КОНЬКИНА Е.В., БАГМЕТ М.А., БАННИКОВА Е.А., ПЕТРОВА Н.П. ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУКЛЕ КАК СРЕДСТВУ ВОСПИТАНИЯ


КОНЬКИНА Е.В., БАГМЕТ М.А., БАННИКОВА Е.А., ПЕТРОВА Н.П. ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУКЛЕ КАК СРЕДСТВУ ВОСПИТАНИЯ


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1487 (дата обращения: 01.10.2017).

Багмет М. А., студентка факультета психологии ОГПУ

Банникова Е. А., студентка факультета психологии ОГПУ

Петрова Н.П., студентка факультета психологии ОГПУ

Конькина Е.В., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики ОГПУ 

Современное общество отличается остро стоящими проблемами детской агрессии, жесткости, роста детской преступности, курения, алкоголизма, наркомании. Выявленные психолого-педагогическим сообществом проблемы во многом связаны с воспитанием, в том числе и со всем тем, что используется в воспитании современного ребенка. Средства воспитания, существующие в настоящее время не решают важнейшую из задач – формирование гармонически развитой личности, а в некоторых случаях являются источником отрицательного влияния на личность ребёнка. Свой интерес к вопросу о современных игрушках как средстве воспитания демонстрируют Л.И. Эльконинова, М.В. Антонова, Е.Смирнова, Е. Абдуллаева (1, 2).
В богатом разнообразии современных игрушек хочется остановиться на куклах, т.к. это самая главная игрушка для детей всех возрастов. Что же такое кукла, и какую роль она играет в жизни ребёнка?
Как отмечает Е. В. Князева, первоначально куклы существовали как религиозные предметы у взрослых, и дети с ними не играли. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Древнейшие египетские куклы являлись погребальными дарами и были призваны скра¬сить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.
Потом появилась переходная форма таких игрушек. Так, например, индейские куклы «хопи качина» могли использоваться в различных обрядах, а в промежутках между ними становились игрушками.
Точно не известно, когда произошло окончательное разделение. Но уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а дети играли в куклы. В это время были созданы куклы, которые повторяли детали человеческого облика, могли двигаться и имели съемную одежду. Изготовлялись они из обожженной глины, а руки и ноги при¬соединялись к телу при помощи шнура.
Однако отголоски отношения к кукле как носителю определенного мистического смысла остались. У многих народов кукла включена в свадебную обрядность как символ последующего удачного материнства. Например, на Руси было принято украшать комнату нарядно убранной, с алой лентой в кудельной косе тряпичной куклой. А в приданое девушке полагалась корзина с куклами, символизирующими членов семьи (3).
В последнее время кукольный мир наших детей существенно изменился. Традиционные пупсы и нарядные девочки-красавицы всё более вытесняются невиданными раньше образцами, которые удивляют, поражают воображение и естественно притягивают детей, как всё новое и модное. Что несут эти новые игрушки? По сути своей кукла – это образ человека. Что же происходит, когда ребенок имеет в игре четко фиксированные человеческие образы и автономную кукольную жизнь? Здесь можно выделить два направления воздействий.
1) Первое – это закупорка, торможение фантазии самого ребенка. не формируется собственная, содержательная игра ребёнка. Хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных замыслов – то есть быть открытой для игры.
2) Другое, не менее серьёзное последствие игры с такими новыми куклами связано уже не с игрой, а с воздействием образа куклы на ребёнка. Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличаются необыкновенной пластичностью, то, что его окружает, буквально строит облик и душу.
Посмотрите на современную куклу Барби, в которую играют девочки, и что вы увидите? Вы увидите «пластмассу» с готовым набором вещей (вплоть до гроба и белых тапочек – атрибутов смерти!). А теперь представьте русскую народную куклу – огромный пласт нашей культуры. В большинстве случаев – это образ женщины-богини, в отличие от Барби, воплощающей образ худощавой модницы. Народная кукла, с которой ребёнок постоянно имеет тактильный контакт, изготовлена только из натуральных материалов, сделана матерью с любовью или самим малышом, к тому же она сформирована согласно основным законам строения, т. к. у ребёнка должно сложится правильное представление, гармоничный образ человека – залог будущего психического и физического здоровья.
Сегодня в России очень актуально возрождение духовности. Именно игра в куклы формирует традиции материнства. Неспроста раньше, выбирая невесту для своего сына, будущий свёкор смотрел на кукол, сделанных невестой. Поделка могла многое рассказать о её создательнице, в создаваемую куклу мастерица вкладывала душу и делала её с любовью. Если кукол не было, это означало, что девушка не любит детей, поэтому сваты сразу уходили из дома.
Интересно, что в самой игре в руках с легкообратимой народной куклой закладывался образ материнства, будущая форма любви матери к ребёнку, развивался целый ряд личностных и социальных качеств, необходимых будущему члену семьи и общества. Ведь кукла – обобщённый образ человека, она позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т. д.
Кукла включалась в различные игры, в которых дети проигрывали различные сюжеты, то есть разные социальные роли, что делало куклу средством социализации. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» (2). Также Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применятся игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека.
Кукла – это символ того таинственного, что скрыто в людях. Кукла выражала и выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума. Люди веками ощущали, что от кукол исходит и святость, и пугающее неотразимое присутствие, которое воздействует на человека, меняя его духовную сущность. Эстес рассматривает через куклу возможности женской интуиции, необходимость прислушиваться к ней. Считается, что создатели кукол вдыхают в них жизнь (4).
Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, к творчеству. С пяти-шести лет дети создавали самодельные куклы, которые поражают своим разнообразием. При этом развивалось трудолюбие. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности (2). Во всех культурах основной сюжет игр с куклами. -это родительский уход и воспитание ребенка. Но могли проигрываться и те или иные значимые события из жизни общества.
Идеи, заложенные в игрушках, формировали первые моральные и философские представления. Как, например, кукла День и Ночь. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев – охраняла их душевный настрой (3).
Обращение к народной кукле как средству воспитания современных детей позволяет обогатить психолого-педагогическую практику:
- кукла способна расширить кругозор знаний о народных традициях, о культуре русского народа и истории Руси;
- воспитать любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям и обычаям;
- прививать обучающимся интерес к швейному делу и конструированию. Таким образом, чрезвычайно актуально при помощи народной куклы формирование гендерной, гражданской и национальной идентичности ребенка. В современном воспитательном пространстве по-прежнему важно то, чем играют дети, ответственность за выбор игрушек лежит на взрослых и от этого сознательного выбора игрушек зависит как психическое так и физическое здоровье ваших детей.

Литература

1. Абдуллаева Е., Смирнова Е., Куклы нашего времени. // “Мама и малыш” №11, 2005. http://www.psytoys.ru.
2. Антонова М.В., Эльконинова Л.И., По материалам журнала “Психологическая наука и образование”. http://PsyEdu.ru.
3. Хухлаева О. В. Этнопедагогика : социализация детей и подростков в традиционной культуре: учебное пособие. – М.: Мос¬ковский психолого-социальный институт, 2008. – 248 с.
Clarissa Pinkola Estes. Women Who Run With the Wolves Myths and Stories of the Wild Woman Archetype N.Y.: Ballantine Books, 1995 К.: “София” — М.: ИД “Гелиос”, 2002



Все статьи автора «MariaBagmet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: