ЧЕЛПАЧЕНКО Т.В. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АСПЕКТОВ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ

Ключевые слова: , ,


ЧЕЛПАЧЕНКО Т.В. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АСПЕКТОВ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1070 (дата обращения: 29.09.2017).

Педагогический опыт Павлышской средней школы, получивший известность в 50-70-е годы XX века не перестает вызывать интерес современной педагогической общественности, несмотря на изменения в политической, экономической жизни мирового сообщества, России и Украины, в частности.

За прошедшие десятилетия после того, как В.А. Сухомлинского не стало, было изучено и обобщено его педагогическое наследие, в том числе и неопубликованные материалы, рукописи, школьная документация. В первую очередь, этому способствовали его жена, Анна Ивановна Сухомлинская и дочь Ольга Васильевна Сухомлинская.

Наиболее широкое распространение идеи В.А. Сухомлинского получили на его родине, Украине.  С 1987 года по инициативе научного общества сухомлинистов начали составляться ежегодные сборники статей, методических разработок ученых и педагогов-практиков, раскрывающие аспекты его дидактической системы. Например, в период с 1987 года по 2008 год в научных сборниках были опубликованы статьи по следующей тематике: «Школа радости» продолжает работать» О.В. Крамчаниновой, «Уроки среди природы» В.А. Деревянко, «Урок — зеркало культуры учителя» С. Сусловой,  «В.А. Сухомлинский о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученику» М.И. Мухина, «Дидактика В.А. Сухомлинского», «Про дидактическое мастерство учителя» М.Я. Антонца,  «Советы педагогам-дефектологам (в контексте изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского» Н.П. Кравец, «Родной язык — уроки доброты» С.С. Савельевой, «Грани дидактической системы В.А. Сухомлинского» А.Я. Савченко, «Мир сказок Василия Александровича Сухомлинского» О.В. Сухомлинской и другие.

Среди наиболее значимых исследований, посвященных изучению дидактической системы В.А. Сухомлинского на Украине, следует отметить научную деятельность М.Я. Антонца, ученого секретаря Украинской ассоциации имени В.А. Сухомлинского, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Академии педагогических наук Украины, автора более 120 публикаций по проблемам истории педагогики и дидактики.

М.Я. Антонец рассматривает дидактику В.А. Сухомлинского в контексте становления его как педагога-гуманиста. Особое внимание уделяет анализу взглядов В.А. Сухомлинского на реформирование содержания школьного образования на Украине и в Советском Союзе в 50-60 гг. XX века. Проблема политехнического обучения, соединения общего среднего образования с овладением производственной специальностью рассматривается ученым через призму общественно-политической ситуации.

М.Я. Антонец полагает, что В.А. Сухомлинский тщательно продумывал гармоничное сочетание гуманитарной и естественно-математической составляющих содержания школьного образования при выстраивании дидактической системы Павлышской средней школы. Особую роль в данном аспекте приобретает родной язык в обновлении содержания школьного образования в вышеобозначенный период.

Тщательной проработке подвергаются процессный компонент школьного образования в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского, выбор форм, методов обучения, проблема педагогического анализа урока. Особую роль М.Я. Антонец в своих исследованиях отводит педагогическому творчеству учителя, организации педагогического эксперимента в школе.

Особый интерес к дидактическим идеям В.А. Сухомлинского возник в Китае. Китайские ученые, в частности, активно сотрудничающая с Украинской ассоциацией имени В.А. Сухомлинского Сяо Су, отмечали, что подходы В.А. Сухомлинского к обучению подрастающего поколения очень современны и актуальны, поскольку отвечают потребностям китайской школы, к тому же они очень созвучны с идеями древнего китайского философа и педагога Конфуция, который считал, что образование должно быть доступным для всех. Об этом говорил и В.А Сухомлинский, отмечая, что нет детей неталантливых, неодаренных.

Школы, которые работают в Китае по системе В.А. Сухомлинского, приняли лучшие идеи теории, хотя, безусловно, им присуща своя специфика. Но главное, что дети в них находятся в состоянии внутреннего душевного комфорта, «на их лицах нет выражения, которые заставляют учиться». В китайских школах, носящих имя В.А. Сухомлинского, много пространства, света, все в них создано для детей. Педагоги, работающие в этих школах, понимают, что ребенок должен быть счастливым. Они пытаются таким образом воссоздать «Школу радости», описанную В.А. Сухомлинским  в книге «Сердце отдаю детям».

Павлышская средняя школа, которой отдал свое сердце и душу В.А. Сухомлинский, стала образцом для создания в Китае экспериментальной школы его имени в селе Хуашы восточной провинции Цзянсу. В 2000 году ее руководители побывали в Павлыше и всего через одиннадцать месяцев построили у себя огромный комплекс, который получил государственный статус исследовательского центра проблем обучения и воспитания детей. С тех пор два учебных заведения поддерживают взаимосвязь, был подписан договор о сотрудничестве и партнерских отношениях.

В 90-е годы XX века начинают публиковаться научные труды, в которых  системно представлены дидактические идеи В.А. Сухомлинского. Авторы этих трудов — ученые, занимающиеся исследованиями в области сравнительной педагогики, мировой педагогической истории и советской педагогики. Одним из таких трудов является «Теория всестороннего развития В.А. Сухомлинского», авторы — специалисты Пекинского педагогического университета Би Шучжи и Ван Игао. Еще одна значимая работа — «Система теоретической педагогики В.А. Сухомлинского» специалиста по истории педагогики профессора Пекинского педагогического университета Ван Тяньи.

Дидактические идеи В.А. Сухомлинского также получили распространение и в других странах, например, в Германии (исследования Е. Гартмана о природе народной педагогики В.А. Сухомлинского; Б. Германна о В.А. Сухомлинском-педагоге; основах дидактики В.А. Сухомлинского); в Польше (исследования В. Оконя о Павлышской школе В.А. Сухомлинского; М. Быблюка о формировании педагогического коллектива Павлышской средней школы, «Школе радости» В.А. Сухомлинского; Д. Герцюка о дидактике начальной школы В.А. Сухомлинского); в США (исследования М.Ю. Красовицкого о педагогических идеях В.А. Сухомлинского; Р. Вейса о педагогике начальной школы В.А. Сухомлинского); в Грузии (исследования Н.А. Басиладзе об использовании дидактических идей В.А. Сухомлинского в грузинской школе).

Российская научная школа сухомлинистов представлена именами М.В. Богуславского, В.Г. Рындак.

М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, в своем кандидатском диссертационном исследовании раскрыл дидактическую идею В.А. Сухомлинского о стимулировании радости познания. Ученый представил феномен радости познания, раскрыл психологическую сущность радости познания. Особое внимание уделил процессу стимулирования радости познания: формированию положительной мотивации деятельности, позитивного отношения учащихся к процессу познания; выявлению способностей к длительной самостоятельной деятельности, оптимизма в преодолении трудностей; увлеченности познавательной деятельностью, активностью и творческой инициативностью.

Показывая, как достичь радости познания, М.В. Богуславский предлагает прежде всего создать творческое ядро педагогического коллектива единомышленников-энтузиастов; сформировать идеал познавательной деятельности ученика; выработать педагогическую этику, творческий стиль преподавания. Для этого в учебной деятельности необходимо создавать полноценный интеллектуальный фон, использовать сокровища народной педагогики, разнообразную совместную познавательную деятельность учителей и учащихся.

В.Г. Рындак, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, ученица В.А. Сухомлинского, в своих научных трудах «Уроки Сухомлинского», «Учитель Сухомлинский: уроки на завтра», «Школа: с веком наравне» раскрыла следующие дидактические проблемы: роль урока мышления (в соавторстве с П.Н. Даньшовым), гармония умственного и физического труда на уроке (в соавторстве с Т.В. Челпаченко), возрождение уроков радости познания В.А. Сухомлинского в современной школе, роль слова в процессе обучения, путь к эффективному уроку.

Таким образом, можно констатировать, что педагогическое наследие В.А. Сухомлинского продолжает оставаться актуальным, опередившим свое время, содержащим неоценимый потенциал для дальнейшего развития дидактической системы современной школы.



Все статьи автора «Челпаченко Татьяна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: