ОКУНЕВА В.С. ЦЕННОСТИ ЧЛЕНА КОМАНДЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА


ОКУНЕВА В.С. ЦЕННОСТИ ЧЛЕНА КОМАНДЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1178 (дата обращения: 04.10.2017).

Окунева В.С., ХТИ – филиал ФГАОУ ВПО «СФУ»

Сегодня важен, как никогда «человеческий фактор», так как руководители осознают, что самым ценным активом организации являются работающие люди, с их набором личностных ценностей. И перед вузом, исполнителем социального заказа, остро стоит вопрос подготовки условий для ориентирования личности на высокие моральные ценности. Изучение личностных ценностей важно, поскольку они могут влиять на поведение человека на рабочем месте. Не менее остро стоит вопрос о подготовке в вузе выпускников, способных к командной деятельности. Об этом прямо говорится в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В частности отмечается, что «уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности, когда возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития».

Актуальность данных проблем предопределила выбор поставленных задач: каким набором личностных ценностей должен обладать выпускник вуза, будущий член профессиональной команды, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда? Какие способы, способствуют развитию личностных ценностей будущего члена профессиональной команды?

Изучением личностных ценностей занимались исследователи М.Б. Кунявский, В.Б. Моин, И.М. Попова, Е.П. Ильин, С.С. Фролов. Ученые определяют ценности как:

—   аспект мотивации, а ценностные ориентации – как определенные концепции (К. Клакхон);

—    «осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни» (Г.Р. Латфуллин и О. Н. Громова);

—   глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях (М. Рокич).

—    «набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни» (О. Виханский).

Анализ дефиниций показал, что ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

По Д.А. Леонову «личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями» и далее «которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании».[1].

Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой, как личность. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности. Ценности составляют сердцевину личности человека. Чем выше будет степень кристаллизации личностных ценностей, тем больше будет «сила личности» [2]. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. При совпадении личностных ценностей членов команды происходит межличностное единение, что способствует адекватному, дружескому поведению, эффективному взаимодействию, незатрудненному общению, развитию доверия. Исследование трудов ученых, занимавшихся изучением системы ценностей членов команд, позволило укрепиться во мнении, что для командной деятельности наиболее востребованы выпускники, обладающие следующими ценностями:

—   взаимоответственностью друг перед другом за конечные результаты деятельности,

—   толерантным отношением к членам команды;

—   гибкостью;

—   тактичностью;

—   правдивостью;

—   справедливостью;

—   требовательностью;

—   заботой друг о друге.

Развитию личностных ценностей способствуют:

• регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;

• понимание смысла жизни;

• способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;

• открытость сознания для нового опыта;

• стремление понять взгляды и позиции других людей;

• открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;

• последовательность поведения, соответствие слов и дела;

• серьезное отношение к вопросам ценностей;

• проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;

• ответственность и активность.

К способам, способствующим развитию личностных ценностей, можно отнести: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, при необходимости соответствующего изменения. Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия студента, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей.

Студент, чьи личностные ценности совпадают с общечеловеческими ценностями будет конкурентоспособным и наиболее востребованным на рынке труда  Ориентирование студента в образовательном процессе вуза как педагогическая стратегия ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера основана на целенаправленных педагогических действиях по:

  • информированию студента о ценности самоактуализации, как профессионально-личностной ценности;
  • актуализации его эмоционально-ценностного отношения к труду, как профессиональной ценности;
  • обогащению его опыта в развитии личностных ценностей.

 

Литература

  1. Леонов Д.А., Ценности и ценностные представления, 2002, РГИУ, статья
  2. Организационное поведение. Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
  3. Осипова С.И., Гафурова Н.В./Развитие личности учащихся в системе образования, Краснояр. гос. ун- т. Красноярск, 2002, С16.


Все статьи автора «Bolgan»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: