ЕГОРОВА С.Л. ОСОБЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ КОРПУС


ЕГОРОВА С.Л. ОСОБЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ КОРПУС


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1180 (дата обращения: 06.10.2017).

С.Л. Егорова

к.и.н., доцент кафедры истории России и зарубежных стран

Институт гуманитарных наук, Сыктывкарский государственный университет

 

Психоневрологический институт (ныне Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт), созданный в1907 г. указом Николая II по инициативе известного психиатра В.М. Бехтерева (1857-1927) для изучения нервной системы «и ее отправлений наук с ней сопредельных» скоро занял почетное место в ряду высших учебных заведений императорской России. Планировалось выпускать из его стен  врачей, юристов, педагогов, специализирующихся  в лечении нервных и душевных болезней, в судебной медицине, воспитании детей.

Общедоступность образовательных курсов для лиц разного пола, отсутствие казенщины и процентной нормы для евреев, а также программа, заявленная В.М. Бехтеревым, скоро сделали Психоневрологический институт популярным учебным и научно-исследовательским учреждением. Первоначальный двухгодичный образовательный курс сменили специализированные факультеты, где слушатели могли избирать  педагогическое, юридическое, медицинское направления. Согласно уставу, целью  института была разработка и распространение знаний в области психологии и неврологии, а также сопредельных с ними наук. Здесь читались курсы психологии, анатомии, философии, истории, истории философии и психологии, истории культуры и искусства и т.д. [4, Л.130].

В1915 г. число студентов в Психоневрологическом институте достигло 7 тысяч. Тому способствовало открытие словесно-исторического и естественно-исторического отделений.  Кто из российских ученых-гуманитариев преподавал здесь? Заметное участие в организации в институте преподавания университетского типа принял М.М. Ковалевский, увидевший в новых курсах возобновление своей Парижской вольной высшей школы. По просьбе студенческой депутации, поддержанной Советом института, взял на себя организацию словесно-исторического факультета профессор Н.И. Кареев. В первое время многие относились к институту весьма скептически, в шутку называя его «неврилогическим». Кто-то упрекал Н.И.Кареева за то, что он «легкомысленно впутался в неподобающую историю». Сам же он признавал наличие отрицательных сторон в новом учреждении, но, главным образом,  в студенческой среде, где находил проявления невысокой культурности. На долю Н.И. Кареева досталось немало  хлопот и неприятностей и по вопросу о взаимоотношениях основного и словесно-исторического факультетов. «Дело, однако, я довел до конца, – вспоминал  позже Н.И. Кареев, -  убедив многих ученых специалистов, что дело может быть серьезным и полезным, благодаря чему состав профессоров получился весьма приличным» [3. С. 253]. Был ли среди них его ученик В.А. Бутенко? В своих мемуарах «Прожитое и пережитое» Н.И. Кареев умолчал об этом. В формулярном списке о службе профессора В.А. Бутенко  значится, что в этот период основная учебная нагрузка его сосредоточилась в Петровском училище, Александровском Лицее, университете. Психоневрологический институт не упоминается вовсе [7, Л.26 об. - 32 об.].  Лишь однажды, в трудовом списке, составленном собственноручно В.А. Бутенко в1928 г. в связи с выходом на академическую пенсию прозвучало: «В 1915-1917 гг. был деканом общеобразовательного отделения Психоневрологического института»[1, Л.36].  За разъяснением мы обратились в Российский государственный исторический архив. Здесь, в фонде министерства народного просвещения  отложились дела Психоневрологического института. Архивные документы подтвердили: В.А. Бутенко в этот период состоял на службе в Психоневрологическом институте. Перед нами расписание лекций института на 1915-1916 учебный год. Среди преподавателей-историков словесно-исторического факультета значатся Б.Л. Богаевский (история Греции), И.Д. Андреев (история Византии и история Церкви), Н.П. Оттокар (средняя история), П.В. Безобразов (история южных славян), И.В. Лучицкий (новая история), Г.В. Вернадский (русская история), М.А. Островская (русская история), М.Д. Приселков (русская история) [5, Л. 2, 3, 3 об.]. Также среди предметов словесно-исторического факультета – общая психопатология (П.Я. Розенбах), история педагогических учений, общая педагогика (В.В.Успенский), методы преподавания истории (М.Д. Приселков), история древней философии (Д.П. Миртов). Находим сведения о В.А. Бутенко. Три дня в неделю он занят в институте: преподает всеобщую историю первокурсникам основного факультета (Тенишевский зал – Моховая, 33), читает курс новой истории слушателям старших курсов словесно-исторического факультета и ведет семинарий по новой истории (гимназия Гуревича – Лиговка, 1) [4, Л. 42 об., 43, 43 об].

В1915 г. к преподавательской нагрузке В.А. Бутенко прибавились и административные заботы – вплоть до1917 г. он исполняет обязанности декана основного отделения. Вокруг статуса отделения в мае1915 г. возник спор. По мнению комиссии министерства народного просвещения (тайные советники П.А. Некрасов и А.А. Иностранцев, попечитель Петроградского учебного округа Н.К. Кульчицкий), основное отделение представляло собой не факультет, а общую ступень к различным факультетам. Необходимость этой ступени объяснялось тем, что среднее  общее образование в России не было согласовано  с требованием высшей школы. Поэтому курсы Психоневрологического института стремились заполнить эту брешь [6, Л. 7.]. Представители института академик В.М. Бехтерев и профессор А.С. Гинзберг выступили против признания основного факультета подготовительной ступенью к высшему образованию. «Это, – настаивали ученые, – факультет с законченным циклом основных отделом важнейших научных дисциплин. Основной факультет может трактоваться как первые курсы университета. Характер преподавания на основном факультете чисто университетский» [6, Л. 26]. Основной мыслью института было восстановить старую идею universitas, которая затерялась при современном устройстве университетов, готовящих узких специалистов. Создавая основной факультет, устроители института  были убеждены, что «и для медика, и для историка, и для естественника необходимо для будущей его научной и практической деятельности философское образование с выяснением взаимной связи и зависимости между отдельными научными дисциплинами» [6, Л. 27].

Между тем комиссия признала целесообразным присвоить факультету название основного отделения, «так как по цели и организации он не соответствовал содержанию понятия факультета» [6, Л. 30 об.].  К 1916 году в структуре Психоневрологического института действовали   4 факультета (медицинский, юридический, словесно-исторический, естественно-исторический) и 3 отделения (основное, педагогическое, химико-фармацевтическое). Наиболее многочисленным был медицинский факультет [8, Л. 3-3 об.].

В1916 г. после инспекции министерством народного просвещения курсы при Психоневрологическом институте получили статус «Частного Петроградского Университета» с правами высших правительственных учебных заведений. Президентом университета был вновь избран В.М. Бехтерев. Состоялось и избрание деканов и секретарей отделений и факультетов: профессор В.А. Бутенко (основное отделение), профессор В.А. Вагнер (педагогическое), профессор А.С. Гинзберг (химико-фармацевтическое), академик В.М. Бехтерев (медицинский факультет), профессор Н.И. Кареев (словесно-исторический), профессор Д.Н. Зейлигер (естественно-исторический), профессор П.И. Люблинский (юридический). В число студентов Частного университета принимались лица обоего пола, имеющие аттестат зрелости гимназий министерства народного просвещения или свидетельства об окончании других общеобразовательных учебных заведений [4, Л. 108, 196 об.].

В1918 г. Частный Петроградский Университет получил статус Второго Петроградского Университета (его иногда называли «второпетуном»). Но в ходе реорганизации высшей школы (1919) юридический и педагогический факультеты были переданы в состав Первого Петроградского университета, медицинский факультет преобразован в Государственный Институт Медицинских Знаний, химико-фармацевтическое отделение в Химико-фармацевтический институт, зооветеринарный факультет в Ветеринарно-зоотехнический институт [2].

Задуманная В.М. Бехтеревым система организации обучения в институте и профессиональный преподавательский корпус сделали возможным  скорое превращение факультетов и отделений в самостоятельные высшие учебные заведения.

Примечания

  1. Архив СГУ. Д.69 (Личное дело профессора В.А. Бутенко).
  2. Акименко М.А. Владимир Михайлович Бехтерев [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bekhterev.spb.ru/index.php?cid=200&crt=202,1
  3. Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.
  4. Российский государственный исторический архив (далее  РГИА). Ф.733. Оп. 156.  Д. 681.
  5. РГИА. Ф. 733. Оп. 226. Д. 335.
  6. РГИА. Ф. 733. Оп. 266. Д. 184.
  7. РГИА. Ф.740. Оп.19. Д.116.
  8. РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 81.


Все статьи автора «sever2100»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: