УДК 37

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Манурова Г.А.

Ключевые слова: духовное воспитание, модернизация образования


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Манурова Г.А. Духовное воспитание в условиях модернизации образования // Психология, социология и педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/05/2236 (дата обращения: 27.05.2017).

В настоящее время качество воспитательного процесса становится той проблемой, правильность решения которой во многом предопределит эффективность реализации планов по модернизации образования в целом. При этом особое значение, на наш взгляд, следует придать проблеме духовного воспитания учащихся современных школ. Связано с тем, что процесс воспитания предполагает личностно-ориентированный подход в условиях модернизации образовательной системы. Задача заключается в том, чтобы рассмотреть духовное воспитание более обширно и глубинно, поскольку народноe воспитаниe определяется триедиными целями, а именно:

1) становление личности учителя как предполагательный мотив.

2) становление личности учащегося как опосредованный мотив.

3) становление личности родителя как взаимосвязь школы и семьи.

Воспитательный процесс, в процессе духовного познания, является тем критерием, который не только необходим, но и важно значим для освоений знаний. Методы необходимые в работе тесно связаны с процессом жизни и в его течении, т.е. имея в руке только путеводитель не шанс того, что вы дойдете до нужной точки, но и не шанс, что сможете прочитать все вспомогательные знаки и расшифровать их в процессе жизненного пути. Как и любой воспитательный процесс учит ориентироваться в жизненном пространстве и распознавать знаки необходимые в жизни.

Вся мудрость воспитательных работ основаны на понимании, мудрости, внимании и терпении. Умению быть значимым, а главное уметь ориентироваться  и внести свой вклад в развитие, является необходимым для развития внутреннего ребёнка, т.к. воспитание это неотделимая помощь  в развитии будущего поколения.

Основами воспитания является, и являлось, и будет являться семья, и её законные представители. Связь семьи имеет значение, как для понимания, так и для осознания значимости существования в мире, как части целого.    Развиваясь, любое общество в первую очередь основополагается на приобретённый опыт, на новое поколение, на осознанность понимания и путей их развития. Так и воспитательный процесс, опирается прежде всего на:

1) Прошлый опыт, делает выводы.

2) На развитие и воспитание будущего поколения, оказывая доверие новому.

3) Осознанность  и понимание выбора новых путей развития.

Все эти основы, которые необходимы для развития являются и целеполаганиями духовного воспитания. Как и любые политические идеи, чтобы превратиться в жизнь требуют усилий, так и духовное воспитание требует терпения, время, а главное усердие и понимание. Любые воспитательные мероприятия основаны на энтузиазме, на общих усилиях, на единении людей между собой позволяют усиливать необходимость и значимость, а главное участие самих воспитанников в процессе.

Эти все основы усиливают цель воспитательного процесса, задачи, а главное проектируют результат, который необходим для проекции следующих задач.

Духовное  воспитание  является тем жизненонеобходимым  уроком, которое не заканчивается одним мероприятием, а прослеживается духовная связь в воспитательном процессе. Значимость духовного воспитания в основе целеполагания, которое ведёт к осознанности и сосредоточении знаний и последующим их выводам необходимые в процессе роста и развития воспитанников. Знания, которые приобретаются в процессе духовного воспитания, соизмеримы со знаниями приобретенного опыта, основанного не только на обычаях и традициях, но и на собственно значимых основах жизни, такие как дом, быт, родители, школа, друг, общество и выше всего этого Бог, который  и есть создатель мира.

Ощущение созданности земли для блага человека, для его духовного развития и продолжения рода позволяют детям учиться быть свободными и в тоже время терпеливыми, знать понятия необходимые для разумного проживания на земле и понимать ответственность за свои поступки. Все необходимые знания получают  и приобретают на пути духовного  просвещения, а опыт и закрепление в духовном воспитании. Это может быть и сценки, мероприятия посвященные помощи людям, помощи животным, помощи больным, мероприятия посвященные младшим по возрасту детям т.д. Общая взаимосвязь ведет к умению оказывать помощь и не бояться этого. Умение видеть проблемы на земле, которые решаются не только отдельно, но и вместе всем миром. Такие как взаимопомощь, милосердие, взаимопросвещение, терпимость, любовь к миру, животным.

Все эти понятия необходимы для осознания того, что мир велик и помощь каждого человека, кому-то требуется. Каждый человек должен уметь выбрать приоритеты необходимые ему в жизненном пути.

Методов необходимые в духовном воспитании множество, но всех их объединяет цель – духовной помощи людям и прежде всего самому себе.        Духовно просвещаясь  и приобретая необходимые знания, человек начинает понимать необходимость любви, как чувства объединяющий весь мир, необходимость сострадания, как чувство участия в жизни каждого, необходимость понимания, как чувства объединяющих в суть проблемы каждого, терпения как чувство, уважения к личности каждого, милосердия – как чувства умеющее познать боль и уметь оказывать помощь.

Все эти знания помогают быть открытыми к тому, что происходит в мире, и осознавать проблемы, который должен решить  для себя в душе, а затем и в жизни. Помогая человек оказывает другому в первую очередь он выражает уважение, сострадание и помощь, которая необходима. Осознанность в духовном воспитании  является отличительной чертой, т.к. осознание своего участия в проблемах всего мира является неотъемлемой частью. Каждый из воспитанников имеет возможность не только оказать помощь, но и взаимосвязать поступки и их решения не только эгоистического характера, но и основой миропонимания. Понимая свою важность не только с точки зрения эгоцентризма, но и с точки зрения вероисповедания, что каждый человек сын божий, воспитанник учиться уступать и внимательно относиться к каждому.

Основной сутью духовного просвещения не раз излагались в трудах Сухомлинского В.А., Каменского Я.А., Ушинского К.Д. Каждый из них не раз выражал истинности в воспитании души и самосознания, которое не раз приводились в знаниях, которые ведут к оценке и результативности, называя своими именами процессы необходимые в познании духовности.

Духовное развитие личности раскрыты в трудах В.И.Андреева, Е.В. Бондаревской, Я.А. Коменского, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина,  и других.

Воспитание духовности в современных концепциях педагогического образования- представлено в исследованиях: А.К. Бесова, Е.В. Веселова, Т.И. Власова, JI.M. Донченко, A.B. Нестеренко, JI.A. Орлова, H.A. Пархоменко, Т.И. Петракова, С.И. Самойлова, А.Н. Сергеев, O.A. Смагина, И.А. Соловцова, Ю.В. Тарасова, Н.Л. Шеховская, A.Г. Яковлева и других.

Проблема духовного развития личности представлена в трудах философов Н.Аг-Бердяева, Ф. Гегеля, И. Канта, Г.В. Лейбница, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, E.H. Трубецкого С.Л.Франка и других. В зарубежных исследованиях духовного развития личности представляют ценность труды А. Маслоу, В. Франкла и других.

 

Значение духовности как процесса воспитания очевиден, если рассматривать осознанность как процесс объективности, умиротворенности, уверенности в познании знаний и их открытий с позиции осмысления в пути их переосмысления значимости. Позитивный статус духовного воспитания ни есть его развитие, а есть его восприятие  и осмысление.

В процессе работы была разработана программа   внедрения  тем по духовному воспитанию и обучению в современный образовательный процесс.

Тематика программы предположена с учётом личностных особенностей учащихся с тем, чтобы освоение новых знаний приобрело ни сколько массовый характер, а сколько личностно-ориентированный.

Весь спектр разработанного материала позволит учащимся взаимоизучить степень освоения и приобщения к культурным традициям, культурно массовым мероприятиям и наконец поиск своих путей использования накопленного опыта и специфики приобщенности к сфере развития образования в целом.

Программа личностного развития ребёнка в условиях дифференцированного обучения позволила взаимовнедрить в разработку материала и тестовые упражнения, как опосредованный мотив регулирования знаний, которые приобретались в процессе изучения тематики, также педагогические сюжетные поиски своих замечаний по ходу урока, через комплекс упражнений  и творческий поиск объяснения материала.

Тематика предполагает участие в дискуссии нескольких комплексных подходов:

  1. Участие родителей.
  2. Участие сверстников другого класса
  3. Участие сверстников из других школ.

Этот комплексный подход позволит взаимоизучить, как в пользу дела итоговый материал, так как современные методы  используемые в педагогике, позволяют взаимоизучить опыт и приобретённый материал, тем самым определить цель изыскания своей работы и как ориентир в дальнейшем ходе развития духовного воспитания и обучения в целом.

Тематика программы:

1.Создание мира.

2.Материя.

3. Материализация своих идей.

4.Поиск развития темы своего желания.

5. Поиск решений путей развития желания.

6.Взаимосвязь своего опосредованного желания, как связь целого и части.

7. Конструктивное мышление.

8.Когнетивный тип мышления.

9.Целостное восприятие мира.

10. Приобщение к культурным традиция

Практическая направленность позволила:

Во-первых взаимоизучить опыт сверстников, их порядок и культуру, т.е.         взаимообмен познаниями и культурных ценностей;

Во-вторых позволит приобрести опыт в общении как самоцель  приобретения духовных установок;

B-третьих практическая направленность исследует когнитивную сторону  поиска взаимосвязи между теорией и предполаганием в целом.

В процессе исследования дети отвечали на вопросы неохотно, не конкретизируя и тем самым предполагая вымышленность  тем обсуждения.        На вопросы «Кто есть Бог?», «Можно ли его увидеть  и т.д.» позволили определить, что из 100 опрошенных, только 15% смогли ответить на этот вопрос.

При проведении воспитательной работы по программе был проведён тест, в котором было предложено детям определиться в своем намерении жить в дружбе, в любви и понимании друг друга. Это помогло определить качественную предположенность тем темам, которые им были предложены в процессе изучения. Таким образом  при проверке были выявлены более 96% положительных результатов исследований. Что дало толчок к объяснению тех тем, которые при непосредственном участии самих детей даёт предполагание и конечно же поиск взаимосвязей. Эти критерии были вполне удовлетворительно встречены с позиции родителей.

Обобщенность помогла предопределить качество образовательного процесса и помогло усилить качество изучения тем по духовному воспитательному процессу.

Весь курс предполагает взаимоизучить  свои традиционные формы развития через взаимосвязь поколений, так как личностно – ориентированное обучении позволяет внедрять в систему развития поиск средств и методов.          Таким образом процесс развития ребёнка и общества налицо выявит те значимые критерии развития, которыми позволит объединить  в системе образования  его элементы и части в общее целое.



Все статьи автора «Гузель Манурова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: