Уровень развития мелкой моторики - один из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда мы говорим о развитой мелкой моторике, мы имеем в виду скоординированные и точные движения пальцев рук. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически мыслить и рассуждать, у него на высоком уровне развита память и внимание, связная речь.
Доказано, что в школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений руки. Техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Психологи доказали, что для полноценного овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Нужно помнить, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, состояния тревоги в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, которые необходимы для полноценного овладения письмом, развитие навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Умение выполнять действие с мелкими предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления в школу.
Для полноценного развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнять простые упражнения из практической жизни. Существует важное правило: все упражнения нужно выполнять обязательно по очереди обоими руками.
Примерные упражнения для развития моторики:
1. Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
2. Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
3. Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
4. Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
5. Хорошее упражнение для развития координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям.
6. Мытье посуды тоже поможет развить координацию движений.
7.Подвесить где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научить малыша заплетать косы.
8. Работать с бумагой очень важна для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистовать, резать, мять бумагу.
9.Изготовление гирлянд, бус.
10.Продевание тесьмы в дырочку.
11. Использовать «чудесный мешочек» – определи на ощупь содержимое мешочка.
12. Использование различных шнуровок.
Главное подключить свое воображение, и вы сами сможете придумать множество занятий для своего ребенка, развивающих моторику.