УДК 371

АНАЛИЗ ОНЛАЙН РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Смирнов Александр Васильевич1, Иктисанов Валерий Асхатович2, Семенова Ирина Викторовна3
1Бугульминский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», кандидат психологических наук, зав.кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин
2Бугульминский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», доктор технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
3Бугульминский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», ассистент кафедры естественнонаучных дисциплин

Аннотация
В статье анализируются некоторые онлайн ресурсы, использование которых возможно при оценке качества знаний студентов в тестовом варианте.

Ключевые слова: онлайн ресурсы, оценка качества знаний, тестирование


ANALYSIS OF ONLINE RESOURCES FOR TESTING IN EVALUATING THE QUALITY OF KNOWLEDGE IN EDUCATION

Smirnov Alexander Vasilievich1, Iktisanov Valery Askhatovich2, Semenova Irina Viktorovna3
1Bugulminsky branch VPO "Kazan State Technical University Tupolev-KAI", Ph.D., head of the department of humanitarian and socio-economic disciplines
2Bugulminsky branch VPO "Kazan State Technical University Tupolev-KAI", Ph.D., professor of humanities, social and economic disciplines
3Bugulminsky branch VPO "Kazan State Technical University Tupolev-KAI", Assistant Professor of natural sciences

Abstract
This article analyzes some of the online resources that are available for the evaluation of quality of students' knowledge in test version.

Keywords: assessment of the quality of knowledge, on-line resources, testing


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов А.В., Иктисанов В.А., Семенова И.В. Анализ онлайн ресурсов для проведения тестирования при оценке качества знаний в системе профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/05/2202 (дата обращения: 27.05.2017).

Оценка качества знаний  (ОКЗ) обучающихся выступает основополагающим элементом всей системы обучения на каждом этапе образовательного процесса. ОКЗ следует рассматривать как интегральную характеристику образовательной деятельности и  ее результатов (Сенашенко В., Ткач Г., 2003). При существующей системе образования в России, ОКЗ является единственным инструментом определения уровня подготовки на соответствие минимальным государственным аккредитационным стандартам и государственным (федеральным государственным) образовательным стандартам. Кроме того, ОКЗ выступает тем индикатором, который позволяет совершенствовать образовательный процесс, корректировать его на каждом этапе. В рамках модернизации российского образования ОКЗ обучающихся проходит эволюционные поступательные этапы. ОКЗ широко применяется работодателями как входной этап при приеме молодого специалиста на работу, так и в рамках проводимой аттестации.

Традиционная система ОКЗ нами не рассматривается в качестве объективной, поскольку экзамены и зачеты, проводимые в устной форме (система “субъект-субъект”), а также в письменной форме (ответ на вопросы экзаменационного билета) не имеют четких стандартов оценивания[1] ответов студентов.

По материалам научной работы Милевич А.С., мы разработали структурно-логическую схему методов контроля знаний студентов (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-логическая схема методов контроля знаний студентов

Детально рассмотрим тестирование, а именно компьютерное тестирование, которое сокращает время, затрачиваемое не ОКЗ, а также ускоряет процесс анализа ОКЗ обучающихся.

Тест – это краткое стандартизированное испытание, предназначенное для получения объективной количественной оценки результатов обучения (Евтюхин Н.В., Бондарева Т.В., Дубинина Т.В., Сурыгина И.Ю.). Тесты могут быть как бланковыми, так и компьютерными, т.е. с использованием информационных технологий, технологий удаленного доступа и связи. Компьютерные тесты проводятся либо в оффлайн-режиме с подключением к внутренней сети образовательного учреждения, либо в онлайн-режиме с подключением к сети Интернет.

Алещанова И.В., Бурдоленко Л.М. считают, что тестирование есть “оценочно-контрольный метод определения качества усвоения изучаемого материала”. Мы же будем понимать по тестированием процесс установления качества знаний обучающихся посредством тестовых материалов.

Интернет – тестирование – одна из актуальных форм контроля качества подготовки специалистов, позволяющая достаточно достоверно оценить объем усвоенной учебной и научной информации (Петрушина Н.Н., Уварова М.Н., 2009; Зелетдинова Э.А., Яковлева М.Ю., Ильязова М.Д., 2008; Груздева М.Л., Горовая Т.Ю., 2013; Тарануха С.Н., Пижурина Н.Ф., 2009).

Интернет-тесты – “это система заданий, «специально организованная и направленная не только на определение уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся, но и на выявление круга тем, вызывающих затруднения, на определение глубинных причин ошибок, как реальных допущенных в процессе тестирования, так и потенциальных, которые могут быть совершены учащимся в будущем, в измененных условиях контроля» (Андреева И.Н., 2007).

Анализ ресурсов образовательных интернет-тестов проводился Черносковой Ю.Ю.  (2012): среда дистанционного обучения Moodle, программа Hot Potatoes, портал «Твой тест». Горовая Т.Ю. (2013) проанализировав более 40 образовательных тестовых систем, пришла к выводу: на рынке образовательных услуг существует большое количество информационных тестовых систем, а выбирать для использования необходимо индивидуально. Мы рассмотрим  некоторые существующие ресурсы для проведения Интернет-тестирования при оценке качества знаний студентов.

1. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования (http://www.i-exam.ru). Разработчиком данного измерительного ресурса является Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования. Воспользовавшись услугами  портала образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования может провести  контрольное тестирование при оценке качества знаний студентов, бакалаврский экзамен. При использовании бально-рейтинговой системы обучения,   портал Интернет-тестирования в сфере образования позволяет полностью исключить субъективный фактор при проведении зачетов и экзаменов, ускорить и максимально автоматизировать процесс обработки и анализа качества знаний студентов по каждой конктретной дисциплине. Рубина Л.Я. и  Попов Д.С. (2008) отмечают, что данный ресурс мотивирует профессорско-преподавательский состав на адекватные изменения содержания учебных курсов, методики преподавания и ее научного обеспечения

2. Многофункциональный онлайн конструктор тестов “Online Test Pad” (http://onlinetestpad.com).  Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, установить собственную шкалу оценивания ответов, провести исследование качества ответов и детально определить качество усвоенных знаний обучающихся.

3. Система электронного тестирования “Tests Online” (http://www.tests-online.ru). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся.

4. “Мастер-Тест” (http://www.energobud.net).  Бесплатный онлайн ресурс для проведения тестирования. по функциональным возможностям аналогичен системе электронного тестирования “Tests Online”. Отличием является то, что созданный тест можно скачать и проводить сеансы тестирования при оценке качества знаний обучающихся в режиме оффлайн.

5.  Онлайн платный ресурс “GiveTest” (http://igivetest.com/rus) представляет полноценное решение для создания тестов, проведения тестирования в сети Интернет, а также создание отчетов по задаваемым критериям оценки качества знаний обучающихся.

6. Портал создания и проведения тестирования “Твой тест” (http://make-test.ru). Бесплатный онлайн ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся.

7. “Дневник.ру” - это единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Дневник.ру совмещает в себе три модуля:

  • дистанционное обучение,
  • управление школьным документооборотом,
  • социальная сеть.

Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.

Уникальность проекта доказана 22 авторскими свидетельствами. Важной особенностью Дневник.ру является гарантия безопасности хранения и использования данных для образовательных учреждений, засвидетельствованная стандартом К2 согласно ФЗ-152 «О персональных данных». На данном ресурсе имеется возможность организовывать онлайн тестирование обучающихся.

Последовательность входа со стартовой страницы: “Центр приложений” → “Сервисы дневника” → “Тестирование” → “Открыть”. Далее педагог создает тест и наполняет его материалом. Подсказки, размещенные на странице создания теста, помогают легко разобраться с функционалом. Тест можно назначить на определенный период времени, причем приглашение. По окончании проведения тестового сеанса, тестолог (педагог) сможет увидеть и проанализировать ответы и результаты прохождения теста каждым обучающимся.

8. Ucоz.ru – доменный ресурс. Создание и проведение тестирование предоставляется бесплатно для тех организаций, которые имеют созданный ими сайт. Регистрация и создание сайта абсолютно бесплатная услуга.  Технология создания теста показана в приложении 1.

Практика тестирования показывает, что основными трудностями для студентов оказываются следующие (Филиппов Г.Г., 2010):

— слабая память на имена, фамилии, термины, положения, даты;

— неумение рассуждать логически в поисках правильного ответа;

— неумение выискивать и выделять ключевые слова в предлагаемых вариантах ответов;

— способность впадать в заблуждение под влиянием двусмысленных, провокационных, иногда бессмысленных формулировок;

— неумение воспользоваться здравым смыслом в случае провала в памяти, ситуативной растерянности, непонимания сути вопроса.


[1] Некрасов С.Д., 2003.


Библиографический список
  1. Алещанова И.В., Бурдоленко Л.М. Тестирование как метод педагогического контроля качества знаний студентов //Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2005. – № 4. С. 64-66.
  2. Андреева И.Н. Интернет-тестирование как средство развития культуры речи будущих учителей: автореф. дис. … к.п.н. – Йошкар-Ола, 2007. – URL: http://nauka-pedagogika.com (дата обращения: 09.052.2013).
  3. Беланов А.С., Жуков Д.О., Мацнев А.П., Соколов В.В. Компьютерные тесты по курсу общей физики и их роль в улучшении знаний студентов // Физическое образование в вузах. – 2002. – Т.8, №2. -  С.47-57.
  4. Белов В. Система оценки качества образования. // Высшее образование в России. – 2002. – №1. – С.44-49.
  5. Берестнева О.Г., Марухина О.В. Компьютерные технологии в оценке качества обучения // Известия Томского политехнического университета. – 2003. – Т. 306. № 6. – С.106-112.
  6. Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1. – С. 79-81.
  7. Груздева М.Л., Горовая Т.Ю. Интеграция Интернет-тестирования в практику преподавания в вузе //Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 1. – С. 149-151.
  8. Евтюхин Н.В., Бондарева Т.В., Дубинина Т.В., Сурыгина И.Ю. Современное состояние методов тестирования знаний и умений за рубежом и в России // Инновации в образовании. 2004. № 1. С. 27-47.
  9. Зелетдинова Э.А., Яковлева М.Ю., Ильязова М.Д. Проблемы компьютерного интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования //Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С. 85-94.
  10. Милевич А.С. К вопросу о современных технологиях контроля знаний студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/34-1328.
  11. Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление. – 2003. – № 1. – С.42-45.
  12. Петрушина Н.Н., Уварова М.Н. Использование интернет-тестирования как формы контроля качества подготовки студентов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – Т. 2. № 7. – С. 153-155.
  13. Рубина Л.Я., Попов Д.С. Управление качеством учебного процесса с учетом результатов федерального экзамена в сфере профессионального образования //Образование и наука. – 2008. – № 1. – С. 50-58.
  14. Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования  // Вестник высшей школы. – 2003. – № 8. URL: http://bp.unn.ru/docs/doc%2030.pdf.
  15. Тарануха С.Н., Пижурина Н.Ф. Инструменты повышения качества образования в вузе // Высшее образование в России. – 2009. – № 11. – С. 120-125.
  16. Филиппов Г.Г. Методика подготовки студентов к правильным ответам студентов к парвильным ответам на тесты, или как обучить студентов удачно отвечать на тесты  //Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления.- 2010. – № 1. – С. 194-201.
  17. Черноскова Ю.Ю. Системы разработки online тестов и организации тестирования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2012. – Т. 2. № 20. – С. 59-60.
  18. Шевко, И.В. Тестирование как форма контроля знаний: взгляд студентов // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XI междунар. науч.конф., Минск, 19 мая 2007 г. [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа : http://elibrary.miu.by/conferences!/item.chpepu/issue.x/article.136.html. – Дата доступа : 18.04.2013.


Все статьи автора «Смирнов Александр Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: