Быть или не быть… учителем?
Многие студенты педагогических вузов заранее уверены в том, что учителем они работать точно не будут: либо их не привлекает такого рода деятельность, либо не устраивает заработная плата. Но, если работать учителем всё же представляется интересным, тогда какие ещё преграды ждут молодого, амбициозного практиканта с горящими глазами?
– Система.
Если раньше молодых педагогов не привлекало состояние школ и их техническое оснащение, то теперь многие здания отремонтированы, закуплена современная мебель, техника. Кто-то жаловался на немолодой коллектив педагогов, но теперь средний возраст учителя существенно снизился, в школы приходят выпускники педвузов. Есть и такие учителя, которые считают детей какими-то «не такими», но зачастую дети уже видели больше своих наставников. Почему тогда, придя в школу, чувствуешь какую-то непривлекательную атмосферу при внешнем благополучии?
– Сис-те-ма.
Вот коридор, идут занятия: ученики зашевелились – слышатся угрозы учителя: «Поставлю два! Вызову родителей! Выгоню!» Зачем всё это, откуда такая враждебность, разочарованность в учениках? Вот, придёт новый педагог и будет делать всё по-другому: ученики будут в почёте, они будут самостоятельными и любознательными, не будет угроз и наказаний! Но, не тут-то было: ученики уже знают, что они глупые, знания – это точно не для них, а для каких-то высших разумов, и не будут они слушать Марью Ивановну, пока она не стукнет по столу, не накричит и не поставит два. Приходит этот новый учитель и видит, только так всё и работает, и он это либо принимает и попадает в круговорот несчастных, либо тратит уйму сил, времени и нервов на то, чтобы было «по-другому», но потом он видит, что работает он 24 часа в сутки, а получает за 5. И в любом случае уходит. Что же ему мешало работать в удовольствие?
– Система.
При попытке усовершенствовать образовательный процесс, учитель постоянно «спотыкается» об эту самую «стистему». Систему образования? Вряд ли. Есть что-то незаметное, парящее в воздухе, вызывающее цепную реакцию. Это что-то ощущается нутром, оно отталкивает и пугает. Это какая-то «система», которой уже множество лет, она имеет какую-то неформальную власть и разрушает всё, что призвано улучшать школу.