УДК 37

ЖИТЬ ДОСТОЙНО

Петрова Людмила Арсентиевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева
директор

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Петрова Л.А. Жить достойно // Психология, социология и педагогика. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/02/201 (дата обращения: 11.12.2023).

Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, к её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
В чувашской народной педагогике дети – не только основа семейного счастья и семейного благополучия, но и помощники. Как правило, чувашская семья была многодетной, основанной на уважении старших, особым почтением пользовались бабушки, дедушки, родители. В свою очередь и старшие старались держаться перед детьми и внуками с большим достоинством, строго контролировали своё поведение, проявляли сдержанность в обращении друг с другом. Младшие слушались старших братьев и сестёр, а те проявляли заботу о них и оберегали. Таким образом, каждый здоровый ребенок с 3-х лет был важным помощником, полноценным членом семьи.
В воспитательном потенциале чувашской народной педагогики широко использовалось устное народное творчество – поговорки, пословицы, песни. Мальчикам в пример ставили старших братьев, отца, деда; девочкам – старших сестёр, мать, бабушку.
Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новы систем отношений друг к другу. Чтобы проводить эту работу с обучающимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. И уроки родного языка как нельзя лучше подходят для достижения такой цели.
Педагог должен ставить перед собой цель:
1) обогатить содержание и технологию воспитательного процесса, который осуществляется через урок, а также средствами включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций, посредством привития любви к ремеслу, народным песням, сказкам пословицам, через посещение праздников, концертов, выставок;
2) открывать новые горизонты нашей жизни с помощью идей и дел великих искателей – наших предков, которые внесли свое имя в летопись своего рода, своего народа, своего Отечества.
Выступая на Конгрессе русских Башкортостана, бывший Президент РБ сказал: «Различны наши языки и культура, значительна специфика духовности и традиций наших народов. Но нас объединяет наша совместно прожитая история, наш общий дом – родной Башкортостан, единое стремление сделать этот дом уютным и благородным, благоустроенным, в котором будут и дальше жить счастливо наши дети и внуки».
В духовном сохранении семьи важную роль играет приобщение ребенка к родному языку и национальным традициям. К сожалению, на уровне семьи данный механизм не всегда и не везде срабатывает, хотя первые духовно-нравственные представления ребенок получает в семье, овладевая родным языком через колыбельные песни матери, изумительные потешки, сказки бабушки.
Обучение ребенка родному языку и через приобщение его к истории, обычаям, культуре, искусству народа – святой долг родителя, ибо наукой доказано, что ребенок рождается с готовностью и способностью мыслить и говорить на языке своих родителей. В противном случае затормаживается мыслительная деятельность и как следствие – отставание в своем умственном развитии. Недаром великие педагоги прошлого неоднократно поднимали вопрос об обучении и воспитании детей на родном языке до 12 лет. (Каменский «Материнская школа», К. Ушинский «Родное слово»).
Есть и вторая сторона – это приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Только тот, кто является носителем родного языка, культуры, может понять, оценить по достоинству и уважительно относится к достижениям других народов.
Родная речь, язык – это глаза, сердце, ум, душа народа. Только через воспроизводство на родном языке увиденного в этом мире, ребенок сможет усвоить душу, характер, психологию своего народа. Потому-то родной язык – основной носитель не только культуры, но и души народа. Дети наши станут гражданами и патриотами, если мы заложим в них любовь к родному языку, чувство гордости за него, а следовательно и за свой народ. В человеке, если мы говорим о его духовно-нравственном становлении, должны быть заложены семьей, а продолжены нами педагогами три идеи: культ родного языка, культ предков, культ Родины.
Сегодня нам дороги все дети, потому что мы так много стали их терять. Однако есть проблема с самими родителями. В силу субъективных причин часть родителей сами не знают ни родного языка, ни родной культуры. В этом случае на помощь семье должны прийти детский сад, школа, учреждения дополнительного образования. Неоспоримую помощь в этом деле семье могут оказать библиотеки, учреждения культуры, которые ненавязчиво через зрелищные, игровые мероприятия способны привлечь к родной культуре не только детей, но и самих родителей.
С 1997 года в городе существует ЦРТДЮ имени чувашского просветителя Ивана Яковлева. 10 педагогов ведут работу с 600 детей всех возрастов. На уроках родного языка дети знакомятся с народными праздниками и обрядами, большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, зодчеству, орнаменту, быту чувашей, домашней утвари, национальным блюдам, костюму. Детям особенно нравится народное творчество, включающее в себя сказки, загадки, пословицы, поговорки, легенды, предания, народные приметы, песни, такмаки. Мы их мало знаем и недостаточно используем, потому что их вытесняет видео, телевидение. Старшее поколение, безграмотное или малограмотное, было в этом отношении намного богаче нас.
Обучающиеся с удовольствием разучивают детские игры, приобщаются к музыкальной культуре чувашского народа, знакомятся и играют на народных инструментах, входят в мир чувашской литературы, знакомятся с писателями и поэтами Чувашии.
Народам республики вместе жить и вместе строить своё будущее, а залогом этого будет та кропотливая работа, которую ведут сегодня педагоги ЦРТДЮ им. И. Яковлева, а также всей республики. Мы все должны внести свой вклад в дальнейший расцвет нашей республики, своего родного дома. И помнить, что языки, воспринятые от матерей наших, не должны уйти в забвение.



Все статьи автора «Петрова Людмила Арсентиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: