САЕНКО М.А. ЗАНЯТИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «ОБЩЕНИЕ»


САЕНКО М.А. ЗАНЯТИЕ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «ОБЩЕНИЕ»


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1190 (дата обращения: 29.09.2017).

Автор: Саенко Марина Анатольевна

Занятие по нравственному воспитанию на тему: «Общение»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора, развивать внимание к слову, научить детей употреблять различные формы приветствия, расширять кругозор.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим, как нужно правильно общаться. Сейчас я прочитаю стихотворение. В нем говорится о том, как брат рассказывал своей сестре о кинофильме.

Подумайте и скажите, почему сестра ничего не поняла из рассказа своего брата и почему я вам прочитала это стихотворение.


«Сильное кино»

Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:


- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла.

 

 

-Почему же сестра ничего не поняла из рассказа своего брата?

Девочка ничего не поняла, потому что брат ей плохо, непонятно рассказывал; он не умеет рассказывать: надо было рассказать, кто там полз, кто кого спас.

- А почему я прочитала это стихотворение?

Чтобы вы поняли, что надо уметь хорошо рассказывать.

 

Отсюда можно вывести 1 правило общения:

«Не засоряй свою речь ненужными словами».

Значит, важно научится понятно, интересно, выразительно рассказывать.

Ребята, а еще, чтобы правильно понимать прочитанное, нужно знать точное значение слова.

Если слова не понятны, надо спросить их значение у старших или посмотреть в словаре.

Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Кто больше заметит непонятных слов».

Сейчас я буду читать отрывки из произведений С.Михалкова и К.Чуковского, а вы, заметя непонятное слово, поднимите руку.

  1. 1.           Ах ты гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса.

 

Вакса или гуталин— мазь для чистки обуви.

 

 

 

 

  1. 2.           «Всадник».

По дороге в тучах пыли
Мне навстречу две арбы.
Лошадь в пене,
Лошадь в мыле,
Лошадь встала на дыбы.

- А здесь, какое слово встретилось непонятное?

Арба – это повозка.

 

  1. 3.           «Тараканище»

А акула увильнула, только хвостиком махнула.

А за нею каракатица так и пятится, так и пятится.

-Какое слово непонятно?

Каракатица – это моллюск класса головоногих.

 

-Что делать, если вам встретилось непонятное слово в тексте?

Нам поможет понять рассказ Ю.Ермолаева «Незнакомое слово».

 Наташа, ученица второго класса, сидит за столом и читает книгу. А ее сестра, пятиклассница Вера, лежит на диване, о чем-то мечтает.
Но вот Наташа, держа палец на строчке, поворачивается к сестре и спрашивает:
- Вера, что такое “байбак”?
Вера не знает. Она тоже слышит это слово впервые. Надо бы посмотреть в словаре. Но для этого нужно встать, подойти к шкафу, листать толстый словарь … пока найдешь то, что нужно.
“Может, слово станет понятным из всей фразы,” – думает Вера и просит сестру:
- Прочитай все предложение.
Наташа читает:
- “Он был байбаком”.
“Нет, из фразы ничего не ясно,” – вздыхает Вера. А вставать с дивана, на котором так удобно и тепло, не хочется. Помолчав, она говорит:
- Это старое слово … ну, когда еще были помещики, то некоторые крепостные крестьяне, укладывая спать барских детей, баюкали их. Вот этих крестьян и называли байбаками.
- Спасибо, – благодарит Наташа.
Кончив читать, Наташа берет книгу и уходит в библиотеку. Возвращается она хмурая. Вера все еще лежит на диване.
Сердито сдвинув брови, Наташа говорит ей:
- Вот что, байбак, мама велела тебе сходить в магазин!
- А при чем здесь “байбак”? – смеется Вера.
“Надо все-таки посмотреть, что означает это слово, – думает Вера, – почему она так назвала меня?” Вера достает словарь. И вот нужное слово найдено. “Байбак” – небольшой грызун из семейства беличьих” – читает Вера, но вот еще одно значение этого слова: “Байбаком называют неповоротливых, ленивых людей.” Старшая сестра закрывает словарь и чувствует, как лицо ее заливает румянец стыда.

-Итак, правильно ли поступила Вера, когда, не зная, что означает слово, стала сама растолковывать его значение?

-Что она должна была сделать?

-Почему Наташа назвала Веру «байбаком»?

-А почему она все-таки решила посмотреть в словарь? (ей стало интересно, почему же сестра так ее назвала).

-А как вы думаете, почему же в конце Вере стало стыдно? (потому что она поняла, что она на самом деле ленивая, не хочет работать).

-Молодцы ребята!

-Так какой можно сделать вывод из этого? (если слова будут непонятными, то обязательно нужно посмотреть в словаре, а не пытаться выдумать, что же оно означает).

 

Вот 2 правило общения:

Если слова непонятны, спроси их значение у старших или посмотри в словаре.

 

-Ребята, мы с вами также говорили о том, что важно интересно, выразительно и главное понятно рассказывать.

-А сейчас послушайте стихотворение.

«Сашина каша». И подумайте, почему оно так называется. И что значит в данном случае каша».

«Сашина каша».

 

Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.

С утра во рту у Саши
Слова простые наши -
Слова простые наши
На русском языке.

Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко -
И сам тому не рад!

 

 

 

Он скажет:
“До свидания!”
А слышится:
“До здания!”
Он спросит:
“Где галоши?”
А слышно:
“Это лошадь?”

Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.

Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…

Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.

 

 

-Почему это стихотворение называется «Сашина каша»? (потому что его речь можно сравнить с кашей, так он глотал и буквы и целые слова).
- А что значит в данном случае «каша»? (каша слов и букв приводит к тому, что окружающим не понятно). Поэтому, ребята, нужно следить за своей речью при общении с взрослыми, со своими товарищами.
- А сейчас я прочитаю стихотворение. Вы должны внимательно послушать и сказать, как нужно разговаривать, чтобы всё всем было понятно.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Все ли слова в стихотворении понятны?

Внятно – отчетливо, четко, ясно, без «проглатывания» звуков, понятно.

Внятный – хорошо слышимый, отчетливо звучащий.

Так как же нужно разговаривать, чтобы было все всем понятно?

Скажем хором вместе со мной: «Нужно выговаривать все правильно и внятно».

 

Отсюда вытекает 3 правило общения.

Говори внятно, чтобы всем было приятно слушать.

 

Послушайте3 высказывания об одном и том же и скажите, чем они отличаются друг от друга по звучанию, (Читаю 1громко, 2 нормально, 3 тихо).

 

Текст.

Однажды я, когда был на даче, играл с ребятами в поле в салки. Мы салили друг друга, в общем, играли по настоящим правилам. Но однажды мы сами придумали игру «Салки с палкой». Мы нарезали себе палок, и правила игры заключались в том, что мы, кого салили, до того еле-еле дотрагивались палкой, кричали: «Салка» – и быстрее убегали от него.

-Чем же отличаются друг от друга прослушанные высказывания? (1 звучал очень громко, 2 нормально, 3- тихо).

-Итак, наша речь может звучать тише или громче, тогда мы говорим о громкости речи.

Сделаем вывод: надо говорить нормально, чтобы тебя все поняли, когда говоришь очень громко – неприятно слушать, а когда очень тихо – плохо слышно и трудно понять.

-Как вы думаете, когда нужно говорить очень тихо? (шепотом, если нужно спросить на занятии что-то у товарища; если дома кто работает, занят или отдыхает; если играешь в разведчика, то говорят шепотом).

-Но если вы говорите в обыденной обстановке, например, отвечаете на занятии, то нужно говорить с нормальной громкостью, так, чтобы вас хорошо слышали.

-А когда и где можно говорить громко и даже кричать? (если в лесу кто-то заблудился или нужна помощь; когда читаешь стихотворение или много народу; то нужно говорить громко, чтобы всем было слышно; на занятии надо говорить громко, но не кричать; в театре артисты должны говорить громко, чтобы было слышно в задних рядах).

-Сейчас послушайте стихотворение и скажите, где нельзя громко разговаривать и почему:

 

«Пожалуйста, потише»

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас не привела —

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать,

Ведь вас и так услышат,

Ведь вас и так услышат —

Попробуйте все тихо рассказать.

О том, что вы вчера ходили в гости.

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать.

Ведь вас и так услышат,

Ведь вас и так услышат —

Попробуйте все тихо рассказать.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста потише!

Пожалуйста потише!

Спокойно говори, а не кричи.

Пожалуйста потише!

Пожалуйста потише!

Тсс!.. Тсс!.. Чччч!..

В музее, кинотеатре и в трамвае

О том, о сем друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Спокойно говори, а не кричи.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Тсс!.. Тсс!.. Чччч!..

 

-Понравилось вам стихотворение?

-Где, в каких общественных местах не следует громко разговаривать? (нельзя громко разговаривать о своих личных делах, потому что это нескромно и незнакомым людям неинтересно. Если ты кричишь в музее, окружающим это не приятно. Если говоришь громко в кино, то мешаешь людям смотреть фильм).

 

4 правило общения.

В общественных местах говори спокойно и тихо.

А теперь поговорим с вами, как нужно вести себя во время разговора.

-Ребята, почему нехорошо во время разговора не смотреть на говорящего, не внимательно слушать его?

Потому, что так можно обидеть человека, который хотел с тобой о чем-то поделиться.

 

5 правило общения.

Во время разговора смотри на говорящего, внимательно слушай его.

Посмотрите на эту картинку. Является она подтверждением сказанного?

Но может быть, причина кроется и в самом человеке, который ведет собрание. Наверное его сообщение утомило слушателей. Но так как ведут себя эти люди тоже нельзя, каждый занят своим делом.

-А почему некрасиво есть во время разговора? (потому что, когда ешь, то будешь говорить непонятно, брызги летят в лицо собеседнику и неприятно слушать).

-Почему не нужно кричать во время разговора, сильно размахивать руками? (потому что человек рядом с тобой и так все слышит, от громкой речи очень устаешь).

-Как должен стоять рассказчик? Хорошо ли, если он будет переминаться с ноги на ногу, качаться, ходить? (нет, это отвлекает внимание оттого, что он говорит).

-Хорошо ли перебивать друг друга во время разговора? (нет, это некультурно, говорящий потом может не вспомнить, о чем он говорил раньше, да ему и неинтересно будет уже рассказывать).

 

6 правило общения.

Не перебивай собеседника во время разговора.

-Ребята, обидеть человека можно и необдуманным словом. Не зря в народе существует пословица: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».

-Как вы понимаете, смысл этой пословицы? (надо думать, когда говоришь и с кем).

-А как вы понимаете эти пословицы?

-Слово молвит – соловей поет. (умеет хорошо, вежливо говорить).

-Слово серебро, а молчание – золото, (сначала подумай, а потом скажи).

-Были ли у вас такие случаи, когда вы кого-то обидели, сказали, не подумав, то, что не надо было говорить?

-Какие же правила поведения во время разговора вы запомнили? (нужно внимательно слушать собеседника; нужно уметь интересно, живо, с чувством рассказывать; некрасиво есть, когда говоришь; нужно смотреть на собеседника во время разговора; некрасиво без толку махать руками; нельзя кричать).

-А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в страну вежливости. Вы, конечно, знаете много вежливых, волшебных слов. Вспомните их. (Здравствуйте, до свидания, спасибо, извините).

Послушайте стихотворение «Доброе утро».

 

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро.

-Доброе утро.

Солнцу и птицам.

-Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

 

Какие еще слова приветствия вы знаете?

Послушайте стихотворение А.Барто. И скажите, какие слова употребляет герой этого стихотворения при встрече и прощании.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном
Его зовут… впрочем,
Мы лучше здесь не назовем.

“Спасибо”, “Здравствуй”, “Простите”
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “Здорово!”
Он вместо “Здравствуй” говорит.

А вместо слова “До свиданья”
Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье
“Ну, я, пошел, пока, всего”.

Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.

-Какие вы слова приветствия вы употребляете?(до свидания, пока, прощайте, всего хорошего)

-Кого вы можете приветствовать словом «здорово, «привет»?

-Кому вы скажете при прощании «пока»?

-Ребята, слова «здравствуйте», «до свидания» – очень интересные слова. Вдумаемся в их значение «здравствуйте» – мы желаем вам здоровья, а «до свидания» – мы надеемся увидеть вас еще раз. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

-Для того чтобы людям было радостней, приятней, мы добавляем к словам приветствия слова, которые делают нашу речь более теплой и доброжелательной. Вот, например, как обращается к своей маме одна девочка.

И я, и все родные

Мамулю ждем с утра,

Мамуля дорогая,

Как твои дела?

-Девочка называет маму «мамулей», «дорогой мамулей» и встречает ее вопросом «Как твои дела?».

-А теперь послушайте стихотворение «Здравствуй гусь»

Ко мне бежит огромный гусь

Я говорю себе: “Не трусь”.

Быть может этот гусь ручной

Бежит знакомиться со мной.

Но у гуся свирепый вид,

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет

Ну и пусть!

Я улыбнулась:

“Здравствуй, гусь!”

Он головой кивнул в ответ

И мне послышалось: “Привет!”

-Как вы думаете, почему свирепый гусь вдруг кивнул головой мальчику и как бы сказал: «Привет».

-Верно, если ты идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом «здравствуй» – это значит, что ты не хочешь причинять вреда, обидеть и, наверное, даже самый сердитый гусь смягчится. Вот какое удивительное слово – «здравствуй».

Ребята, но некоторые думают, что ни к чему знать вежливые слова, поскольку и так проживешь. Однако, так думать не следует.

Я прочитаю слова древнего поэта Сади. А вы внимательно послушайте:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем, мы пока ты слова не сказал».

-Как вы понимаете эти строки?

Эти строки говорят, что по речи, по разговору можно узнать о человеке.

Итог занятия:

-Так о чем же мы с вами говорили сегодня? (о том, как надо правильно общаться, говорить).



Все статьи автора «Саенко Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: