КИНАХ Т.В. РАЗВИТИЕ И ПРОВЕРКА СЛУХА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


КИНАХ Т.В. РАЗВИТИЕ И ПРОВЕРКА СЛУХА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Рубрика: Общая рубрика, Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1294 (дата обращения: 29.09.2017).

Развитие у ребёнка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребёнка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров. Процесс их формирования особенно интенсивен, а первые два года жизни,что делает раннее выявление патологии слуховой функции важным и необходимым этапом программы помощи детям с нарушением слуха.

Нарушение слуха встречается достаточно часто как у взрослых, так и у детей раннего возраста. Иногда нарушение слуха носит временный характер: серные пробки, воспаление верхних дыхательных путей, отиты. Как правило,  эти нарушения можно устранить при ранней диагностики и своевременном лечении. Другая группа нарушений слуха составляет стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость  и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о слухопротезирование и длительной систематической педагогической коррекции.  Даже значительное снижение слуха, наступившее  в раннем детстве, отрицательно сказывается на формирование речи ребёнка.

С введением педоаудиологически ориентированного раннего воспитания маленьких детей с недостатками слуха родители, работники детских садов, логопеды, а также учителя глухих и слабослышащих школ всё более убеждаются в значимости  развития остаточного слуха с самого раннего детского возраста. Все они знают, что успех или неуспех их усилий  в развитии речи детей с недостатками слуха тесно связан с использованием даже небольших остатков слуха.

Раннее развитие остаточного слуха получило сегодня всеобщее признание. Его значимость никем более не оспаривается. Этому способствует и год от года улучшающееся  слухопротезирование.

Особое значение для развития речи у ребёнка имеет возможность слышать речь в возрасте до 1,5 лет. В этот период:

  • Происходят  интенсивные процессы созревания слуховых центров мозга, связанные с процессами  в нервных волокнах, усложнением  структуры  нейронов. Происходит развитие всех основных механизмов анализа звуковых сигналов, в том числе и речевых, как звуков. В основном формируется фонетическая система родного языка.

Развиваются предречевые средства общения – умение следить за взглядом и действиями взрослого, умение соблюдать очередность  при общении, умение привлекать  внимание взрослого, и выполнять совместные действия с ним. Исследования показали, если у нормально слышащего ребенка эти средства общения не формируются или развиваются с задержкой, то происходит отставание (или задержка)  речевого развития.

  • Формируется представления о звуках родного языка (фонематическая система).

Слуховое развитие слабослышащих и глухих детей требует много времени, терпения, выдержки и любви: эта работа требует также  знаний, и  правильный выбор пути развития слухового восприятия ребенка.  Первый и главный путь – развитие слухового восприятия в игре.

Раннее развитие остаточного слуха может осуществляться как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без неё. Другими словами: можно развивать  остаточный  слух ребенка  как посредством  говорения, пения или воспроизведения       другой акустической информации возле уха ребенка или в непосредственной от него (на «голое» ухо), так и путем передачи этой информации через усиление. Здесь может идти речь как об индивидуальных слуховых аппаратах, так о стационарном усилителе звука. При возможности целесообразно использование  двух слуховых аппаратов – на каждое ухо.

Каждый из указанных способов развития остаточного слуха  имеет свои преимущества и недостатки.

 

Достоинства и недостатки развития остаточного слуха на « голое» ухо.

А) Достоинства:

  • требует материальных средств.
  • опираться и на остаточный слух и на осязание.
  • Остаточный слух используется, при возможности, и в высокочастотном диапазоне.

Б) Недостатки:

  • может одновременно  смотреть на рот говорящего и « слушать» на  « голое» ухо.
  • звуковой информации возможна только на одно ухо.
  • дети противятся тесному  физическому контакту при говорении им на ухо.
  • на «голое» ухо возможно чаще всего как кратковременное действие. Поэтому на протяжении дня, неслышащий ребёнок  лишь на непродолжительное время может приобщиться к миру звуков.

 

Преимущества   развития  остаточного слуха с помощью аппаратуры.

 

  • слуховым аппаратом всегда готов к слухоречевому контакту.
  • Использование двух слуховых аппаратов позволяет развивать бинауральный слух (т.е. на оба) уха ребенка.
  • слуховой информации возможна при значительном расстоянии между ребенком и говорящим.
  • зрительное восприятие происходит одновременно и естественным образом.
  • остаточного слуха  со слуховым аппаратом может осуществляться  в течение дня  на протяжении многих часов.

 

Цель развития остаточного слуха у  детей раннего возраста.

 

Нормальное развитие слуха  основывается на совершенно определенных анатомических, физиологических,  психических  предпосылках  и обусловлено определенными условиями окружающей человека среды.

Для нормального функционирования каждого из анатомических структур организма ребенка необходимо не только их нормальное строение, но обеспечение  их  деятельности нормальным функционированием биохимических структур организма

  • восприятия акустической информации, акустических ощущений из окружающего мира и их  и их понимания, осмысления ребенку необходимо накопить  достаточный слуховой опыт, оформленный в определенные акустические схемы, которые позволяет связывать воспринимаемую информацию с имеющимся опытом. Возможность ребенка к интерпретации ощущений зависит как от врожденных интеллектуальных данных, так и от условий среды, в которой он развивается.

Как и другие интеллектуальные функции, слушание и понимание услышанного зависит от зрелости ребенка и его обученности, это касается с акустической точки зрения, как речевой, так и неречевой сферы. Между зрелостью, которая представляет собой преимущественно неврологическое и  физиологическое развитие. И обученностью, представляющей собой психическое развитие, существует тесная связь. Оба этих качеств развиваются параллельно. Тем не менее, установлено, что нормальная зрелость нервной системы в значительной степени зависит от качества и количества воспринятых ощущений. Поэтому в процессе созревания существуют короткие оптимальные периоды для наиболее благоприятного развития тех или иных психических функций.

Решающий период для развития слуха ребенка является период первых 18 месяцев жизни. Поэтому необходимо  уже именно в этот период открыть для ребенка с нарушением слуха мир звуков.

Общеизвестно, что у ребёнка, достигшего необходимой зрелости, тот или иной навык вырабатывается тем легче, чем  раньше стали его обучать. Это вполне справедливо  и по отношению к развитию слухового восприятия. Чтобы развивать слуховое восприятие необходимо сформировать следующие требования:

- Для малыша, имеющего недостатки слуха, необходимо говорить настолько громко, чтобы он мог, по возможности, воспринимать вашу речь.

- Ребёнок должен   слышать речь постоянно. Говорение время от времени на ухо недостаточно.

Раннее развитие слухового восприятия  остаточного слуха неслышащего ребенка облегчает и ускоряет обучение пониманию речи, в то время  как раньше, при прежней системе обучения, этот навык формировался  только на основе чтения с губ (зрительное восприятие речи).

Предпосылкой для быстрого формирования понимания речи в раннем возрасте, при условии, что интеллект у ребенка в норме, является наличие  двух каналов восприятия речи: зрительное восприятие (чтение с губ) и  слуховое восприятие речи. Если один из этих каналов закрыт, речевое развитие  в той или иной степени ограничен. Замедленное речевое развитие с нарушение зрения  и не развивающаяся  самостоятельная речь у детей  с высокой  степенью потери  слуха  подтверждают это. Поэтому важнейшей задачей в развитии слуха и речи у маленького ребенка с нарушением слуха является формирование  и развития этих двух каналов  восприятия речи.

При  несистематической работе по развитию слухового восприятия  основная опора происходит на зрительное восприятие речи, при планомерном  и систематическом развитий слухового восприятия именно остаточный слух станет опорой  для восприятия речи.

Многие маленькие дети с недостатками слуха в возрасте от года и позже обладают выраженной способностью к зрительному восприятию с лица, однако позже они утрачивают эту способность, если родители или сурдопедагог не развивают эту способность дальше. То же самое можно сказать и об остаточном слухе  ребенка, когда готовность к слуховому восприятию без специального воспитания и обучения утрачивается.

Важнейшей задачей домашнего воспитания ребенка с недостатками слуха в слухоречевом плане является развитие понимания речи. Индивидуальные слуховые аппараты оказывают в этой работе неоценимую помощь.

Ребенок, нормально слышащий, или с нарушением  слуха, лишь тогда научится понимать речь, когда он постоянно ее слышит. Малыш с недостатками слуха, имея слуховой аппарат, готов в любое время к восприятию речи.

Слуховой аппарат несёт важную сигнальную или указательную функцию. Акустические и вибрационные ощущения направляют внимание ребёнка на явления, происходящие в окружающем его мире. Если у ребёнка нет слухового аппарата, то многие речевые явления окружающего мира  минуют ребёнка. Благодаря  же слуховому аппарату ребенок с самого начала воспитывается ориентированным на словесную звучащую речь.

Лишь при наличии слухового аппарата у ребенка с недостатком слуха начинает функционировать сенсомоторный процесс (система обратной связи). Этот процесс не только обеспечивает нам самоконтроль речи, но и способствует нам  в овладении речи в раннем возрасте. Если сенсомоторный процесс обратной связи не приведен в действие или разрушен вследствие дефекта слуха, необходимо попытаться привести его в действие или восстановить с помощью   индивидуального слухового аппарата. В этом смысле слуховой аппарат выполняет две функции. Он не только дает ребёнку возможность воспринимать то, что говорят  окружающие
, но и позволяет слышать свой собственный голос и при этом контролировать себя. Следует также отметить, какое значение приобретает использование слухового аппарата для духовного и интеллектуального развития ребёнка. Аппарат имеет большое значение и для игровой деятельности. Для многих детей шум, создаваемый  ими во время игры с помощью игрушек, является существенным стимулом для процесса игры, можно предположить, что теряют дети с недостатками слуха. Если же ребёнок носит слуховой аппарат, то у него есть возможность слышать звуки игры. А ребёнок, который может долго играть – это довольный и счастливый ребёнок.

 

Исследование слуха у маленьких детей.

 

Ребёнок должен,   как можно раньше обеспечен одним, а ещё лучше – двумя слуховыми аппаратами.

Предпосылкой для такого раннего начала использования слуховых аппаратов является основательное  педоаудиологическое изучение ребёнка. Сюда относится и тщательное обследование слуха. Объективная аудиометрия позволила на более качественном уровне обеспечить диагностику нарушений слуха с периода новорожденности.  Так , по Приказу Минздравмедпрома России № 108 от 29 марта 1996 года» О проведение аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни». Нарушения слуха у детей  выявляют на первом году жизни. Одно из важнейших составляющих этого обследования является оценка состояния слуховой функции ребёнка, на основе которой и строится коррекционной    помощи. Методическое обследование предполагает осмотр ребёнка врачом-оталарегологом  и аудиологоческое исследование, использующее объективные и субъективные методы. Объективные методы не требуют активного участия ребёнка в процессе исследования, поэтому можно исследовать слух малышей, детей  со сложной структурой дефекта и тех, кто негативно относится к процессу исследования. Специальные методические исследования слуха, которые существуют сегодня, позволяют установить факт его снижения  и оценить уровень и характер  его нарушения у детей, начиная с периода новорожденности. К таким методикам относится :

  • Регистрация вызванной акустической эмиссии, позволяющей зафиксировать даже незначительное  – на уровне 10-15 дБ – снижение слуха;
  • Регистрация акустического рефлекса, позволяющего определить наличие снижение слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки – порог дискомфорта; эти данные важны  при слухопротезирование;
  • Тимпанометрия, позволяющая оценить состояние слуха среднего уха, что  дает возможность, что дает возможность  определить форму тугоухости,

 

  • Регистрация слуховых вызванных потенциалов – объективная аудиометрия, которая определяет пороги снижения слуха (слуховая чувствительность).

 

  • поведенческого скрининга, основанный на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0-1,5-2 года) и условно-рефлекторных(2-3года) реакций на слух, обследование слуха речью (с 2-3 лет)…

Эти методы исследования называются объективными и не зависимо от возраста  и состояния ребёнка,  в том числе  и уровня  его общения  и речевого развития.

Однако они требуют использования специальной дорогостоящей  аппаратуры,

которой не всегда располагают больницы  и сурдологические кабинеты. И      специалистам  приходится направлять детей на обследование, например, в Москву или С.-Петербург.

 

Прежде чем приступить к обследованию слуха малыша, можно и нужно подготовить его дома. Весь секрет успешного исследования слуха у детей такого возраста состоит лишь в том, чтобы подвести их к пониманию того задания, которое предстоит им  выполнить и обеспечить сотрудничество с сурдопедагогом в выполнении этого задания. Маленький ребёнок с нарушением слуха пока не в состоянии понимать словесные объяснения. Поэтому его можно ввести в ситуацию обследования слуха с помощью игры, которая ему посильна. Ребёнок должен не только точно усвоить, что он должен делать, но и иметь желание длительное время участвовать в исследовании, причем активно.  Оно должно восприниматься как интересная игра.

 

Литература

 1. А.Лёве. Развитие слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей  Гайдельберг, Пасха 1992г.

2. Н. М. Назарова. Развитие слуха у неслышащих детей. М: Изд. центр «Академия» 2003г.

3 .И.В. Королёва. Диагностика  и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. Каро – 2005г.

4. Н.Т.Шматко, Т.В.Пелымская. Если ребёнок не слышит. М: Просвещение 2003г.

5.И.Я.Темкина. К методике речевой аудиометрии у слабослышащих детей. Дефектология. М., 1969 №3



Все статьи автора «Татьяна Кинах»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: