Наша жизнь полна не только радостными событиями- не редко мы встречаемся и с различными неприятными ситуациями: на нас нападают, нас обвиняют, провоцируют, обзывают, оскорбляют, над нами глумятся, пытаются унизить… нам делают замечание, мы делаем замечание, нас обидели, мы кого-то задели… Нам нередко приходиться защищаться от нелестных реплик в свою сторону. От словесных нападений и последующих перепалок никто не застрахован- ни дома, ни на улице, ни на работе…- “доброжелателей” везде хватает:
– Вы уж как-то очень долго думаете…
- Ты какой-то бледноватый в последнее время…
- Это ты для премии так стараешься?
- Тебя никто не уважает… я знаю…
- И почему у вас такое несчастное лицо?
- А у тебя ведь пока нет высшего образования?
- И не надо быть таким впечатлительным…
- А тебя вообще не сочли нужным проинформировать- видно теряешь позиции…
- Вы что, совсем обеднели? Несчастный… сочувствую… Не можете купить себе даже обычного компьютера…
- Вы что, разбогатели? Уже такой компьютер можете себе позволить?
- Знаете, такого конфуза я от вас не ожидал…
- Ты не мог бы поменьше говорить, а побольше делать?
- Как вы могли в таком наряде на переговоры прийти!? Вы вообще думать умеете?! У вас на голове не прическа, а помойка!
- Слышишь, ты, …, да-да, к тебе обращаюсь… Я уже в третий раз тебе повторяю одно и то же! Похоже, ты вообще ни чего не понимешь… Ну, чего глазами хлопаешь, порасторопней надо быть…
Итак, человек идет с вами на конфликт… задевает, провоцирует, хамит, оскорбляет…
Что делать? Как себя вести в подобных ситуациях? Каким надо быть, чтобы достойно противостоять нелестным или даже агрессивным выпадам в свою сторону? И как не потерять душевное равновесие, если цепляют за важное, живое, больное?…
5 основных правил эффективного поведения в ситуации конфликта- словесных нападений, перепалок…
1. “Вежливость- залог безопасности… “
Не начинайте сами, особенно, когда того не требует ситуация…
Бывает так, что ощущая собственную правоту, люди не осознают, что сами, своей грубостью или бестактностью провоцируют скандал … а когда на грубость получают ответную грубость (естественная реакция организма), активно недоумевают от грубости других…
Причины такого поведения см. в статье Почему люди нападают?- провоцируют, глумятся, оскорбляют…
2. Уверенность, уравновешенность, эмоциональная устойчивость…
Гнев – опасная штука… он заставляет людей делать глупости… Злость, эмоции затемняют разум- соперник получает преимущество.
А надо, чтобы у соперника был затемнен разум- тогда преимущество получаешь ты…”
(из к/ф “Gigli”)
От чего зависит эмоциональная устойчивость, а именно, спокойное, уравновешенное поведение в конфликтной ситуации? Откуда она берется?
2 основных аспекта стрессоустойчивости, эмоциональной уравновешенности:
1) уравновешенность, эмоциональная устойчивость, как особенность характера, состояние души (бессознательная уравновешенность)
2) сознательная уравновешенность, эмоциональная устойчивость
Далее, все по ситуации…
3. Осознанность, зрелость, понимание…
Ситуации разные, нападающие разные, цели у всех разные…
Поэтому всегда и везде, прежде, чем действовать, необходимо оценить ситуацию:
- оценить нападающего, его мотивы, цели…
- оценить свои возможности и опять же, свои цели- чего вы сами хотите в результате данной ситуации, данных отношений…?
К примеру, вас “поддевает” товарищ…- как с ним поступить, если он активно нарывается?
Думайте, как себя вести…- как лучше, правильней себя повести именно для данной ситуации, для данного человека, для данных отношений…
Если, к примеру, на «пошел ты …!» вы отвечаете- «да пошел ты сам …!»- и “оппонент” туда ушел, а вам в принципе так и надо было, то значит тактика, в целом, была выбрана правильно…
Но не все так просто в этой жизни…- не всегда и не всякого можно (и надо) «посылать»… Ко всему, есть масса и других, интересных, эффективных способов, когда и победа будет в радость, и достоинство сохраняется, и люди начинают уважать…
4. Эффективное поведение, техническое мастерство…
В народе говорят… (а в народе зря не говорят), что «зло побеждает там, где добро бездействует», и именно поэтому – «добро должно быть с кулаками»… И еще много чего говорят в народе… А истина все равно одна- любишь ты драться или не любишь, а время от времени все равно приходится драться… Поэтому… лучше уметь драться…
Т.е. эффективно управлять конфликтами, не давая возможности и себя унижать, и отношения, если надо, сохранять…
А для этого необходимо мастерски владеть полным арсеналом приемов, тактик, техник, как защиты, так и встречного нападения. Мастера словесных поединков владеют всеми способами. Про таких говорят- «палец в рот не клади»- всегда найдут что сказать…
Выделим (метафорически) следующие основные методы ведения словесной борьбы:
> защита (“блоки”): это когда удар нападающего попадает в твердую, непробиваюмую защиту, а защита в психологическом боксе- это уверенные, четкие, убедительные или предупредительные ответы
> “встречные, ответные удары”: от легкого, тактичного поддевания до разной тяжести переходов на личность и интенсивного морального подавления…
Ну и конечно…
5. Снимайте стресс, если все же “зацепили”…
И не “стаканом”, конечно, а зрелостью, способностью быстро, адекватно переработать произошедший инцидент (конфликт), снять напряжение и перенастроить себя на позитивную жизненную волну…