УДК 101

IN NOMINE DOMINI. РОСТОВЩИЧЕСТВО И ЭТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА

Зимин Владимир Андреевич
Российская государственная академия интеллектуальной собственности
аспирант член РАЕН в статусе адъюнкта член Международной организации правовых исследований ООО «Центр экспертизы интеллектуальной собственности», главный эксперт

Аннотация
Настоящая работа представляет собой вторую статью из цикла «In nomine Domini», посвящённого исследованию ряда актуальных этических проблем современности. В статье рассматривается вопрос допустимости ростовщичества с точки зрения христианской (и в первую очередь – протестантской) этики.

Ключевые слова: долг, кредитование, протестантизм, ростовщичество, христианство


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Зимин В.А. In nomine Domini. Ростовщичество и этика протестантизма // Психология, социология и педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/05/2153 (дата обращения: 26.05.2017).

Протестантизм – одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Именно благодаря протестантской идеологии достигли своего расцвета Соединённые Штаты Америки, а также такие страны Западной Европы, как Великобритания, Нидерланды, Германия, Швеция, Швейцария и ряд других.

Протестантизм возник в результате религиозной революции XVI века в Западной Европе как реакция зародившегося класса людей, умеющих считать свои деньги – класса предпринимателей. Протестанты провозгласили честный труд богоугодным делом, религиозно обосновав доктрину о добродетельности труда. Число протестантов в мире превышает полмиллиарда человек (что в три раза больше количества православных).

Известнейший немецкий социолог, политолог и экономист Макс Вебер в своём фундаментальном труде «Протестантская этика и дух капитализма» выдвинул гипотезу о том, что именно протестантской этике и религии обязан подъёмом и развитием европейский, а позднее и американский капитализм [1].

Христианская вера исторически предполагала отказ от погружения в мирские дела, в том числе связанные с преследованием выгоды. Вебер показал, что данный тезис применим не ко всем течениям христианства, и некоторые конфессии не только поддерживают разумное участие в хозяйственных делах, но и наделяют их нравственным и духовным значением [2, с. 60].

Этическая система протестантов мотивировала последователей к упорному труду, рациональному ведению хозяйства и вложению прибыли в дальнейшее производство[3, с. 35]. Концепция божественной природы призвания указывала, что хозяйственная деятельность является необходимым условием вечного спасения, праведность во всех других сторонах жизни была недостаточной [4, с. 162]. Таким образом, погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных сребролюбия, жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма», подчёркивая нематериальный характер предпосылок формирования капиталистической системы хозяйствования [3, с. 36-37].

Некоторые исследователи рассматривают эту концепцию как обратную марксистскому экономическому «базису», который, напротив, был фундаментом каждого социума и определял сущность «надстройки» – правовых, религиозных, семейных и иных общественных отношений [2, с. 61].

Действительно, капитализм формировался под влиянием протестантских течений в христианстве с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности. И в дальнейшем перешёл на самовоспроизводство, не нуждаясь в религиозном обосновании фундаментальных положений.

Государства с большей долей приверженцев Реформации сумели создать более развитую капиталистическую экономику. Протестантская идеология воспитывает трудолюбие, бережливость, честность и расчётливость. Эта религия создана для воспитания предпринимателей. При этом следует помнить, что протестант зарабатывает деньги не для того, чтобы прожигать жизнь, погрязнув в роскоши и сомнительных удовольствиях, а для того, чтобы, во-первых, исполнить свой долг перед Богом, а во-вторых, иметь возможность помочь ближнему.

Как уже отмечалось ранее, труд признаётся богоугодным делом. Протестантизм как религиозное течение призывает упорно трудиться, копить деньги и пускать их в оборот, чтобы получать новые деньги.

В связи с этим следует разобраться, допустимо ли предоставление денежных средств в заём под процент с точки зрения протестантской этики. Ведь заём может быть взят на различные цели – от «вопросов жизни и смерти» до развития начинаний в сфере бизнеса.

Традиционно считается, что многие религии осуждают ростовщичество во всех его видах и формах. Однако при детальном исследовании текста Писания можно обнаружить ряд несоответствий устоявшимся представлениям.

Библия предоставляет возможность займа:

  • «дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Втор. 15:10);
  • «ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор. 15:6).

При этом особо отмечается, что долг налагает обязанности, а заёмные средства следует возвращать:

  • «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» (Притч. 22:7).
  • «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8).

Однако в других отрывках Писания можно проследить запрет на занятие ростовщичеством.

Так, пророк Давид, изображая человека совершенного, среди его добродетелей перечисляет и то, что он серебра своего не отдает в рост (Пс. 14:5). Также и у пророка Иезекииля праведник «в рост не отдает и лихву не берет» (Иезек. 18:8). Перечисляя беззакония народа, среди прочих грехов этот же пророк называет взимание роста и лихвы (Иезек. 22:12) [5, с. 212].

Необходимо разобраться, чем же вызван подобный взгляд.

Ответ лежит на поверхности и кроется в сути запрета на взимание платы:

  • «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев.25:35-37);
  • «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25).

Анализируя вышеизложенное, можно прийти к однозначному выводу о том, что Библия запрещает наживаться на бедах и несчастьях ближних.  Нет сомнений, что предоставление денежных средств под проценты человеку, испытывающему острую нужду, совершенно недопустимо.

При этом Новый Завет устанавливает ещё более высокую этическую планку:

  • «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6:30);
  • «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6:34).

Давая в долг ближнему, не только не следует требовать процентов, но и даже надеяться на возврат ссуды.

Казалось бы, Писание требует представлять займ в виде дара, раз уж кредитор лишён права даже ожидать возврата долга. Однако представляется, что при объявлении займа даром без согласия заёмщика, последний оказывается в весьма щекотливой ситуации – взятые деньги оказываются тяжким грузом, но уже на материальным, а моральным. И при этом не известно что было бы хуже. Не предоставляя заемщику (квази-должнику) возможности возвратить взятый займ, «благодетель» фактически обрекает его на моральные терзания.

Кроме того, честь и гордость в большинстве случаев не позволят человеку принять хоть сколь-нибудь значительную сумму в дар. Руководствуясь вышеприведённой логикой и действуя из самых благих побуждений такой «благодетель» столкнётся с тем, что даже нуждающийся человек, скорее всего, откажется от такого дара.

Однако в случае острой потребности человек может и согласиться на эти условия, но по воле «благодетеля» его самооценке будет нанесён ощутимый удар.

В связи с этим следует взять за основу чёткое и простое правило, сформулированное в Евангелии от Луки:

  • «… и взаймы давайте, не ожидая ничего…» (Лк 6:35).

Итак, займы допустимы, при этом в случае, когда они предоставляются человеку, оказавшемуся в тяжёлой жизненной ситуации, они должны быть беспроцентными. При этом кредитору не следует требовать возврата. В этом случае любой займ следует воспринимать, перефразируя Жан-Жака Руссо, как долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать.

Однако представляется, что займ не всегда может быть беспроцентным и теоретически безвозвратным. Речь идёт о случаях кредитования бизнеса.

Предоставляя денежные средства на развитие бизнеса, кредитор фактически становится инвестором, «соучастником предпринимательской деятельности» наряду с другими – с организатором, авторами идеи и прочими работниками.

Конечной целью любых инициатив в сфере предпринимательства является получение прибыли. И было бы несправедливо, если бы эту прибыль могли получить лишь некоторые из тех, благодаря кому бизнес был воплощён в жизнь.

В связи с этим вложение денег в бизнес путём предоставления займа для предпринимательской деятельности является вполне допустимым.

Данный факт может быть подтверждён одним примечательным фрагментом из Библии. Речь идёт об одной из притч Нового Завета – притчи о талантах:

  • «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:14-30).

Почему же Иисус привёл раба, не отдавшего деньги в рост в качестве негативного примера? Понятно, что данная притча глубоко символична и под талантом следует понимать слово Божие, а под торговцами – христиан, принимающих его [6, с. 444]. Но было бы глупо утверждать, что Иисус приводит в пример именно случай ростовщичества, поскольку не смог подобрать более удачного примера.

Опять-таки имеет существенное значение цель займа. В рассматриваемой притче рабы должны были отдать деньги в рост не неимущим или нуждающимся, а именно торговцам, которые могли бы закупить на них товар и выгодно перепродать его, получив прибыль, часть которой отдали бы в качестве процентов за пользование заёмными средствами.

Иоанн Златоуст рассуждает: если вещественная лихва приносит людям вред, разоряет их, то не так в делах духовных: данные от Бога дары мы призваны приумножать, не беднея при этом, а богатея духовно. В земном долге должник, с которого взыскивается рост, впадает в крайнюю бедность, а в духовной жизни чем большую человек принесет лихву, тем большее получит воздаяние. «За такой только рост можешь приобрести себе царство, а за всякий другой получишь геенну, потому что тот рост показывает сребролюбие, а этот – любомудрие; тот – дело жестокости, а этот – человеколюбия» [7, с. 59].

В данной позиции мы опять-таки видим заботу о ближнем. Предоставляя займ не следует наживаться на нужде другого. В то же время, вряд ли можно говорить о том, что торговцы из притчи являются нуждающимися и им требуется срочная помощь. Они заняты ведением предпринимательской деятельности и, оборачивая финансовые средства, зарабатывают себе на жизнь и при этом приносят пользу обществу, предоставляя возможность людям приобретать необходимый товар.

Итак, нельзя приравнивать помощь нуждающимся (людям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации) и предоставление оборотных средств бизнесменам. В первом случае получение дохода с займа абсолютно неэтично, во втором же случае кредитор вправе на законном основании получить часть прибыли и это не является предосудительным.

Кроме того, нельзя забывать и про то, что мы живём в стране с рыночной экономикой. Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. Согласно официальной статистике уровень инфляции в России составил 6,6% (а по неофициальным данным – много больше). Это значит, что по прошествии года деньги обесценились почти на 7%.

Ст. 395 ГК РФ предусматривает, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Данная норма служит своеобразной защитой от инфляции и гарантией для кредитора – он получит денежную сумму такой же покупательной способности, какую получил бы и без просрочки.

Учётная ставка банковского процента – ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации – в настоящее время составляет 8,25% годовых. Считается, что именно такой процент позволяет максимально защитить интересы кредитора, позволяя ему избежать инфляционных рисков, но не допуская его неосновательного обогащения – именно столько теряет лицо, лишаясь возможности распоряжаться собственными денежными средствами.

Более того, займодавец мог бы разместить денежные средства на депозите в кредитных организациях или, например, инвестировать их в ценные бумаги. В настоящее время самым надёжным средством накопления признаётся банковский вклад (суммы до 700 тыс. рублей застрахованы). Максимальная ставка по депозитам в настоящее время превышает 12% годовых.

Предоставляя займ, кредитор терпит убытки в размере от 6,6% до 12% в год. То есть, например, выдав 1 млн рублей беспроцентного займа, лицо потеряет за год от 66 до 120 тысяч рублей. Такой убыток можно себе позволить, если денежные средства направляются на неотложные нужды человека. Если же займ предоставляется на развитие бизнеса, то его беспроцентность абсурдна в силу того, что заёмщик приобретает денежные средства для дальнейшего получения прибыли фактически за счёт кредитора.

Итак, по итогам проведённого исследования можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, Библия однозначно запрещает взимание ссудного процента при предоставление заёмных средств человеку, оказавшемуся в тяжёлой жизненной ситуации.

Во-вторых, Новый Завет запретил не только взимание с нуждающихся платы за пользование денежными средствами, но даже и ожидание возврата. Однако христианину не следует навязывать сумму займа в качестве подарка, поскольку данный факт избавит должника от материального бремени, возложив на него куда более тяжкий моральный груз.

В-третьих, предоставляя кредит на развитие бизнеса, любой христианин имеет право на справедливое вознаграждение, поскольку фактически становится соучастником предпринимательской деятельности. Более того, с точки зрения протестантской этики предоставление беспроцентного займа в предпринимательских целях будет признано ненужной расточительностью, поскольку кредитор за свой счёт финансирует не нуждающихся, а бизнесменов – тех самых «торгующих» из притчи о талантах. Инвестиции в бизнес (как и любой честный труд, включая само предпринимательство) является добродетельным и угодным Богу делом.

Благодарности

Владимиру В., беседы с которым вдохновили меня на проведение исследования проблематики кредитования бизнеса с точки зрения протестантской этики,

а также иным людям, внёсшим неоценимый вклад в настоящее исследование.


Библиографический список
  1. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
  2. Bendix Reinhard. Max Weber: An Intellectual Portrait. University of California Press, 1977.
  3. George Ritzer. Contemporary Sociological Theory and Its Classical Roots: The Basics. McGraw-Hill, 2010.
  4. Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World.  Pine Forge Press, 2007.
  5. Василий Великий. Беседа на окончание 14 псалма и на ростовщиков. Творения. Ч. 1. М., 1845.
  6. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия. Творения. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898.
  7. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Творения. Т. 7. Репринт. М., 2000.


Все статьи автора «Зимин Владимир»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: