КРУЖКОВА О.В. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

Ключевые слова: , , ,


КРУЖКОВА О.В. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1255 (дата обращения: 29.09.2017).

Кружкова Ольга Владимировна

кандидат психологических наук, доцент

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург

[1] Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности взаимосвязи социальной активности и образовательных потребностей молодежи в условиях малого города.

 

Социальная активность личности это не просто абстрактная понятие, а конкретные действия, направленные на исследование, преобразование или создание окружающей действительности человеком. Фактически проявляемая активность является показателем жизнедеятельности индивида, а ее социальное проявление – отражением качественных и количественных форм взаимодействия личности в системе социальных связей. Являясь основным свойством субъекта, активность предполагает самовыражение и самореализацию личности во внешнем мире.

Стоит отметить, что понятие социальной активности пытались определить многие исследователи. И здесь наблюдается определенное противоречие, поскольку с одной стороны, под данным феноменом принято понимать приспособление к среде и ее изменение относительно живых организмов и систем (таким образом, в данном контексте отражается адаптационная функция активности), с другой – определенный вид деятельности (и здесь уже говорится о преобразующей функции данного феномена). При этом очевидно, что два этих проявления активности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как отмечал В.А. Петровский, феномен активности может рассматриваться не только в контексте жизненной необходимости субъекта, но и в качестве самостоятельной цели и особого проявления его жизненных сил, когда специфические структуры деятельности, «врастая» в субъект, становятся условием и признаком его бытия. На этом основании деятельность отделяется от функционирования, которое рассматривается как элементарное жизненное отношение [3].

По В.А. Петровскому возможны следующие направления интерпретации феномена активности человека:

  • на уровне функционирования отдельных его подсистем – психофизиологические разновидности активности (двигательная, эмоциональная и др.);
  • на уровне проявления индивидом свойств более широкой «социальной общности, к которой он принадлежит» [3, с.56] – т.е. социальной активности.

Как считает Е.А. Ануфриев, социальной может быть признана лишь та активность, которая способствует общественному прогрессу и ориентирована на положительные общественные ценности, наполняющие жизнь человека определенным смыслом [1]. В данном определении четко отражается просоциальная направленность понимания активности личности, хотя именно данный факт делает подобное определение локальным, поскольку активность, в том числе и социальная, может опираться не только на общепризнанные ценности и нормы, но и на частные установления отдельной группы людей, имеющей асоциальный характер соединения с обществом. В то же время более широкое определение интересующему нас феномену дает Н.Д. Полищук, понимая под социальной активностью деятельность, направленную на преобразование окружающей действительности [4].

Следует понимать, что социальная активность имеет тесные взаимосвязи со структурой мотивационно-потребностной сферы человека. Данную взаимосвязь наиболее детально рассматривал В.В. Новиков [2], который выделил три подструктуры мотивов социальной активности: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных компонентов, обусловливающих социальную активность личности. В процессе формирования мотивов социальной активности происходит актуализация тех или иных мотивационных компонентов.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме социальной активности позволяет сформировать перечень потребностей молодежи, которые могут составлять структуру мотивов социальной активности представителей данной возрастной категории. Так, в их число, например, входят потребности в общении, в осознании себя и личностном росте, в общественно-значимой деятельности, в самоутверждении, в самореализации, в достижении, в аффилиации, в признании и уважении, в оказании помощи, в получении знаний, в привлечении к себе внимания, в благополучии и престиже. Совокупность потребностей может меняться в зависимости от ряда факторов, к числу которых относятся социально-демографические характеристики, гендерная принадлежность индивида, средовые условия.

К числу определяющих социальную активность личности средовых условий в период юности можно отнести образовательную среду, как отдельного учебного заведения, так и образовательного пространства целого города. Образовательная потребность может формироваться на основе требований актуальных рынков труда и образования, а также собственных нужд и потребностей субъекта. Для юношеского возраста большое значение в формировании образовательных потребностей имеет ряд факторов:

  • необходимость профессионального самоопределения в образовательном и профессиональном пространстве города;
  • необходимость формирования индивидуальной траектории будущей жизни;
  • идеализация своего будущего и романтизация представлений о профессиональной деятельности;
  • мнение социального окружения, относительно личностных перспектив становления и развития;
  • влияние социальных тенденций системы образования, общественных и экономических процессов, происходящих в стране и в отдельно взятом регионе или городе.

И здесь стоит обратить внимание на малые города, поскольку их специфической особенностью является уникальный микроклимат человеческого сообщества. В малом городе возникает своя городская община со своим особым общинным сознанием, со своими правилами и нормами поведения, что создает особые условия для профессионализации молодежи и их дальнейшей интеграции в общество и в общественные отношения.

Нами было проведено исследование особенностей социальной активности и образовательных потребностей молодежи в условиях малого города (на примере г. Ирбита). Целью исследования было определение особенностей образовательных потребностей молодежи малого города и их детерминации характеристиками социальной (в том числе и учебной) активности личности. В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики: “Вопросник учебной активности школьников” В.В. Волочкова (ВУАШ), опросник «Диагностика стратегий поведенческой активности» (ДСПА), анкета, направленная на выявление образовательных потребностей молодежи малого города.

В нашем исследовании приняли участие учащиеся трех общеобразовательных школ г. Ирбита, Ирбитского гуманитарного колледжа, а также Ирбитского политехникума. В целом в исследовании участвовало более 100 человек с относительно равным распределением по признаку пола.

Проведенное исследование позволяет охарактеризовать респондентов следующим образом. Все составляющие учебной активности у большинства участников исследования имеют средний уровень развития, что свидетельствует о ситуативном проявлении активности при обучении. Исполнительская дисциплина у студентов выше, чем у старшеклассников. Для большинства старшеклассников характерна активная и целенаправленная деятельность, разносторонние интересы, умение сбалансировать деловую активность и напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом. Для студентов характерна повышенная деловая активность, напористость, увлеченность делом, целеустремленность. Они имеют эмоционально насыщенную жизнь, честолюбивы, стремятся к успеху, лидерству, могут испытывать некоторую неудовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить свои результаты, чувствительны к похвале и критике, стремятся к соревновательности, но без лишних амбиций.

Меньшая часть старшеклассников и меньшая часть студентов ведут пассивный образ жизни, что выражается в мотивации избегания неудачи, избегания ответственности и принятия решений. У них отсутствуют какие- либо интересы, они не хотят принимать участие  в коллективных делах.

Для большинства участников исследования характерно намерение после окончания учебного заведения продолжить заочное обучение в среднем/высшем учебном заведении, при этом при выборе учебного заведения главным критерием является приемлемая стоимость обучения. Выбор профессионального пути для большинства участников исследования является их собственным выбором, получение дальнейшего образования в городе Ирбите не рассматривается как адекватная альтернатива (несмотря на действующее предложение образовательных услуг несколькими учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования на территории г. Ирбита). При этом большинство респондентов считают что специальности, которые предлагают учебные заведения города Ирбита, относительно адекватны запросам молодежи и духу времени, и лишь небольшая часть участников исследования считает их устаревшими. Преобладающее число участников в образовании больше всего ценит – перспективы в будущем, меньшинство – его качество и возможность не прикладывать много усилий.

С целью выявления индивидуальных детерминант оценок образовательного пространства малого города у учащихся нами был проведен множественный регрессионный анализ (таблица 1).

Таким образом, оценки качества и характеристик удовлетворенности образовательным пространством малого города учащимися юношеского возраста имеет обусловленность особенностями проявления их личностной активности в поведении и обучении.

Так, например степень удовлетворенности получаемым на данный момент образованием у учащихся имеет зависимость от того, может ли удовлетворить рынок образовательных услуг города те актуальные образовательные потребностям, которые существуют у конкретного учащегося. При этом оценка степени конгруэнтности рынка образовательных услуг малого города образовательным потребностям учащегося также имеет обусловленность, но уже от собственной поведенческой активности учащегося. Чем более активен учащийся, чем чаще он занимает субъектную позицию ищущей и развивающейся личности, тем в меньшей степени он будет удовлетворен имеющимся рынком образовательных услуг, предлагаемых малым городом, поскольку, как правило, такие учащиеся имеют повышенный и специфицированный перечень требований по отношению к образовательным услугам, ища и новые формы, и новые возможности для приобретения целевых компетенций.

 

 

Таблица 1– Результаты регрессионного анализа

Параметр оценки образовательного пространства малого города

Линейная регрессионная модель

Коэффициент множественной детерминации (R2)

Уровень значимости модели (р)

Элементы модели

Коэффициент регрессии (β)

Уровень значимости элемента модели (рi)

Степень удовлетворенности тем образованием, которое сейчас получает респондент

14,1%

0,000

Оценка степени удовлетворенности собственных образовательных потребностей в образовательной среде малого города (Анкета)

0,376

0,000

Оценка степени удовлетворенности собственных образовательных потребностей в образовательной среде малого города

4,7%

0,031

Поведенческая активность (ДСПА)

-0,216

0,031

Оценка числа средних профессиональных учебных заведений необходимых для образовательных потребностей

5,0%

0,025

Обучаемость (ВУАШ)

0,223

0,025

Оценка качества высшего образования, предлагаемого ВУЗами города

11,8%

0,002

Поведенческая активность (ДСПА)

0,226

0,020

Учебная мотивация (ВУАШ)

0,259

0,008

Оценка применимости образования, предлагаемого учебными заведениями города Ирбита

4,3%

0,040

Учебная мотивация (ВУАШ)

-0,206

0,040

Оценка разнообразия услуг в сфере дополнительного образования (школы искусств, школы развития, курсы дополнительного образования и т.д.)

13,1%

0,004

Учебная мотивация (ВУАШ)

0,222

0,023

Потенциал учебной активности (ВУАШ)

-0,222

0,023

Контроль действий в ситуации учебных неудач (ВУАШ)

-0,227

0,019

 

Оценка числа средних профессиональных учебных заведений, необходимых для  удовлетворения образовательных потребностей горожан имеет зависимость от самооценки обучаемости респондента, что вполне закономерно, поскольку человек, оценивающий высоко свои интеллектуально-познавательные способности, чаще всего ориентирован на получение высшего образования. Соответственно, имея меньший интерес и меньшую осведомленность об учреждениях СПО, он имеет впечатление, что их вполне достаточно для образовательного пространства города. Таким образом, здесь имеют значение не столько сам показатель обучаемости, сколько те стереотипы и установки, которые присутствуют у учащихся, имеющих определенный потенциал способности к обучению. Стоит отметить, что оценка число учреждений ВПО также имеет взаимосвязь с параметрами активности: учебной мотивацией и поведенческой активностью. При этом выраженность указанных характеристик у респондента будет приводить к идеализации образа и преимуществ высшего образования как особого социального статуса, и, как следствие, к более позитивным оценкам качества высшего образования, которое можно получить в данном малом городе.

Учебная мотивация также выступает одной из детерминант оценок применимости образовательного пространства малого города. При этом учащиеся с выраженной мотивацией к обучению недовольны степенью применимости того образования, которое они могут получить в образовательной среде г. Ирбита. Возможно, это связано с их перфекционистскими установками по отношению к образованию, но также может быть вызвано недостаточно высоким качеством образовательных услуг в условиях малого города.

Для оценки разнообразия услуг в сфере дополнительного образования имеет определенное значение то, какими потенциалом учебной активности и учебной мотивации обладает учащийся. При сниженной мотивации учения в системе основного образования, но повышенных способностях и волевых ресурсах личности ребенок будет стремиться выбирать свой уникальный путь развития в образовательном пространстве. Соответственно тем более специфические требования к возможностям дополнительного образования он будет предъявлять, и тем менее он будет удовлетворен стандартным перечнем предлагаемых услуг в системе дополнительного образования.

Таким образом, часть оценок образовательной среды малого города, как показали результаты исследования, могут обуславливаться не только объективными факторами организации данной среды, но и характерными особенностями основных ее субъектов – учащихся. В частности на оценки разнообразия и применимости образования оказывают воздействие проявления активности (как общеповеденческой, так и учебной) учащегося, которые мо многом будут определять и его отношение к обучению, и его удовлетворенность от этого процесса.

Список литературы

  1. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. – М., 1971. – 152 с.
  2. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. – М.,1998.
  3. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. – 496 с.
  4. Полищук Н.Д. Соотношение социальной активности и коммунистического мировоззрения: Автореф. дис. .канд.филос.наук. Киев, 1981. – 24 с.

 


[1] Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ-Урал № 11-16-66005а/У «Образовательная среда как условие развития малого города (на примере г. Ирбита)».



Все статьи автора «Кружкова Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: