УДК 37;159.9

КРЕАТИВНОСТЬ. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Шипырева Наталия Ивановна
педагог-психолог, г.Сургут.

Ключевые слова: креативность


Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шипырева Н.И. Креативность. Метод исследования // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1770 (дата обращения: 28.09.2017).

Создание условий для активизации в детях творческого созидающего начал актуально именно сегодня, при введении новых федеральных образовательных стандартов. Человеку недостаточно базовых навыков (чтение, письмо, математические операции), требуются новые навыки мышления и качества личности. Люди с нестандартными мыслями, идеями, т.е. креативные, являются двигателями прогресса.

Исследование креативности связано с такими психологами как Дж. Гилфорд, П.Торренс, Гетцельс. Джексон, Ф.Вильямс и др., в отечественной науке — Л.С.Выготский, М.А.Холодная, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарёв. Каждый из них рассматривает проблему с определённой точки зрения, имеет свои подходы к вопросу о сущности и структуре креативности.

Под термином креативность понимается способность порождать необычные идеи, отклонения в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личных качеств, способствующих творческому проявлению. Можно выделить когнитивно-интеллектуальные творческие факторы и личностно-индивидуальные творческие факторы (по Ф.Вильямсу).

Когнитивно-интеллектуальные творческие факторы:

1.Беглость мышления.

2.Гибкость мышления.

3.Оригинальность мышления.

4.Разработанность мышления.

Личностно-индивидуальные творческие факторы:

1.     Способность идти на риск.

2.     Сложность (комплексность).

3.     Любознательность.

4.     Воображение.

Творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются. Многое зависит от того, какие возможности предоставит образовательное пространство для реализации потенциала, который в различной степени присущ каждому ребёнку.

Развитие творческих способностей детей является целью программ ряда авторов (Торренс, Д.Б.Богоявленская, Ю.Тамберг). В них объединены различные задания: анаграмма, сюжетные картинки, тренинг решения творческих задач.

В нашем учебном заведении также реализуется программа по развитию креативности, которая опирается на следующие положения:

1.     Креативность — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризующие личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания (12,с.165).

2.     Создание отдельных условий (разрешения и поощрения множества вопросов; акцент на самостоятельность; незавершённость и открытость заданий и т.д.) стимулирует развитие креативности школьников.

3.     Когнитивно-индивидуальные и личностно-индивидуальные творческие факторы можно тренировать и развивать, используя многообразные методы и приёмы.

4.     Показатели творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) имеют приблизительно одинаковые уровневые характеристики у детей от 5 до 17 лет, т.е. Нет повышения, связанного с возрастом (16,с.58-61). Можно предположить, что реализовывать программу по развитию креативности можно в любом школьном возрасте.

5.     Современная наука разработала психодиагностический инструментарий, который позволяет доказать эффективность программы.

Один из инструментов – методика Торранса. С её помощью нами проведено исследование   когнитивно-интеллектуальных творческих факторов креативности.

Целью исследования является определение уровня креативности обучающихся вторых классов 9 лет.

В качестве задач выделили следующее:

1.  Адаптировать необходимую психодиагностическую методику.

2. Выбрать средства статистической обработки результатов.

Объектом исследования являются обучающиеся вторых классов.

Субъект  исследования – показатели креативности беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Методика исследования – тест  креативности Торранса (краткий тест, фигурная форма).

Сокращённый вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности  П.Торранса представляет собой задание  «Закончи рисунок» (2-ой субтест).

Тест может быть использован для исследования творческой одарённости детей с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания представляют собой в виде рисунков и подписей к ним.

Подготовка к проведению тестирования начинается с того, что перед  предъявлением  теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Нельзя допускать никаких изменений и дополнений, так как это меняет надёжность и валидность тестовых показателей.

Необходимо стараться  избегать слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то можно употребить: «упражнение», «рисунки», «картинки» и т.д. Во время тестирования не допускается создание тревожной и напряжённой обстановки экзамена, проверки. Соперничества. Следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности, стимулирования поиска альтернативы. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надёжных и объективных результатов.

Необходимо обеспечить всех тестируемых бланками с заданиями, карандашами и ручками. Всё лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы и секундомер.

Оптимальный размер группы для тестирования – 15-20 человек.

Время выполнения теста – 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15-20 минут.

Инструкции к тестовым заданиям. Перед тестированием экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать тест, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий.

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей работы. Эта работа поможет узнать, как хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется всё ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению,  и вам это нравится».

После этого раздаются листы с заданием и подписываются. После этих приготовлений можно приступить к чтению инструкции, напечатанной на бланке: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не может придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ – картинка. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если возникнут вопросы, то молча, поднимите руку, и я подойду и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется строго по инструкции к тесту. Если инструкция вызовет вопросы, то необходимо ответить на них повторением инструкции более понятными словами. Необходимо избегать давать примеры или иллюстрации образцов.

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращаются, листы собираются.

 

Измерения и обработка результатов

Важным условием высокой надёжности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведённых стандартов как основы суждений.

 

Процедура измерения предполагает:

1.         Чёткое осознание концепции творческого мышления П.Торранса: содержание показателей беглости. Гибкости, оригинальности.

2.         Определение релевантности ответов. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания – использовать исходный элемент.

3.         Обработка ответов – каждую релевантную идею следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Номер категории и баллы за оригинальность записываются в соответствующих графах оценочного листа.

Разработанность каждого ответа определяется в баллах и также заносится в бланк.

Показатель беглости получают путём подсчёта общего количества учтённых ответов.

Показатель гибкости определяют по количеству неповторяющихся категорий.

Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов по этой колонке в оценочном листе. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.

 

Проверка надёжности ответов

Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытными экспериментаторами. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициент корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20-40 протоколов. Другим способом проверки надёжности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или две недели. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут немного времени.

 

Параметры выборки – в тестировании приняли участие 20 школьников 2-х классов МБОУ НШ-ДС №39 г. Сургута, из них 12 мальчиков, 8 девочек.

 

Результаты исследования

В процессе обработки выполненного школьниками теста креативности Торранса были получены результаты по таким показателям:

1. Беглость – определяется подсчётом числа завершённых фигур. Максимальный балл равен 10.

2. Гибкость – определяется числом различных категорий ответов.

3. Оригинальность – максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Могут быть добавлены премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок.

4. Разработанность – баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах её контура, так и за её пределами. Но основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Обработав тестовые задания, мы занесли результаты в оценочных листах и получили «сырые» баллы по четырём показателям. В таблицу 1 занесены результаты тестирования учащихся в «сырых» баллах. Произведём расчёт среднеарифметического показателя. В таблице 2 приведены показатели беглости, гибкости, оригинальности, разработанности у учащихся 2-х классов.

 

 

В таблице имена и фамилии детей зашифрованы.

 

 

 

Таблица 1.

Результаты тестирования

Учащиеся 2-х классов.  «Сырые баллы».

 

п/п

Имя

испытуемого

Показатель

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

1.

Антон Б.

9

4

4

28

2.

Алёна Л.

7

5

2

9

3.

Юлия С.

10

6

8

26

4.

Иван С.

7

3

6

27

5.

Владислав О.

3

9

10

28

6.

Владислав А.

10

6

11

37

7.

Артемий Т.

8

5

8

25

8.

Валерий З.

7

7

3

24

9.

Александр Г.

10

8

7

16

10.

Роман Г.

9

7

9

21

11.

Ибрагим А.

6

6

7

36

12.

Данил Т.

8

6

4

29

13.

Сергей Л.

8

6

3

26

14.

Алексей М.

8

6

11

48

15.

Андрей В.

10

8

11

48

16.

Яна Д.

6

6

6

34

17.

Анастасия П.

10

8

12

24

18.

Елизавета М.

10

5

7

34

19.

Анастасия З.

10

4

11

41

20.

Ольга М.

8

6

7

24

 

 

 

 

Таблица 2

класс

Показатель

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

2 класс

9,7 (0,7)*

8,1 (1,3)*

10,7 (3,3)*

40,4 (13,6)*

 

*В скобках в таблице указаны показатели стандартного отклонения.

Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т-шкалу. Это позволит сравнить результаты, полученные по фигурному тесту.  Используя таблицу преобразования «сырых» показателей в Т-шкалу  из книги Основы психологии Практикум Ред – сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов НД: «Феникс, 2002 – с. 158 – 175. и таблицу  2, переводим «сырые» показатели в стандартизированные и даём заключение по результатам. Анализируя  полученные данные, мы видим, что показатель беглость соответствует возрастной норме у 10 опрошенных, что составляет 50%. Остальная половина тестируемых дала по данному показателю результат: ниже возрастной нормы – у 5 человек, что составляет 25%, остальные диагностируемые показали результат ниже возрастной нормы. Таких школьников 75%. Оригинальность в пределах возрастной нормы выявлена у 13 человек, что составляет 65% обследуемых. Из этих 13 человек нижняя граница нормы наблюдается у 6 школьников. Остальные у 7 испытуемых дали низкий показатель оригинальности. Показатель разработанности соответствует возрастной норме у 15 школьников, т.е. 75% опрошенных. Из них нижняя граница возрастной нормы наблюдается у 8 человек.

Высокий показатель разработанности выявлен у одного испытуемого (5%), 4 человека имеют низкий показатель разработанности (20%). Результаты представлены в таблице 4.

 

Таблица 3

 

п/п

Имя

испытуемого

Показатель

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

1.

Антон Б.

норма

норма

низкая

нижняя граница нормы

2.

Алёна Л.

низкая

низкая

низкая

низкая

3.

Юлия С.

норма

низкая

нижняя граница нормы

нижняя граница нормы

4.

Иван С.

низкая

низкая

низкая

нижняя граница нормы

5.

Владислав О.

норма

норма

норма

высокая

6.

Владислав А.

норма

низкая

норма

норма

7.

Артемий Т.

низкая

низкая

нижняя граница нормы

нижняя граница нормы

8.

Валерий З.

низкая

низкая

низкая

нижняя граница нормы

9.

Александр Г.

норма

норма

нижняя граница нормы

низкая

10.

Роман Г.

норма

низкая

норма

низкая

11.

Ибрагим А.

низкая

низкая

нижняя граница нормы

норма

12.

Данил Т.

низкая

низкая

низкая

нижняя граница нормы

13.

Сергей Л.

низкая

низкая

низкая

нижняя граница нормы

14.

Алексей М.

низкая

низкая

норма

норма

15.

Андрей В.

Норма

норма

норма

норма

16.

Яна Д.

низкая

низкая

низкая

норма

17.

Анастасия П.

норма

норма

норма

нижняя граница нормы

18.

Елизавета М.

норма

низкая

нижняя граница нормы

норма

19.

Анастасия З.

норма

низкая

норма

норма

20.

Ольга М.

низкая

низкая

нижняя граница нормы

низкая

 

 

 

Таблица 4.

Распределение результатов тестирования

Учащиеся 2-х классов (%)

 

пп

Результат

Высокий

(выше возрастной нормы)

Возрастная норма

Низкий

(ниже возрастной нормы)

Верхняя граница нормы

Норма

Нижняя граница нормы

1.

Беглость

0

0

50

0

50

2.

Гибкость

0

0

25

0

75

3.

Оригинальность

0

0

35

30

35

4.

Разработанность

5

0

35

40

20

 

 

Наиболее высокие показатели диагностируемые школьники показали на разработанности. Оригинальность рисунков также имеет высокий результат по сравнению с показателями беглости и гибкости мышления, по которым школьники получили низкие результаты.

При анализе заключений по оценочным листам мы получили такие результаты.

Трое диагностируемых дали результат возрастной нормы по всем четырём показателям. Они составляют 15% всех испытуемых. Из них один человек имеет по разработанности высокий показатель, 6 учеников имеют результат ниже возрастной нормы лишь по одному из показателей, они составляют 30%. Из них 4 человека имеют низкий показатель гибкости мышления, 1 школьник – низкий показатель оригинальности, 1 ученик – низкий показатель разработанности. Результат ниже возрастной нормы по двум показателям имеют 4 человека (20%), по трём показателям – 6 учеников (30%), по всем показателям – 1 испытуемый (5%). Результаты представлены в таблице 5.

 

Таблица 5.

 

Количество показателей соответствующих возрастной норме 4 3 2 1 0
Процент выполнивших учеников 15 30 20 30 5

Выводы по результатам  диагностики

         Тест креативности Торранса даёт возможность определить такие показатели, как беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

1.      Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что исследуемые школьники показали успешные результаты по разработанности и оригинальности (соответствует возрастной норме 80% и 65% учеников соответственно). Показатели беглости и гибкости соответствуют возрастной норме лишь у 50% и 25% исследуемых школьников.

2.      Три школьника имеют креативность,  соответствующую показателям возрастной нормы. Они составляют 15%  исследуемых.

3.      85% диагностируемых учеников имеют показатель ниже возрастной нормы по одному, двум, трём или четырём показателям.

Таким образом, в группе испытуемых школьников нет учеников с  высокой креативностью.

Исходя из данных полученного исследования становится очевидным необходимость создания программы развития креативности для обучающихся 2-х классов.



Все статьи автора «Natalija Shipiryova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: