КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ДИВНАЯ ХОХЛОМА» (ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ГРАТТАЖ)

Колкотина Светлана Сергеевна

Ключевые слова:


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Колкотина С.С. Комплексное занятие для подготовительной группы по изобразительному искусству «Дивная Хохлома» (декоративное рисование в технике граттаж) // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/12/1464 (дата обращения: 27.10.2023).

Открытый урок

Предварительная работа:

Познакомить с выражением «лавка» мастера, «набить руку»; с пословицами и поговорками о работе и деле;

Познакомить с правилами поведения в общественных местах: в музеях, на выставках, театрах…;

Начать знакомство с техникой граттаж, выполнив небольшие работы (например, салют)

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту:

«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

«травка» — узор из крупных и мелких травинок;

«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев;

Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование:

изделия, репродукции изделий Хохломы; стенд, с развешенными листами А4, на которых изображены крупные элементы хохломы; подготовленные ранее силуэты подноса с техникой граттаж, деревянные палочки (зубочистки), узкий стек; гость «хохломская игрушка» (взрослый в сарафане с росписью элементов хохломы); видеозапись (Клип на песню “Хохлома” (автор слов: Колкер А., композитор: Рябинин М., исполняет: Пахоменко М.));  аудиозапись песни «Хохлома», аудиозапись «Звуки леса».

Программное содержание:

Продолжать знакомить с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы в нетрадиционной технике граттаж.

Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности.

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

 

Ход занятия:

В музыкальном зале столы стоят «П», за столами и перед столами стоят стульчики, в середине зала стол с изделиями и репродукциями Хохломы. Телевизор (или видеопроектор) в удобном для просмотра месте. Дети входят в зал под народную песню.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, оглянитесь. Давайте улыбнёмся гостям и поздороваемся. ( и обращает внимание на себя)

Воспитатель: Сейчас мы  отправляемся с вами на ярмарку в чудесный округ города Нижний Новгород. А перенесёт нас на ярмарку  песня. (Воспитатель предлагает детям занять места на стульчиках перед столами или свободно присесть на ковер и включает видеозапись клипа «Хохлома»)

Воспитатель: Дети, о каком декоративном русском искусстве прозвучала песня?

Воспитатель: Да, правильно. Хохлома́ — старинный русский народный промысел: вот и на нашей ярмарке мы видим эту дивную роспись хохломских художников на  посуде, роспись на мебели, роспись на игрушках. Внимание! Приглашаю вас рассмотреть (только глазками) изделия русских хохломских мастеров.

 

Дети рассматривают экспонаты. Неожиданно появляется в зале гость: кружит с частушками «хохломская игрушка»  в расписном сарафане с элементами хохломы:


Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Хохлома, да Хохлома –
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха, да курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Надою я молока
И налью котёнку,
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!

 

 

Воспитатель: Вот и хохломская игрушка нас встречает на ярмарке.  (воспитатель предлагает детям занять места на стульчиках перед столами)

Гость: Здравствуйте, подружки! Здравствуйте, друзья!

Гость: Всех вас видеть рада очень я!  Добро пожаловать на дивную выставку  народных мастеров Хохломы! Взгляните на мой сарафан, вам нравится мой наряд?

Гость: Какие элементы Хохломы можно  разглядеть на моём праздничном сарафане?

Гость: Да, всё верно. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. (проходит мимо детей показывая названное) Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Воспитатель: Ребята, а какие главные цвета Хохломы вы можете назвать?

Гость:  Да, главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный.

Гость:  Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. (в руках изделие) На дерево наносится серебристый порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет.(читает стихотворение):

Хохлома автор П. Синявский

 

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ -
АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.
ОТГОЛОСКИ ЛЕТА
В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ
ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫРОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ,
СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ
ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ
НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ
НАША ХОХЛОМА!

 

Воспитатель: Ребята, сделаем на выставку-ярмарку хохломские сувениры. Но для начала необходимо «набить руку» и тогда мы будем готовы стать народными мастерами.

 

Физминутка «Обведи узор».

Воспитатель:  Задание: провести пальцем по линиям узоров. ( показ задания)

Детям предлагается по очереди пройти к стенду, с развешенными листами, на которых изображены крупные элементы хохломы.

Дети выстраиваются в цепочку и под музыку выполняют работу.

Воспитатель: Проходите на свои места в «лавку» мастера. ( дети рассаживаются)

Воспитатель: Дело мастера боится! У нас  есть наши заготовки подносов, на которых мы – художники выполним декоративную роспись – Хохлома.

 

Воспитатель и гость раздают детям наборы на каждого ребёнка: рабочий поднос, заготовку подноса, деревянную палочку (зубочистку), узкий стек, салфетку.

 

Воспитатель: Обратите внимание! Перед вами лежит наша заготовка подноса в технике граттаж. Вспомним, как мы начинали работу в этой технике, что делали сначала? Потом? Воспитатель: Верно. Настало время превращения.  Сосредоточьте внимание на  элементах   хохломского узора для передачи в своей работе. ( воспитатель напоминает, что на обратной стороне силуэта подноса дети делали карандашом наброски узора)  Удачи!

 

Самостоятельная работа под  тихое звучание песни «Хохлома» + аудиозапись «Звуки леса». Воспитатель и гость оказывают индивидуальную помощь детям. Посетившие открытое занятие гости, проявляют интерес к работе детей и проходят на открытый мастер-класс в зал. Занятие завершается выставкой детских работ и общим фото.



Все статьи автора «Колкотина Светлана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: