Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом, а также в процессе бизнес-обучения персонала коммерческих структур. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться начиная с 60-х гг. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе институтов повышения квалификации, на научно-методических конференциях и в учебном процессе как в высших, так и средних специальных учебных заведениях,
Также деловые игры могут использоваться в качестве самостоятельной формы работы с педагогическим коллективом и проводиться как тренинг в условиях дошкольных учреждений. Деловая игра помогает не только рассмотреть со стороны различные профессиональные ситуации, активизировать личностные и профессиональные ресурсы, развивать рефлексию, но и дает возможность отойти от стереотипов и привлечь педагогов к инновационным процессам, дать возможность им осознать себя не объектами, а субъектами инновационных процессов.
При разработке мы опирались на то, что деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.
В данной статье описана деловая игра, являющаяся завершающим этапом работы педагогов на годичном семинаре для воспитателей групп раннего развития «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром».
Методические указания
Тема: игровое взаимодействие как способ расширения зоны ближайшего развития детей раннего возраста.
Цель: активизировать профессиональные и личностные ресурсы педагогов, актуализировать, совершенствовать знания и опыт педагогов в организации игрового взаимодействия с детьми раннего возраста.
Целевая аудитория: воспитатели дошкольного образования.
Время: 30-40 минут.
Ход проведения:
- Организационный момент, деление участников на три группы.
- Мини-лекция ведущего о понятии зоны ближайшего развития и игровом взаимодействии как способе расширения зоны ближайшего развития детей раннего возраста.
- Деление группы участников на 3 подгруппы. Каждая подгруппа должна решить задачи, отражающие процесс организации игрового взаимодействия с детьми раннего возраста. Получение каждой группой участников инструкции по выполнению группового задания. Время на выполнение – 10 минут.
Инструкции для подгрупп.
- 1. Чтобы правильно организовать игровое взаимодействие, необходимо хорошо знать, что знают и умеют дети определенного возраста в норме, и использовать это в совместной деятельности.
Перечислите (по возможности продемонстрируйте) нормы развития детей раннего возраста, помогающие вам взаимодействовать с ними.
- 2. Подумайте, какие симптомы, наблюдаемые вами в ходе игрового взаимодействия с ребенком раннего возраста, заставят вас насторожиться и посоветовать родителям отправиться на консультацию к специалисту (врачу или педагогу). Продемонстрируйте эти симптомы – один демонстрирует, другой комментирует.
- Сформулируйте правила игрового взаимодействия с детьми раннего возраста. Продемонстрируйте пример применения нескольких правил на практике – выберите несколько детей и воспитателя, организующего с ними игру с учетом этих правил.
- Демонстрация каждой группой выполненного задания в течение 5 минут + 5 минут отводится на обсуждение и обобщение сказанного.
- Подведение итогов. Обратная связь. Участники отвечают на вопрос: ЧТО БЫЛО ВАЖНЫМ И ЧТО БЫЛО ИНТЕРЕСНЫМ?
Таким образом, можно оценить возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста дошкольного образования и активизации учебного процесса.
Библиографический список
- Газеева А.Ф. Деловая игра как одно из средств развития педагогического потенциала в условиях инновационного подхода к воспитанию и обучению. // Психология, социология и педагогика. – Январь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/01/1619
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н /Д: Феникс, 2002. – 544 с. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова