УДК 378.046.4: 371.113

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Василенко Надежда Владимировна
Винницкий областной институт последипломного образования педагогических работников, Украина
профессор кафедры методологии и управления образованием Заслуженный учитель Украины, доктор пед. наук, доцент

Аннотация
Подаются основные результаты мониторингового исследования профильной учебы и анализ основных профильных направлений в разных регионах Украины путем корреляционного анализа.

Ключевые слова: кластерный анализ, корреляционный анализ, мониторинг, профильное общеобразовательное учебное заведение


Vasilenko Nadezhda Vladimirovna
Vinnytsia Regional Institute of Postgraduate Education, Ukraine
Professor of the Department of methodology and management education Honoured teacher of Ukraine, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
The basic results of monitoring research of profile studies and analysis of basic profile directions are given in the different regions of Ukraine by a cross-correlation analysis.

Keywords: cluster analysis, cross-correlation analysis, monitoring, profile general educational establishment


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Василенко Н.В. Математические методы исследования профессиональной социокоммуникативной компетентности руководителя профильного общеобразовательного учебного заведения // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1463 (дата обращения: 26.05.2017).

Постановка проблемы. Развитие профильной учебы в системе общего среднего образования и научно-методического сопровождения его мониторинга в условиях инновационных изменений, в частности, является беспрекословной. Интересные идеи из прошлого экономического анализа обогащают развитие профильного образования, выступают в качестве источника новых теоретических положений исследования [2, с. 4].

Существует много методов измерения результатов деятельности. Среди них наиболее распространенными в практике работы являются наблюдения и опросы (устное и письменное). Безусловно, они имеют и будут иметь большое значение в управлении, учёбе и воспитании. Однако возможности этих традиционных методов диагностирования в обеспечении необходимого качества измерения и ее оценивания очень ограничены. Одним из высокоэффективных современных средств качественных измерений в образовании есть математическая статистика.

Целью статьи является попытка исследовать развитие профільного обучения методами математической статистики во время обработки полученных даннях исследования.

Изложение основного материала. В течение последних лет отечественное образование, выполняя задание реформы общего среднего образования, приобрело новое содержание и формы профильного общеобразовательного ученого заведения (ПОУЗ), расширив свои управленческие функции в экономическом анализе [3].

Анализ и изучение психолого-педагогической литературы предоставил возможность обосновать внедрение разных видов экономического анализа относительно эффективности профільного обучения. Значительный вклад в становление и развитие экономического анализа внесли такие украинские ученые, как Є. Слуцкий, І. Вернадский, В. Левицкий, Г. Цихановский, О. Билимович и др. Они определили связь между признаками общественно-экономических явлений, по которым на величину результативного признака, кроме факторной, влияют много других признаков, которые могут действовать в разных направлениях одновременно или последовательно. Эта связь получила название корреляционный(корреляция дословно из латинской “correlation” – отношение, то есть это означает соотношение, соответствие вещей, понятий).

Особенностью корреляционной связи профильной учебы является то, что каждому значению факторного его признака отвечает не одно, а целый ряд значений результата. Корреляционную связь мы обнаруживали в виде общей тенденции развития профільного обучения при массовом сравнении их факторов.

При применении корреляционного анализа мониторинга профільного обучения мы провели достаточное количество наблюдений, совокупности факторных и результативных показателей, а также их количественное измерение и отражение в информационных источниках [1].

Главными заданиями корреляционного анализа были: определение форм профильной учебы; измерение плотности(силы) связи; выявление влияния факторов развития профильной учебы на результативность управления ПОУЗ .

Благодаря корреляционному анализу мы глубже исследовали взаимосвязи явлений и процессов профільного обучения, выявили влияние факторов на результаты управленческой деятельности, вызначили и подсчитали резервы повышения эффективности ПОУЗ. Все это положительно отражается на осуществлении управленческой, маркетинговой и других видов деятельности, принятии экономически обоснованных управленческих решений. При проведении научно-методического мониторинга мы соединили методы корреляционного и кластерного анализов.

Кластерный анализ появился сравнительно недавно – в 1939 г. Его предложил ученый К. Трион. Дословно термин “кластер” в переводе из английской “cluster” значит гроздь, сгусток, пучок, группа. Особенно бурное развитие кластерного анализа состоялось в 60-х годах прошлого века. Предпосылками этого были появление скоростных компьютеров и признание классификаций фундаментальным методом научных исследований. Кластерный анализ – это метод многомерного статистического исследования, к которому принадлежат сбор данных, содержащих информацию о выборочных объектах, и упорядочиваниях их в сравнительно однородных, похожих между собой групп.

Следовательно, сущность кластерного анализа заключается в осуществимых классификациях объектов исследования с помощью многочисленных вычислительных процедур. В результате этого образуются “кластеры” или группы очень похожих объектов. В отличие от других методов, этот вид анализа предоставил нам возможность классифицировать объекты не по одному признаку, а за несколькими одновременно. Для этого мы ввели соответствующие показатели, которые характеризовали свойства профильной учебы за разными “кластерами”.

Цель кластерного анализа заключалась в поиске разных структур профильной учебы, которая выражалась в образовании групп похожих между собой объектов, – кластеров “район”, “область”, “регионы”. В то же время его действие заключается и в привнесении структуры в исследуемые объекты. Это значит, что методы кластеризации необходимые для выявления структуры в данных, которые нелегко найти при визуальном обследовании или с помощью экспертов.

Основными заданиями кластерного анализа были: разработка типологии или классификации исследуемых объектов; исследование и определение приемлемых концептуальных схем группирования объектов; выдвижение гипотез на основании результатов исследования данных; проверка гипотез или действительно типы (группы), которые были выделены определенным образом, имеют место в имеющихся данных.

При использовании кластерного анализа мы осуществили такие последовательные шаги: провели выборку объектов для кластеризации; определили признаки, по которым будут оцениваться отобранные объекты; оценили меры подобия объектов; примененили кластерный анализ для создания групп подобных объектов; проверили достоверность результатов кластерного решения.

Каждый из этих шагов играет значительную роль в практическом осуществлении анализа. В результате анализа совокупности входных данных мы создали однородные группы таким способом, что объекты внутри этих групп подобны между собой по некоторому критерию (внедрение профильной учебы), а объекты из разных групп отличаются один от другого особенностями “кластеров”.

В программе мониторинга были выделены такие кластеры (категории) для выборки респондентов по: типам школ: сельские школы; городские школы; областного центра (м.Вінниця); районам области: эксперементальные, неэксперементальные; по регионам: Киевский, Житомирский, Черновицкий, Кировоградский, Полтавский, Ровенский, АР Крым.

Дальнейшая обработка данных осуществлена по каждому из районов, а также в целом, что позволило выявить областной тренд. В ходе анализа выделены те районы, для которых значение конкретного показателя в наибольшей степени отличалось от областного тренда. Результаты исследования показали, что в районах Винницкой области полноценно созданы оба главных условия для успешного самоопределения школьников – подготовка к выбору и реальность выбора, а также сформировано единое концептуально-терминологическое пространство, которое может обеспечивать правильное понимание вопросов мониторинга и что позволило избежать погрешностей.

Отмеченные особенности можно считать позитивными результатами областного эксперимента Винницкого областного института последипломного образования педагогических работников (ВОИПОПП) относительно введения профильной учебы в экспериментальных районах. Эти результаты были достигнуты благодаря: информационно-методической поддержке, которая осуществлялась во время мониторинга в рамках эксперимента, проведенным работам по введению допрофильной подготовки и профильной учебы по линиям ,,ВОИПОПП – районы” и ,,кафедра ВОИПОПП – отделы образования – школы”; пропагандистской и PR- поддержки, что обеспечивало у участников эксперимента высокую мотивацию, ощущение содержания и значимость своей работы; наличие морального поощрения педагогов и руководителей школ – участников эксперимента.

Следовательно, длительный масштабный научно-методический мониторинг путем сочетания корреляционного и кластерного анализов обеспечил достижение качественно нового результата в системе общего образования, но лишь в рамках экспериментальных территорий. Очевидно, достижение того же результата на территории всей области возможно в условиях подобного, но более длительного и масштабного и более расходного областного мониторинга, который требует концентрации всех ресурсов научно-образовательного содружества страны в одном содержательном направлении. Возможность подобного сюжета больше чем сомнительна, однако результативность ,,непроизвольной” трансляции опыта из экспериментальных территорий в неэкспериментальные настолько же сомнительная. Нужен поиск каких-то компромиссных управленческих механизмов (всеукраинские семинары, областной информационный портал, инструктивно-методические письма МОНмолодьспорту Украины и тому подобное).

Другой кластер, который владеет высоким своеобразием, – ,,Областной центр”. Тренды городских и сельских территорий значительно ближе друг к другу и к общеукраинским значениям, чем к тренду ,,областной центр”.

Последние две особенности позволяют говорить о проблеме профильной учебы в областном центре, которая заключается в том, что в школах областного центра наименьшей мерой созданы условия для профильного и профессионального самоопределения учеников (подготовка к выбору и реальность выбора). Детальный анализ этой проблемы позволяет оценить ее как одно из проявлений более глубокой проблемы ,,углубленная или профильная учеба”? (или – ,,старая” и ,,новая” профильность).

,,Старая” профильность (углубленная учеба) – система обучения, ориентированная не на самоопределение учеников, а на их самореализацию в рамках определенного ,,углубления”, направленность которого, как правило, не избранная ими самостоятельно. В школах такого типа распределение учеников по профилям может происходить, хотя и с учетом их способностей и склонностей, но не в ситуации их ответственного и самостоятельного выбора. В 8-х классах, когда, как правило, начинается ,,углубление учебы”, у подростка еще не сформировались психологические особенности для самоопределения.

,,Новая” профильность (профильная учеба) допускает целеустремленную подготовку к самоопределению на этапе допрофильної подготовки, а потом выбор профиля или формирования индивидульного учебного плана во время перехода с 9 в 10 класс.

Вторая особенность ,,старой” профильности заключается в том, что она сформировалась в системе иерархических свіязей ,,школа – ВУЗ”, ,,школа – колледж – ВУЗ”, которые воссоздают внутренний образовательный заказ системы образования (отбор лучших учеников для ВУЗа), при этом сами ВУЗы, как и раньше, с некоторыми исключениями, ,,не настроенные” на реальные потребности рынка труда. ,,Новая” профильность, напротив, в значительной степени ориентированная на потребности рынка труда и потому требует не только вертикальных иерархических, но и горизонтальных сетевых связей, которые позволяют ввести широкий социальнопрофессиональный контекст в жизнь старшеклассника (социальные проекты и практики, профессиональные пробы, разные формы ориентационной работы).

Развитость учреждений профессионального образования и системы их вертикально-иерархических связей со школами (в форме гимназий, лицеев, комплексов ,,школа – колледж – ВУЗ”, школ, ,,спрофилированных” на конкретный ВУЗ и другие подобные формы, в частности мало институционализированих) – характерная черта образовательных систем школ областного центра. Проведенный мониторинг убедительно засвидетельствовал, что эти системы малоэффективны для достижения нового результата общего образования – обеспечения условий для самоопределения выпускника школы. В отличие от малого города или даже от многих сельских районов, в городах областного центра ученик не выбирает профессию и ВУЗ – этот выбор делают за него. ,,Проблема школ областного центра” усложняется еще и тем фактом, что именно из ВУЗа областного центра формируется основная часть отечественной элиты, для которой особенно важен своевременный опыт свободного и ответственного выбора [1].

,,Надстройка” профильного учебного предмета, когда такой профильный дополняет учебный предмет и становится в определенной степени углубленным. Поэтому школа с профильной учебой, которая обеспечивает набор, ,,углубляя” элективные курсы, становится школой с углубленным изучением отдельных предметов, что, однако, на практике не приводит к ,,автоматическому” изменению ее статуса.

Решение проблемы ,,профильной” и ,,углубленной” учебы имеет, таким образом, огромное количество аспектов и чрезвычайно много трудностей. Не менее важным заданием считаем приравнивание финансового статуса профильной школы, которая решает новые, чрезвычайно сложные и значимые индивидуально-развивающие задания, и финансового статуса углубленной учебы, доныне ориентированной на решение более узьких ,,образовательных” и интеллектуально-развивающих заданий на основе давно испытанных и хорошо отработанных приемов.

В разных регионах Украины, кластер “регионы”, реализует разные модели профильной учебы (что проявляется на уровне областей, субъектов государства, отдельных областных территорий). Эти модели различаются: по организационным подходами к профиализации школы: в Полтавском регионе преобладают однопрофильные школы; в Житомирском и Кировоградском регионах – многопрофильные школы с профильными классами; в Черновицком регионе приблизительно поровну представлены эти две модели, рядом с моделью многопрофильной школы с одновозрастными профильными группами и тому подобное; за степенью привлечения школ в районное образовательное пространство: в Полтавском регионе преобладают автономне (что не входят в сеть) школы; в Черновицком, Житомирском и Ровенском регионах доминирует модель социального партнерства школы с учреждениями разных типов; в Киевском регионе эти две модели представлены приблизительно в равных лидерских позициях; в Черновицком регионе немного преобладает сетевая модель организации районного пространства профильной учебы и значительно больше, чем в других округах, представлены элементы дистанционной профильной учебы; по организационным моделям районных сетей профильной учебы : в Крымской АР преобладают горизонтальные сети без ресурсного центра; в Житомирском регионе – сети с ресурсными центрами – школами, межшкольными комбинатами, учреждениями для дополнительного образования детей; в Киевском регионе максимальное количество сетей профильной учебы с ресурсным центром – заведений профессионального образования; в Полтавском регионе наибольшая, среди других округов, представленость сетей профильной учебы с несколькими ресурсными центрами и тому подобное; по нормативно-правовым формам муниципальных сетей профильной учебы: в Житомирском регионе преобладает форма ,,Простое общество”, в других – формы ,,Парные договоры” и тому подобное.

Общими чертами практически для всех регионов есть недостаточное использование эффективных и перспективных моделей организации профильной учебы, таких как сетевое взаимодействие школ (17,3 % в среднем по Украине), элементы дистанционной профильной учебы (4,8% по Украине) ), учебы по индивидуальным учебным планам (8,8% по Украине) и особенно – обучение на основе разновозрастных профильных групп (1,8 % по Украине).

Главным препятствием для развития сетевых моделей профільного обучения, как в целом по стране, так и для каждого из выделенных кластеров, есть ,,сложность механизмов перераспределения финансовых средств между ОУЗ в сети, а также другие механизмы сетевого взаимодействия, что полностью перечеркивают все преимущества сетевой профильной школы” (это препятствие выделили в 68% районные территории). Кроме того, это препятствие можно считать единственным, поскольку другие (даже такие значимые, как низкая плотность населения или плохая транспортная сеть)  были отмечены на уровне не больше 30 % в целом по Украине (и не больше 50 % по отдельным кластерам).

Выводы. Учитывая изложенное выше, можно отметить, что кластерный анализ имеет большое значение в проведении аналитических исследований мониторинга профільного обучения, благодаря которому мы получили возможность превратить большой объем разносторонней информации в упорядоченный, компактный вид вывода путем корреляционного анализа. Это способствовало повышению уровня наглядности, понятности и восприятия результатов анализа профильной учебы, а также создало почву для прогнозирования развития ПОУЗ.


Библиографический список
  1. Василенко Н.В. Развитие профессиональной социокоммуникативной компетентности руководителей профильных общеобразовательных учебных заведений в системе последипломного образования:[монография] / Надежда Владимировна Василенко.-Винница : ООО “Нилан-ЛТД”, 2012.-332с.
  2. Василенко Н.В. Организация профильной учебы в школе: нормативно-правовое обеспечение, методические рекомендации, опыт организации : учебн.-метод. пособ. / Н. В. Василенко. – Х.: Основа, 2010. – 160 с. – (Серия “Администратору школы”).
  3. Шевченко Н.В. Мониторинг качества общего среднего образования : программно-целевой проект / Н. В. Шевченко // Программно-целевые проекты : (из опыта работы Харьков. региона) / под. общ. ред. Л. Д. Покроєвой. – Х. : ХОНМІБО, 2007. – С. 87-94.


Все статьи автора «Василенко Надежда»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: