УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Радаева Ч.Ф.1, Абдульманова Г.А.1, Ефремова Т.А.1, Брагина Я.М.1
1МАОУ "Гимназия №34" города Ульяновск, учитель начальных классов

Ключевые слова: универсальные учебные действия, УУД


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Радаева Ч.Ф., Абдульманова Г.А., Ефремова Т.А., Брагина Я.М. Формирование УУД средствами педагогической поддержки // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1748 (дата обращения: 27.05.2017).

Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана. Оказание систематической индивидуальной помощи каждому ребенку в решении его личностных проблем, возникающих как в процессе обучения, так и идущих от социальной среды, по мнению О.С. Газмана, является реальным шагом к содержательной и организационно-управленческой перестройке образования в направлении сущностной гуманизации.  Но осуществить ее можно только в том случае, если в основу профессиональной позиции учитель включает следующие нормы педагогического взаимодействия:

1. Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, отзывчивость; умение видеть и слышать, сопереживать, прощать; милосердие, терпимость и терпение.

2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и панибратства), слушать, слышать.

3. Уважение и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

4. Ожидание успеха ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

5. Признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»).

6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, склонности к самоанализу; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

7. Готовность и способность быть на стороне ребенка, умение быть другом для него, ничего не требуя взамен.

8. Самоанализ, самоконтроль и способность корректировать собственную позицию.

Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого становится проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

Проблемы первой группы: страхи; неуверенность в себе; нежелание учиться; нет контакта с учителем; большая нагрузка.

Проблемы второй группы: непонимание учителя; забытые учебники, тетради; неприятности дома; дискомфорт от сидящего рядом; боязнь вызова к доске, отсутствие мотивации.

Проблемы третьей группы: плохие оценки; конфликты в школе; не соблюдает режим дня; неорганизованность; звездная болезнь, зависть.

Проблемы четвертой группы: я стесняюсь отвечать у доски; я не приготовил уроки, т.к. пили родители; меня наказывают родители за плохие оценки; меня обижают одноклассники; я стесняюсь своей полноты на уроках физкультуры.

Определяя место педагогической поддержки “между” воспитанием и обучением (социализирующими процессами) и процессами становления отношений ребёнка к фактам собственной жизнедеятельности (индивидуализация) можно полагать, что:

1) педагогическая поддержка направлена на то, чтобы выйти на проблемы ребёнка как точки его отчуждения от тех педагогических воздействий, которые направлены на него из целей обучения и воспитания;

2) помочь ребёнку преобразовать эти точки в образовательную ситуацию, т.е. ситуацию, которая даст ему опыт действия в проблеме;

3) увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослым;

4) простроить свою линию поведения, которая признается ребёнком как значимая и необходимая для него.

Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого становится проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО при использовании  приёмов и методов педагогической поддержки, необходимо чётко осознавать,  какими должны быть критерии результативности  современного урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить   вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность, сотворчество  и т.д.)

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах, группах;
    • проблемное обучение;
    • применение  ИКТ

Современный урок направлен не только на формирование предметных знаний, но в большей степени на развитие универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных.

 Формирование познавательных УУД средствами педагогической поддержки: 

  • Использование заданий, имеющих множество вариантов  решения. В таком случае любой ответ ученика будет правильным и это развивает в ребёнке способность избавляться от страха перед обстоятельствами. Это задания типа: «Придумай продолжение (начало) рассказа».
  • Проведение пробных проверочных или контрольных работ, тестов с детьми заранее оговаривается, что данная работа будет «для тренировки, пробная». Отметки за её выполнение  выставляться в журнал не будут, не повлияют на четвертную отметку и результат никому кроме самого ребёнка не сообщается. Таким образом, ребёнок чувствует уверенность в том, что всё  можно будет исправить. Тревожные дети освобождаются от волнения и страха.
  • Приём «Повтори за мной». Используется тогда, когда ребёнок не смог дать верный ответ на поставленный вопрос. В данном случае не возникла ситуация провала, неуспешности для ученика. Ребёнок  защищён от негативных переживаний, так как проговорил верный ответ за учителем.
  • Опора в обучении на особенности восприятия, ведущий вид памяти ученика, темп деятельности.

При изучении новой темы для визуалов можно создать презентацию или записать макрос, показывающий правильное выполнение задания, правильное действие. Облегчить запоминание правил можно с помощью схемы-опоры. При опросе лучше попросить представить информацию в виде таблицы, схемы,  т.е. наглядно.

Увиденный материал аудиалы воспринимают плохо. Для запоминания им надо произнести новый материал вслух, обсудить его. Для таких учащихся учитель может, например, подготовить аудиозапись или сопроводить видеоряд звуком.  Для контроля усвоения знаний таких ребят учителю лучше использовать устный опрос, беседу.

 Кинестетику  для запоминания информации  надо записать её собственноручно. Таким учащимся можно предложить составить конспект, выписать новые понятия, определения. Детям, которые обладают хорошей зрительной памятью, учитель даёт задание начертить или нарисовать что-то по изучаемой теме, а детям с хорошей слуховой памятью – вспомнить то, о чём говорил учитель на уроке.

Необходимо учитывать и темп деятельности. Детям, которые медленно пишут,  не нужно давать объемные письменные работы, а спросить устно.

  • Использование тестов с предложенными вариантами ответа вместо устного опроса помогает  учащимся с низким уровнем знаний сориентироваться в потоке информации и зафиксировать её после анализа результата.
  • Метод «Беседа-полилог», где в беседе  участвует весь класс и каждый имеет право высказаться по теме и внести свои дополнения, помогает ребенку преодолеть свою застенчивость и боязнь неверного ответа, поскольку его сразу же исправят одноклассники и внимание на этом в ходе оживленной беседы не заостряется.
  • Перефразирование  сложных для ребёнка понятий, заданий, в  личностно значимые или практико-ориентированные.
  • Обучение в сотрудничестве. Исполнение роли учителя  одноклассником. При групповой работе сильный учащийся выступает в роли «Эксперта». В такой ситуации дети не стесняются задавать вопросы или переспрашивать несколько раз и это помогает лучше усвоить тему.

 Формирование регулятивных УУД средствами педагогической поддержки:

  • Письмо с «дыркой»: когда ученик встаёт перед выбором, какую букву вставить. Если не может принять решение сразу, то он имеет возможность оставить этот пробел  и позже попросить помощи у друга или учителя.
  • При планировании своей деятельности  ученикам, испытывающим затруднения в данном виде работы, можно предложить: план-картинку; начало плана; разрешить задавать наводящие вопросы.
  • При взаимопроверке в парах, ученики, находя ошибки, не исправляют их, а ставят галочку на той строке, на которой допущена ошибка. Также, при данном виде работы, ученик может воспользоваться  правом принять или не принять ошибку (если ошибка указана неверно или он имеет другое мнение).
  • Самоконтроль и взаимоконтроль с использованием заданных критериев (рефлексия с различными схемами). Например:

«Зеркало». Перед уроком или после урока вывешивается листок с двумя нарисованными солнышками (весёлым и грустным). Дети палочками-лучиками отмечают своё настроение. Но поставив палочку выбранному солнышку,  многие не спешат уйти, а тут же делятся друг с другом и с учителем, почему у него хорошее или не очень настроение;

«Цветопись». Это элементарный анализ ребёнком своей работы на уроке. И если ребёнку все понятно на уроке, он оценивает свою работу, например, красным цветом, если у него появились вопросы, то зеленым, а если многое непонятно и настроение его тревожное, то жёлтым.

Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицу класса, которая отражает эмоциональное состояние всего коллектива. Цветовая гамма по вертикали показывает настроение класса, а по горизонтали динамику эмоциональных состояний ребёнка изо дня в день.

  • Использование в качестве базовых цветов для маркировки текста голубого  и жёлтого. С помощью этих полосок организуется чтение по ролям, что немаловажно для 1-2 классов. Этот приём чтения методически оправдан.  Во-первых, ученики вынуждены следить за читающим вслух учеником. Формируется внутреннее чтение – чтение про себя. Во-вторых, необходимость смотреть на текущую читаемую строчку и на боковую цветную планку раздвигает угол зрения, развивает навыки периферического зрения.
  • Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».
    Применение приёма одновременно обеспечивает:
    психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки;
    формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции.

Формирование коммуникативных УУД средствами педагогической поддержки:

  • Умение слушать и слышать друг друга.

Игра «Словесный волейбол»

Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например, “облако” – плывет, “костер”  и т..д.

Игровая форма помогает снять напряжение и быть успешными даже тем детям, которые испытывали трудности при определении частей речи.

Игра «Паровозик»

Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.

  • Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Игра-сказка

Берется простенькая небольшая сказка. Участники делятся на 2 команды. Каждому участнику необходимо взять на себя роль какого-нибудь героя. Задача проиграть сказку, а другая команда должна угадать, что это за сказка.

Игра «Семейная фотография».

Выбирается участник из группы, которому необходимо всех членов группы построить в композицию для семейной фотографии. Участник должен сообщить всем, кого из близких родственников или друзей изображает каждый участник. И поставить его для фотографии так, как стоял бы тот человек, которого он заменяет. Звучать это должно приблизительно так: «Ты будешь изображать моего старого друга N. Он будет стоять, подняв одну руку вверх…».

  • Умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать.

Игра «Пятерки»

Карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи, получают все участники игры. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и проинсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

Игра «Пройди в ворота».

Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах».

  • Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

Игра-дискуссия «Потерпевшие кораблекрушение».

  • Умение оказывать поддержку друг другу. 

Игра «Слепой и поводырь»

Для создания эмоционально – благоприятной коммуникативной  ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где детям предоставляется возможность показать свои знания по данному произведению;

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»:

- рассказать от первого лица;

- повествование от имени предмета;

2. «Комплимент»:

- сказать комплимент литературному герою;

3. «Произведение в заданном ключе»:

- введение в название произведения нового объекта;

4. «Изменение сказочной развязки»:

- придумать другое окончание сказки, рассказа.

Целесообразно начинать знакомство детей с произведением с подробного комментированного чтения текста, далее выводить их на решение проблемных вопросов, т.к. именно проблемные вопросы способствуют активному включению детей в процесс общения, они хотят высказать свое мнение по отношению к данному вопросу, и это очень ценится. Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Формирование личностных УУД средствами педагогической поддержки:

Педагогическая поддержка невозможна без вариативности в обучении с предоставлением выбора, поэтому в содержание урока, домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ должны быть включены вариативные задания. Вариативный подход позволяет ребёнку проявить личностные достижения – это важное условие в проявлении естественной потребности человека в самоуважении, уважении и признании окружающих.

Педагогическая поддержка также невозможна без диалогического общения учителя с учеником. На уроке необходимо использовать диалог с включением в программный материал личного опыта ученика. Этот приём помогает ребёнку согласовать личный опыт с социально значимым и принять этот опыт как свой, но на новом, более совершенном уровне.

Главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить

•        Возможно, с необычного  начала урока

•        С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов

•        С предвкушения необычности, способности учителя удивлять

Создание ситуации успеха на уроке имеет свой алгоритм:

1.       Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

2.       Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

3.       Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

4.       Реальная помощь в продвижении к успеху.

5.       Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

6.       Педподдержки в процессе выполнения работы.

На занятиях создают условия для понимания значимости мнения каждого.

Дети на уроках:

- наблюдают,

- высказывают свою точку зрения,

- привлекают свой жизненный опыт,

- фантазируют,

- советуются,

- выслушивают чужое мнение,

- соотносят его со своим.

Изменяется и позиция учителя на уроке.

Учитель:

- слушает,

- перефразирует,

- напоминает другие мнения,

- уточняет смысл высказывания.

Если учащиеся  высказывают свои мысли, основанные на увиденном и почувствованном, если обосновывают свою точку зрения, вслушиваются в ответ собеседников, то работа получается интересной и творческой.

Что и необходимо воспитывать в учениках  для развития в них стремления плодотворно учиться и узнавать новое.

Поэтапный план педагогической поддержки.

  1. I.      Мотивация, освоение знаний и развитие формальной логики.

Если наши задачи по поддержке успешности ребёнка связаны:

– с помощью в овладении общими способами решения математических задач; применения изученных правил на практике;

– с обучением самостоятельно оценивать свои действия и их результаты;

– с развитием формальной логики;

– с успешным освоением знаний на уровне образовательного стандарта. 

Тогда содержанием нашей работы становятся:

– формирование нужной мотивации.

– развитие способов умственных действий;

– усвоение знаний и умений;

– формирование самостоятельности и основ творческого подхода к делу. 

Формы реализации:

– через формирование нужной мотивации учащихся;

– через заботу о каждом ребёнке;

– через обучение применять свои знания в нестандартной ситуации (практические работы, лабораторные работы, работа в группе, парная работа, взаимообучение);

– через самооценку и оценку в группе.

  1. II.  Развитие творческого мышления и стремления к познанию.

Если наши задачи по творческому развитию ребёнка связаны:

– с желанием пробудить способность, к интуиции (догадке) и дать свободу детской фантазии;

– с желанием активизировать мысль ученика и стимулировать потребность в самостоятельном приобретении знаний; 

Тогда содержанием нашей работы становятся:

– решение нестандартных задач с использованием эвристического метода обучения;

– решение задач повышенной трудности, требующих проявление смекалки, сообразительности, изобретательности;

– поиск решения различными способами одной и той же задачи;

– использование частично – поискового и исследовательского методов учения;

Формы реализации:

– урок творчества,

– дидактическая игра,

– урок-викторина,

– урок-путешествие,

– игротека,

– урок – решения познавательных задач,

– урок фантазии и т.д.

  1. III.           Развитие способностей к самоопределению.

Если наши задачи по развитию индивидуальности ребёнка связаны:

– с содействием процессам самоопределения, самостроительства, самовыражения;

– со стимулированием и поддержкой философских размышлений ребёнка по поводу ситуации, в которой он обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды.

Тогда содержанием нашей работы становятся:

– предоставление разнообразных видов деятельности;

– создание особых учебных ситуаций;

– создание и расширение многоуровневого круга общения;

– организация процесса рефлексии. 

Технологические формы реализации:

– взаимообучение на уроке;

– смена форм соорганизации детей на уроке: групповая, парная, коллективная, индивидуальная работа;

– урок-задача (решение одной задачи разными способами);

– урок-анализ.

Одарённому ребёнку также необходима педагогическая поддержка.

Цель педагогической поддержки в данном и конкретном случае  – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации. Чтобы одарённые дети не терялись в образовательном процессе, не утратили своей одарённости, им необходима помощь учителей, социального педагога, педагогическая поддержка.

Основные направления педподдержки одарённых детей:

  1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нём своё место, сформировать адекватную Я-концепцию;
  2. Выработка у одарённых детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;
  3. Преодоление психологической изоляции одарённых детей в ученических коллективах.

Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одарённых детей.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.  Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одарённого ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одарённых детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребёнку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Анализ активных методов обучения с точки зрения, формируемых ими УУД в свете педагогической поддержки.

Название активного метода обучения

Формируемые УУД

групповая и парная работа коммуникативные

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,

- способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные – осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;дискуссия- регулятивные – умение решать проблемы;

- коммуникативные

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- личностные– в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.метод проектоврегулятивные – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

познавательные – умение использовать предметные знания для реализации цели;

-добывать, перерабатывать и представлять информацию;

-оформлять результаты исследования и представлять его;

- осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

коммуникативные- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

личностные -различать виды ответственности внутри своей учебной работы;

- осваивать новые виды деятельностиделовые игры;

организационно-мыслительные игры:коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

познавательные – осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Личностные- положительное отношение к учению, к познавательной деятельностиметод эвристических вопросоврегулятивные – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

познавательные – устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

Личностные -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалудраматизация, театрализацияЛичностные – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

- участвовать в творческом, созидательном процессе

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

познавательные- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;творческая играЛичностные - участвовать в творческом, созидательном процессе

познавательные – осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводысоздание ситуации успехаЛичностные – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу«Мозговой штурм»Личностные – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

познавательные – осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

«Круглый стол»,Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

познавательные – осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Итак, учителю  необходимо:

1. Создавать благоприятный эмоционально-психологический климат для учащихся и педагогов на уроках и во внеурочное время

2. Активно использовать в работе тактики педагогической поддержки

3. Все полученные знания применять в практике повседневной педагогической деятельности.


Библиографический список
  1. Анохина Т.В. «Педагогическая поддержка как реальность современного образования» статья, журнал «Классный руководитель» № 3, Москва, 2000.
  2. Базюлькина И.В. «Начальная школа плюс до и после»: Поиск путей и резервов оказания учебной помощи первокласснику. №3, 2002. с.45-48.
  3. Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2,  1998.
  4.  Крылова Н.Б. «Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребёнка и взрослого». Статья, журнал «Классный руководитель» № 3. Москва. 2000.
  5. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 2004. С. 64 — 73.
  6.  Михайлова Н.Н., Юсфин  С.М. «Педагогика поддержки». Москва, Мирос, 2001.
  7.  Фридман М.М., Волков К.Н.. «Психологическая науки – учителю». Москва, Просвещение. 1985.
  8. Хмара С.А. Воспитывать изучая. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.
  9. http://s27012.edu35.ru/index.php/2011-03-21-11-12-26/2011-10-02-09-16-01/92-2011-10-02-10-04-26.html


Все статьи автора «Radaeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: