей данные духовно- нравственные установки, регламентировали отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник привносил особую эмоциональную окраску – радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.

Так в чередовании будней и праздников, которые    составляли  нормальное течение жизни, закладывались  в  подрастающем  поколении  основные человеческие ценности, правила поведения как в семье    так и в социуме.

Поэтому выбор форм взаимодействия с учеником его  семьей был неслучаен,  и оправдан  опытом целого народа -  русский народный праздник. Не скрою, что в работе мне помогал собственный педагогический  и родительский опыт.

Более  десяти лет, я работаю по своей авторской образовательной программе этнокультурной направленности «Древо Жизни». В рамках данной программы,  обучающиеся знакомятся,   не только  с истоками русской культуры (история, мифология, быт и верования славян), но и вершинами наследия русской культуры (древнерусская литература, искусство,  календарные праздники). Для более успешной реализации программы мной  был  разработан образовательный проект «Организация энозоны (славянской избы) как обучающей этнокультурной среды для детей». Таким образом, реконструируя  внутренние убранство славянской избы, мы получаем возможность  наиболее емко передать детям  не только  быт,  но и верования славян, погружая их в этническую среду предков.  Реконструкция внутреннего убранства избы  позволяет  педагогу  проводить занятия с детьми,   объясняя  им учебный  материал не «на  пальцах», а  демонстрируя детали  избы,  мебель, посуду «в живую». У детей есть возможность буквально «потрогать своими руками»  предметы,  которые  определяли быт наших предков, воочию увидеть  организованное пространство избы, самим определить место и роль печи в жизни славянина.

Кроме того, мы  создали уникальную среду  для  проведения «В избе»  народных праздников «Как деды заповедовали», что  органично дополняет  общую картину погружения детей и их родителей  в народную   культуру.

Так, опытным путем мы пришли к пониманию  необходимости  разработки еще одного образовательного проекта «Народный праздник как средство этнопедагогики», который объединит в единое педагогическое пространство всех участников проекта: обучающихся, родителей и  педагога дополнительного образования детей. При чем личность самого педагога играет очень важную роль, он не только должен владеть этнографическими материалами, но и обладать незаурядными организаторскими способностями.

Педагог должен уметь увлечь за собой не только детей, самым сложным как показывает опыт,  заинтересовать,  и  привлечь к совместной деятельности родителей. С этой целью мы   создали следующую схему взаимодействия между участниками проекта:

  • Первый этап (организационно – просветительский):

Педагог  предлагает классным руководителям  ряда общеобразовательных школ г. Томска провести в рамках родительских собраний лекторий о роли народного праздника  в воспитании детей и укреплении семьи. Таким образом,  он раскрывает родителям  «закодированные» в праздничной культуре  методы народной педагогики. Важно подчеркнуть, что  совместная   с детьми подготовка праздника, является событием (совместным бытием, творчеством) для всех сторон, а сам праздник станет неким событием, который и объединит всех участников проекта как на уровне знания истоков праздника, его обрядовой стороны, так и эмоционально. Родители должны  «увидеть» реальные перспективы совместной деятельности как для себя,  так  для своего ребенка.

Таким образом, определяются  участники проекта.

  • Следующим шагом будет второй этапорганизационно- поисковый:

предполагает создание  рабочих групп, объединяющих детей и их родителей. Каждая группа формируется по  выбору ребенка. Кураторами групп становятся педагоги дополнительного образования культурологической направленности (специалисты по фольклору, мастера по оформительской работе и изготовлению народной куклы) Дети самостоятельно  выбирают   ту или  иную деятельность в рамках  подготовки праздника:

- группа дизайнеров- декораторов (создание эскизов костюма, изготовление костюма, народной обрядовой куклы). Данную группу в нашем учреждении курирует мастер по прикладному искусству и изготовлению народной куклы, педагог дополнительного образования детей,  Овчинникова Ольга Михайловна;

- исследовательская группа (изучение истоков и обрядов праздника, детские исследовательские работы), куратором этой группы является автор данного проекта, педагог – Татуйко Ирина Николаевна;

- группа сценаристов (разработка сценариев на основе материалов полученных от  исследовательской группы), куратор,  педагог высшей квалификационной категории,  Татуйко Ирина Николаевна;

- фольклорная группа (изучение основ вокального мастерства, исполнение обрядовых песен, закличек), курирует данную группу специалист по фольклору, педагог дополнительного образования детей,  Строгонова Анна Михайловна.

Особенность данного этапа заключается в том, что ребенок имеет возможности  «перехода» из одной группы в другую. В некотором смысле (по замыслу автора)  этот этап должен иметь характер «годовой кругосветки». Ребята и их родители должны получить опыт разнообразной деятельности. Такой подход должен выявить способности детей, развить компетенции, карта индивидуального маршрута (личностной траектории) обучающегося поможет отследить результативность.  Родители  выступают в роли помощника или партнера для своего ребенка и вместе с ним  «переходят»   из одной группы в другую. Как показывает опыт, данные «переходы»  становятся своеобразной игрой, сменой деятельности, но бывает и так, что ребенок не хочет менять свое занятие, в таком случае координатор проекта  (педагог) должен уважать позицию ученика. На данном этапе важную  роль  играет куратор. Он осуществляет    непосредственную связь между детьми и родителями, владеет информацией о работе группы, организуя встречи участников проекта. Координатор в свою очередь  должен       отслеживать реализацию всех этапов проекта  и  осуществлять  контроль степени выполнения поставленных задач в каждой группе на рабочих совещаниях.

  • Следующий этап реализации проекта – организационно – постановочный:

На данном этапе  все участники  проекта объединяются, распределяются   роли по характеру персонажей праздника,  обрядовой традиции. «Актерский труппа»  состоит  из учеников,  но взрослые роли могут играть как родители, так и классный руководитель. Проводятся репетиции по принятому графику. Нужно отметить, что в начале проводятся индивидуальные репетиции  с каждым «актером» (две- три встречи)  и только  потом сводные.  Индивидуальные репетиции может проводить классный руководитель, на сводных репетициях  присутствие  координатора просто  необходимо, так как он  профессионально владеет  знаниями этнографического материала и  «видит» целостную картину праздника.  Генеральная репетиция проводится за день до даты выступления.

  • Следующий этап – итоговый – «Праздник как событие»:

Все предыдущие этапы,  по сути,  являлись совместным бытием (коллективное творчество, деятельность) подготовкой итогового мероприятия. Кульминацией совместной деятельности  должен стать –  праздник. Праздник  как долгожданное  событие, наполненное  приятными эмоциями и чувством сопричастности к общему делу. Ведь каждый ребенок и его родитель являются полноправными  организаторами и участниками.  Данное мероприятие может быть открытым для гостей,  родственников и обучающихся параллельных классов школы.

  • Последний этап – Рефлексия:

Анализ проблем,  которые  возникли в процессе работ групп, а также проведения праздника. Анализ проводится на основе отзывов участников проекта, гостей праздника и видеоматериалов. В результате полученной информации ведётся коррекционная работа.

Конкурсная деятельность:

Продуктами  реализации проекта  являются:

-  детские исследовательские работы;

- сценарии;

- театрализованные  представления праздничных обрядов.

Обучающиеся могут  со своими работами  принимать  участие в детских конкурсах  различного уровня. Тем самым,   мы закрепляем  у них  состояние успешности,  расширяем палитру  их компетенций.

Проект  « Народный праздник как средство этнопедагогики»  является дополнением к образовательной программе дополнительного образования детей культурологической направленности  «Древо Жизни» и рассчитан  для обучающихся   разного возраста от 9  –до 16 лет. Так как   учебный материал проекта   не только  интересен, но и доступен. Для успешной реализации мы  использовали следующие научно – педагогические  принципы:

-       принцип  гуманизации (предполагает уважение к непреходящим общечеловеческим ценностям, внимание к историческим ценностям, их вклад в русское  искусство  и культуру;

-       принцип детоцентризма (предполагает приоритет интересов ребенка и превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);

-       принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающегося);

-       принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь между пройденным материалом и новым);

-       принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление и развитие склонностей у ребенка).

Которые определили выбор  форм и методов обучения. Использовать как индивидуальные, так и групповые формы обучения, методика обучения обуславливается спецификой   проекта: метод игра, метод «погружения», творческий метод, исследовательский, метод классификации и анализа информации.

Проект рассчитан на один учебный год,  структура проекта обусловлена  не столько  календарным циклом славян (начало года  с декабря месяца), а условиями образовательного процесса, который начинается с сентября. Поэтому вполне логично  предложить проведение праздника связанного с  идей плодородия и сбора урожая – Дожинки и  закончить реализацию проекта  праздником  Паски.

Продолжительность  итогового  праздничного мероприятия определяется  характером ритуально – обрядовой деятельности и атрибутикой праздника календарного цикла и варьируется от одного академического часа (45 мин),  до  одного астрологического часа (60 мин).

Цель: формирование  у обучающихся  семейных  ценностей и традиций средствами  этнопедагогики.

Задачи:

  1. Познакомить  участников проекта с  истоками  и обрядами  русской праздничной культуры;
  2.  Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре;
  3. Развить у участников проекта  интерес к истории и культуре русского народа;
  4.  Развить у  обучающихся компетенции, способствующие в формировании личностных качеств;
  5.  Воспитать у обучающихся  уважительное отношение  к семейным традициям;
  6.  Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.

Участниками данного образовательного проекта являются:

  • обучающиеся (9-16 лет);
  • родители;
  •  координатор, педагог дополнительного образования детей Татуйко И.Н.;
  • Привлеченные специалисты по фольклору, декоративно – прикладному искусству.

В  данном образовательном  проекте мы предлагаем изучение  истоков, традиций  и обрядов четырех основных народных  календарных  праздников: Коляда, Масленица, Паска и Дожинки. Данные праздники принято называть традиционными, так как основная идея, сценария  празднества и его  атрибутика, передавались, от поколения в поколение на протяжении многих веков и определяли национальный облик культуры.

Для контроля степени реализации проекта и его востребованости,  нами будет   проводиться анкетирование  и тестирование  участников проекта.

Для более успешного воплощения  проекта  мы  предлагаем  технологические карты деятельности каждой рабочей группы и  сценарии праздников (Приложение)

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

  1. I.                  ЭТАП

Организационно – просветительский

(сентябрь)

1

 Проведение родительских собраний и лекториев с целью привлечения       родителей, детей и классных руководителей к сотрудничеству в рамках проекта.

сентябрь

 координатор проекта

2

 Организационные собрания для участников проекта

сентябрь

координатор проекта

  1. II.               ЭТАП

Организационно- поисковый

 (сентябрь – апрель)

1

 организационная работа по формированию рабочих групп

 сентябрь

 классные руководители

2

 контроль  работы  в группах

сентябрь – апрель

 координатор

3

 Мониторинг

( карта траектории движения обучающегося)

сентябрь – апрель

координатор

4

 Организация и проведение   рабочих собраний

ежемесячно

 классный руководитель

5

 Контроль результатов деятельности в группах (конечного продукта)

ежемесячно

 координатор

III  ЭТАП

Организационно – постановочный

 (ноябрь – апрель)

1.

 Составление графика индивидуальных репетиции

 ежемесячно

 классный руководитель

2

Составление графика

 репетиции

 (малые группы)

ежемесячно

классный руководитель

3

 Составление графика сводных репетиций

 ежемесячно

 координатор

4

 Организация и проведение репетиции

ежемесячно

 классный руководитель, координатор

5

  Итоговый просмотр

ежемесячно

 координатор

IV  ЭТАП

Итоговый – «Праздник как событие

1

Праздник «Дожинки» октябрь

координатор

2

Святки.  декабрь- январь

координатор

3

Масленица март

координатор

4

Паска апрель

координатор

V  ЭТАП

Рефлексия

1

 Анализ   фото и видеоматериалов каждого праздника октябрь- май

координатор

2

 Анализ отзывов родителей   октябрь – май

 классные руководители

3

 Анализ работы рабочих групп октябрь – май

 кураторы групп

4

  Итоговый мониторинг  движения обучающихся в конце года ( индивидуальная карта ребенка) апрель

координатор

5.

 Анализ  личностного роста обучающегося на основании   партфолио  май

 родители

 Содержание проекта

 

Праздник «Дожинки»

Цель:   раскрытие обучающимся  идейного  содержания праздника.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся  с особенностями народного календаря;
  2. Определить место и время праздника «Дожинки» в народном календаре;
  3. Познакомить  со структурой и символикой праздника;
  4.  Развить у детей интерес к культуре своего народа;
  5. Воспитать   чувство сопричастности к традициям своего народа.

 

         Истоки праздника   своими  корнями уходят в языческие верования предков  и связаны с  аграрно –  земледельческими представлениями славян.  Сроки праздника.  Дожиночные (жатвенные) обряды. Половозрастные особенности праздника. Атрибутика праздника (дожиночный сноп,  «борода», «куколка»).  Символика  и семантика  праздника. Ритуальная кухня праздника.  Дожиночные гадания. Дожиночные заговоры и  песни.  Праздничные запреты.

 

Праздник « Святки»

Цель: раскрытие  обучающимся своеобразия святочных празднеств как синтеза языческих форм верований и христианских традиций.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся со структурой святочных праздников;
  2. Познакомить с обрядами и праздничными ритуалами в их логической последовательности;
  3. Развить у обучающихся интерес к национальной праздничной культуре;
  4. Воспитать толерантное отношение к другим культурам.

 

Языческие корни праздника связаны с представлениями славян о наступлении нового солнечного года (зимний солнцеворот). Сроки  праздника. История развития праздника, влияние христианства на структуру праздника. Составные части праздничного цикла (синтез языческих форм верования и православных традиций): Рождество Христово, Новый год

( Власьев день) и Крещение Господне. Святочные обряды – колядки. Атрибутика праздника. Святочные игры и гадания. Символика  и семантика праздника. Ритуальная кухня. Половозрастные  особенности праздничного гулянья. Святочные запреты.

 

Праздник «Масленица»

 

Цель: раскрытие обучающимся идейного  содержания праздника.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей праздника;
  2. Определить место и время праздника в народном календаре;
  3. Познакомить обучающихся с обрядами и праздничными ритуалами Масленицы;
  4. Развить у обучающихся интерес к праздничной народной культуре;
  5. Воспитать у детей чувство сопричастности к праздничной культуре своего народа.

 

Языческие корни праздника связаны с аграрно-земледельческими представлениями славян. Сроки праздника. Структура праздника. Ритуально-обрядная деятельность. Атрибутика праздника. Семантика и символика масленичной недели.  Половозрастные особенности праздника. Ритуальная кухня.

 

Праздник  «Паска»

 

Цель: раскрытие особенностей празднования Паски в русских народных традициях.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с истоками и историей данного праздника;
  2. Раскрыть обучающимся особенности церковных и народных традиций  Паски;
  3. Познакомить обучающихся с технологией росписи пасхального яйца;
  4. Развить интерес у детей к духовным традициям своего народа;
  5. Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к традициям своего народа.

 

Сроки праздника и способы исчисления даты начала Паски. Истоки и история Паски. Что такое пасхалии?  Православные церковные традиции (заутренняя и вечерняя службы, крестный ход). Народные традиции празднования Паски  в России XIX – XX вв. Символика яйца. Игры с  пасхальными яйцами.  Ритуальная кухня.  Пасхальные песни.

 

Предполагаемые результаты

реализации проекта

 

Проектная деятельность предполагает не только планирование и организацию деятельности, но и прогнозирование результатов данной деятельности.

Поскольку проект носит,  образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместно  определить,  что же получают дети,    участвуя  в   реализации проекта. Прогнозирование результатов мы будем оценивать  по традиционным критериям: знания, умения,  навыки. А личная карта ребенка позволит выявить  степень развития  личностных компетенций.

 

 Обучающиеся

 на уровне знаний:

- знание истоков  праздника;

-  значение  праздничных обрядов;

-  роли детей в народном празднике;

-  символику и значение праздничной атрибутики;

-  требований к детской исследовательской работе.

 

на уровне умений:

- работать в коллективе;

-создавать художественный  образ (праздничного персонажа);

- работать с литературой и информацией;

- классифицировать  и анализировать информацию;

 

 на уровне навыков:

- работы с эскизами;

- изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;

- навыки  работы со сценарием;

- навыки  в  исследовательской деятельности;

- навыки театрализации;

- навыки монологической и диалогической речи.

                               

компетенции:

  • Обучающиеся знакомятся с особенностями  национальной  культуры, духовно-нравственными  основами  жизни человека.  В процессе изучения истоков  праздника, а также  особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры,  обучающиеся будут постигать культурологические основы семейных традиций. Таким образом, ученики   получают возможность развивать  в себе общекультурные компетенции.

 

  • Определение своей личностной траектории в подготовке праздника (исследовательская деятельность, дизайнерская,  актерская,  работа над сценарием), позволяют   каждому ребенку осознавать свою роль в данном проекте.  Ребенок учиться выбирать ту или иную деятельность сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей деятельности. Ценностно-смысловые компетенции               обеспечивают механизм самоопределения ученика в  проекте.
  • Исследование корней  народного календарного праздника, раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает обучающимся  развиваться в познавательной деятельности включая такие её  элементы как: логика, анализ, классификация информации, планирование, а также  навыки целеполагания.  Кроме того, ребёнок учиться добывать знания,   пользуясь литературой, опираясь  только на факты. Таким образом,  участвуя в данном проекте у обучающихся формируются  учебно-познавательные компетенции.
  • Ученик должен уметь представить себя в созданном им художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми, классным руководителем, педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности  работы как в малой (проектной группе), так и в коллективе  (проведение праздника). Ребенок  учиться различным способам взаимодействия со всеми участниками проекта. Получает одобрение и поддержку в развитии своих  коммуникативных компетенций

 

Прогноз результативности реализации данного проекта, для родителей осуществляется через анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов.

Родители:

знакомятся с методами  народной педагогики;

- имеют возможность совместного творчества с детьми;

- повышают свои коммуникативные   возможности;

- знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа;

-  получают возможность наблюдения динамики  развития успешности своего ребенка.

В заключении хочется  отметить результаты конкурсной деятельности  ребят, которые работали  в «исследовательской группе:

- Русанов Александр, 12 лет, награжден Дипломом II  степени в областном конкурсе «Пасхальная радость», за детскую исследовательскую работу «  Анализ обрядов церкви и народных традиций в праздновании Паски в России XIX – XX» в.в. Томск- 2011г;

Майборода Вениамин, 12 лет, награжден Дипломом II степени в областном конкурсе «Роль личности в народной культуре», Томск – 2011г;

Байко Екатерина, 10 лет, награждена Дипломом III  степени  в областном конкурсе «Поиск. Творчество. Успех» за детскую исследовательскую работу» Ритуальная кухня древних славян», Томск – 2011г.

В качестве приложения к проекту мы предлагаем сценарии праздников: Дожинки, Святки, Масленица и Паска, которые были разработаны в «группе сценаристов»

Таким образом,  данный проект  успешно реализуется в нашем учреждении.  Нужно отметить, что  в ходе реализации данного проекта,  мы получили  уникальный опыт взаимодействия с семьей в воспитании ребенка, органично   применяя   народные традиции. Проект «Народный праздник как средство этнопедагогики»   вызывает заслуженный интерес как среди коллег, родителей и детей. Анализ  итоговых  материалов и карт «Личностной траектории обучающегося» позволяет сделать вывод о  достижении поставленной  стратегической  цели и задач  данного проекта.

  

Условия реализации проекта

  

Для успешной реализации проекта  необходимо создание   определённых условий и материальных вложений. Прежде всего,   потребуется специальное помещение – изба. Количество посадочных мест  не менее 20-25. А также  потребуются следующие материалы и оборудование:

 

 № п/п

Наименование материалов и оборудования

Количество

Примечание

 

мультимедиапроектор

1 шт.

сопровождение праздника видеорядом и музыкой
дисковый накопитель

1 шт.

сопровождение праздника видеорядом и музыкой
соломенный сноп

1 шт.

ритуальная атрибутика для праздника «Дожинки»
соломенная «борода»

1 шт.

ритуальная атрибутика для праздника «Дожинки»
женский  национальный русский костюм

2 шт.

 для  ведущих праздник
серп для жатвы

2 шт.

ритуальная атрибутика для праздника «Дожинки»
маски для колядующих «козюли»

3шт

ритуальная атрибутика  святочных колядок
деревянные ложки

2шт

 для конкурса
мешок для подарков

1 шт.

ритуальная атрибутика  святочных колядок
  1. 10.
мешки большие

2 шт.

 для конкурса «бег в мешках» на праздник Масленицы
  1. 11.
канат

1шт.

для конкурса«перитягивание каната» на праздник Масленицы 
  1. 12.
гуашь «Гамма»

3 шт.

для росписи пасхального яйца
  1. 13.
кисти белка № 3

15 шт.

 для росписи пасхального яйца
  1. 14.
кисти белка № 1

15 шт.

для росписи пасхального яйца
  1. 15.
яйца куриные

15шт.

для росписи пасхального яйца
  1. 16.
мука пшеничная

5 кг.

для ритуальной выпечки (блинов, булочек и хлеба)
  1. 17.
рушник вышитый

1шт

атрибутика всех праздников
  1. 18.
ритуальный ковшик «Скобарь»

1шт.

атрибутика праздников имеющих языческие корни
  1. 19.
скатерть

1 шт.

атрибутика всех праздников
  1. 20.
бумага писчая

1 пачка.

для работы над сценариями и буклетами
  1. 21.
сковорода

2 шт.

для конкурса
  1. 22.
мячик резиновый

1 шт.

для  игры
  1. 23.
блюдо

1 шт.

атрибутика всех праздников

 

Список литературы

1. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М. – 1982г.

2. Баранова  О.Г. Русский праздник. . Санкт – Петербург 2001г.

3. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.  1916г.

4. Иванова А.А. Гадание на зимние святки.//Русская словесность №1. М.,1991г.

5. Невский А.А. Будни и праздники старой России: Л. 1990г.

6. Пропп  В.Я. Русские аграрные праздники (историко-этнографические очерки) СПб.1995 г.

7. Соколова В.К. Весенние – летниеее   календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX – XX в.в. М.1979г.

8. Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великорусов // Этнос и религия. М. 1998г.

9. Федотов Г.П. Стихи духовные. М., 1991г.

10. Щепанская Т.Б. Поминальная символика // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. СПб 1999г.                  



Все статьи автора «Ирина Юганова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: