УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Котовщикова Е.А.

Ключевые слова: конструктивные игры, творческое мышление


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Котовщикова Е.А. Использование конструктивных игр в развитии творческого мышления детей 6-го года жизни // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/02/1729 (дата обращения: 29.10.2023).

На основе изучения теоретических подходов к проблеме развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста в конструктивных играх, нам удалось выяснить, что Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни.

Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: «Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Философ Гегель связывает процесс творчества с преобразовательной деятельностью. «Творчество – это всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества».

Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет мышление.

 Мышление – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающейся в построении образов, продуктов труда. 

Таким образом, творческое мышление – это способность к творчеству как деятельности.

Большой потенциал для развития детского творческого мышление  заключен в конструктивной деятельности.

Обратившись к последним исследованиям педагогов Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Ц.П. Короленко (Л.Ю. Субботиной, А.М. Страунинг, Т.В. Фроловой), мы определили, что среди методов обучения дошкольников конструктивному творчеству актуальными в формировании творческого мышления следуют приемы, разработанные на основе теории решения конструктивных задач (конструктивные игры). Именно конструирование в сочетании с игрой и другими средствами эмоционального воздействия на ребенка (музыка, художественное слово, пантомимика, живопись и др.) оказывают благотворное влияние на развитие творческого мышления дошкольников, что, в свою очередь, ведет к возникновению необычных, оригинальных образов и композиций.

Неслучайно, что конструктивные игры в нашем проекте рассматриваются в качестве средства для развития творческого мышления дошкольников.

Конструктивная игра – это продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций из разнообразных элементов с использованием различных способов их соединения и взаимного расположения частей.

Особое значение конструктивной деятельности для развития творческого мышления заключается в том, что она позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу,  за решением которой кроется необходимость придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно, необычно, оригинально.

Эффективность решения поставленной проблемы в современной педагогике связано с активным использованием в образовательном процессе конструктивных игр, направленных на целенаправленное развитие творческого мышления, как основного компонента любого творческого  процесса.

Конструктивные игры из бумаги включают в себя разнообразное содержание – это и конструирование объёмных бумажных форм с использованием подручных материалов и инструментов, и бумажная пластика, и создание оригами. Значение последнего вида конструирования из бумаги для развития творческого мышления ребёнка подчёркивали ещё Ф. Фребель и М. Монтессори.

Конструирование фигурок оригами направлено на создание игрового образа путем  складывания листа бумаги в определённой последовательности. В играх оригами открывается возможность развития творческого мышления, ребенок осваивает обобщённые способы создания конструкций, что позволяет ему, комбинируя разные способы, создавать конструкции творческого характера.

Наряду с конструированием по типу оригами благоприятные возможности для развития творческого мышления дошкольников заключены и в конструктивных играх по типу «Танграм», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей из специальных наборов геометрических фигур. В современных исследованиях таких учёных, как Б. А. Кордемский, Е. М. Минскин, З. А. Михайлова, Н. И. Щербинина, игры типа «Танграм получили широкое освещение преимущественно как средство умственного развития».

Таким образом, конструктивные игры типа оригами и Танграм могут выступать педагогическим инструментарием в развитии творческого мышления.

В ходе опытно экспериментальной работе (проведённой нами на базе МДОУ №144 гИркутска, с детьми старшей группы в количестве 20-и чел.), подтвердились развивающие возможности конструктивных игр типа оригами и Танграм в повышении уровня творческого мышления дошкольников.

Нами была использована диагностическая методика, которая  заимствована у О.П. Радыновой и Е.А.Медведевой, включающая беседу с детьми, наблюдение и анализ конструктивной творческой деятельности, экспериментальные упражнения, описание и анализ результатов экспериментальных упражнений.

При полученных в результате исследования данных удалось выявить ряд уровней характеристик  самостоятельного творческого мышления дошкольников в конструктивных играх: 1-й уровень – предсамостоятельность, 2-й уровень – низкий, 3-й уровень – средний, 4-й уровень – высокий, 5-й уровень – самостоятельного творческого мышления.

На основании данной методики полученные результаты показали, что большинство старших дошкольников находятся на низких уровнях самостоятельного творческого мышления: предсамостоятельность – 5 детей; низкий уровень – 10 детей; средний  уровень – 4 ребёнка; высокий уровень – 1 ребёнок. Особенно ярко это проявилось в конструктивных играх по типу оригами,  где зафиксированы уровни самостоятельного творческого мышления детей значительно более низкие, чем в конструктивных играх по типу «Танграм». Это объясняется меньшим количеством возможных комбинаторных вариантов при конструировании оригами, большей зависимостью результата от прогнозирования действий, имеющихся знаний и практических умений, неуверенность в собственных силах.

Дети, проявившие высокую творческую самостоятельность в играх типа «Танграм», как правило, показывают более высокие уровни творческой самостоятельности и в играх по типу оригами. Дошкольники, не сумевшие творчески осуществить задуманную цель в конструировании оригами, были несостоятельны и в играх типа «Танграм». Эти дети затруднялись в самостоятельном поиске воплощения замысла, у них наблюдались слабые комбинаторные способности. При затруднении в игре интерес быстро угасал, дети переключались на другой вид деятельности.

Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать и провести с детьми комплекс развивающих конструктивных игр по типу «Танграм» и оригами, обеспечивающих развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр поэтапно

Первый этап – подготовительный. Его цель состоит в том, чтобы сформировать у детей установку на предстоящую конструктивно-игровую деятельность, (закрепить и обобщить уже имеющиеся знания для осуществления творческой конструктивно-игровой деятельности).

Цель второго этап – развивать самостоятельное творческое мышление при  анализе образца, выделяя его основные части и намечая последовательность и способы действий.

(На данном этапе самостоятельность творческого мышления детей проявлялась в выборе целей деятельности, в определении последовательности и способов ее реализации, в выборе материалов для конструктивных игр.)

Цель третьего этапа состояла в развитии у детей творческого умения самостоятельно осуществлять конструирование.

(В конструктивной игре «Танграм» дети учились создавать силуэтное изображение по предметной картинке. Это требовало творческих умений самостоятельно выделять в реальном изображении части предмета и абстрагировать их в геометрические фигуры).

Цель четвертого этапа состояла в развитии умения творчески выполнять различные конструкции по собственному замыслу, без образца, соотнося свои действия с действиями других детей.

(Все задания, предложенные  в этом блоке, исключали использование каких-либо образцов, что расширяло возможности детей в проявлении игровой инициативы, творчества. Включались игровые задания, например, перед составлением силуэтов детям предлагалась «музыкальная загадка» – какое-либо характерное музыкальное произведение.

Выполняя конструкции по типу оригами, дети на данном этапе действовали по собственному замыслу).

В результате специально проведённой работы с дошкольниками были выявлены подгруппы детей, отличающиеся разным характером самостоятельности творческого мышления в конструктивных играх:  средний уровень – 10 детей, высокий уровень – 5 детей, уровень  самостоятельного творческого мышления – 5 детей. Эксперимент показал, что введение предметно-схематической модели – пооперационной карты конструирования – положительно сказывается на проявление творческого мышления старшими дошкольниками в конструктивных играх: повышается интерес к деятельности и уверенность в своих действиях, повышается качество результата. Разработанный нами развивающий цикл конструктивных игр по типу «Танграм» и оригами был положен нами в основу пособия «Танграм и оригами». В рамках данного пособия акцентируется внимание на методических рекомендациях и подробных схем для воспитателей ДОУ и родителей по использованию конструктивных игр с целью  продуктивной организации работы с детьми по развитию творческого мышления. Предлагаемый в данном пособии комплекс интеллектуальных конструктивных игр направлен, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность творческого мыслительного процесса.

Велась работа параллельно по двум направлениям.  По первому направлению была использована серия разнообразных индивидуальных и подгрупповых упражнений, которые помогали детям развивать умение преобразовывать фигуры. В игровых упражнениях «Чей шар выше», «Чья лодка поплывёт быстрее» каждому игроку требовалось отобрать нужные геометрические фигуры из набора  игры Танграм, соединить их определенным образом и закрыть отверстие(в шаре, парусе). Игры подбирались по степени сложности и уровня развития самостоятельного творческого мышления. По второму направлению использовались конструктивные игры по типу оригами. Сначала детей познакомили с бумагой, её свойствами, видом, назначением. Использовались проблемные ситуации с игровым персонажем, который предлагал, например, из салфетки смастерить яхту, а из картона – сложить прочный самолёт. А дети помогали герою подобрать бумагу для разных целей и объясняли этот выбор.

Наблюдения за конструктивными играми показали, что дети составляли конструкции, используя схему – образец игры, воспроизводя по возможности более точно эти образцы. Выполнить бумажные конструкции по типу оригами дети могли лишь под диктовку воспитателя. Творческие проявления были отмечены крайне редко и носили, как правило, случайный характер. Это во многом объясняется неверной тактикой педагогического руководства, сводившейся к тому, чтобы научить детей копировать схемы игр.

В процессе конструктивной игры происходит эволюция познавательных процессов (восприятия, памяти, представлений, мыслительных операций мышления, воображения).



Все статьи автора «каЕлена Котовщикова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: