МУЗЫЧЕНКО М.В. КРИТЕРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Ключевые слова: , ,


МУЗЫЧЕНКО М.В. КРИТЕРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/12/1458 (дата обращения: 27.10.2023).

Развитие и формирование эмоциональной устойчивости является одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки и практики. В последнее время все более возрастает количество людей, испытывающих последствия нарушений в эмоциональной сфере. Наиболее актуально проблема проявляется в подростковой и молодежной сфере, в том числе и среди студентов, которые оказываются в ситуации интенсивного взросления, социализации и профессионализации. Будущий психолог как специалист должен уметь помочь другим справиться с эмоциональным напряжением, понимая и разбираясь в природе эмоциональной неустойчивости, способах ее преодоления, и начать необходимо, прежде всего, с процессов самопознания. Будущий психолог должен понять, что неблагоприятные эмоциональные состояния препятствует качественному выполнению деятельности и, при определенных условиях, даже может потребовать от субъекта прекращения деятельности для восстановления требуемых ресурсов. Преобладание негативных эмоций ведет к дезорганизации психической деятельности, истощению психических ресурсов личности, что может привести к замене профессиональной цели, поиску новой профессиональной среды, способов достижения цели.

Регулятивная функция эмоций оставалась и продолжает оставаться вне поля зрения многих исследователей рассматриваемой проблемы. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей эмоционально-волевого компонента психологической подготовленности личности к различным видам деятельности. Значение эмоциональной устойчивости в учебной деятельности будущих специалистов обуславливается ролью эмоций и их влиянием на познавательные процессы, на качество деятельности. Эмоциональную устойчивость можно считать одним из факторов, определяющих психическое и физическое здоровье учеников, и соответственно, результативность их учебной деятельности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость – один из важных факторов надежности, эффективности и успеха в учебной деятельности.

Анализ научной литературы позволил определить исходные положения эмоциональной устойчивости:

1)          особенности личности;

2)    особенности протекания мыслительной и практической деятельности личности;

3) качества используемые личностью для регулирования своего эмоционального состояния.

Благодаря эмоциональной устойчивости как качеству личности в сложных эмоциональных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.

В число показателей эмоциональной устойчивости входят:

1)  адекватное понимание обстановки, анализ ситуации, оценка, принятие решений;

2)          целенаправленные и верные действия по достижению цели, выполнению требуемых обязанностей;

3)          поведенческие реакции – направленность и актуальность движений, громкость, тембр, скорость речи, ее грамматические нормы;

4)          внешнее проявление внутреннего состояния человека на лице, во взгляде, неконтролируемых движениях.

Эмоциональная устойчивость – это интегральное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов психологической деятельности индивида, которое обеспечивает оптимальное, успешное достижение цели деятельности и эффективное социально-ролевое поведение в сложной эмотивной обстановке. Как показатели наши исследования критериями эмоциональной устойчивости являются помехоустойчивость, активность, работоспособность, самочувствие, активность, настроение (см. Таблицу).

Критерии эмоциональной устойчивости

Критерии эмоциональной устойчивости

Характеристика критерия

Методика диагностики

Помехоусточивость

Способность противостоять действию внешних (звуковые шумы, посторонние раздражители) и внутренних помех (взаимное влияние следов памяти и любых процессов, протекающих в один и тот же период) Шкала нервно-психического напряжения

Работоспособность

Состояние человека, при котором физиологические и психические функции организма характеризуют его способность выполнять заданное количество работы определенного качества за требуемый промежуток времени Шкала нервно-психического напряжения

Чувство уверенности в себе, своих силах

Внутреннее ощущение собственных сил, прав и потенциала. Уверенность в своих силах, возможностях, способностях; отсутствие колебаний и сомнений Шкала нервно-психического напряжения

Самочувствие

 Комплекс индивидуальных ощущений, характеризующие уровни физиологического и психологического комфорта. Состоит из общих характеристик: хорошее или плохое самочувствие, и индивидуальных переживаний: физиологический дискомфорт, проблемы при выполнении заданных действий Методика САН

Активность

Процесс активного взаимодействия субъекта с другими людьми, окружающим миром  Методика САН

Настроение

Внутреннее состояние душевного настроя, психического комфорта, восприятие окружающего мира, характерное тому или иному временному отрезку Методика САН

 

Таким образом, в исследовании эмоциональной устойчивости как интегрального свойства личности необходимо учитывать следующие критерии: помехоустойчивость, работоспособность, чувство уверенности в себе, своих силах, активность, самочувствие, настроение. На основании этого вывода мы планируем провести опытно-экспериментальное исследование, которое позволит обнаружить эффективные способы саморегуляции будущими психологами собственных эмоциональных процессов.



Все статьи автора «osh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: