УДК 316.4

БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Наумова Олеся Александровна
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
студент

Аннотация
В работе представлены результаты авторского исследования причин безработицы среди выпускников ВУЗов. Дан анализ использования информационно-коммуникативных технологий в процессе трудоустройства молодежи в Алтайском крае.

Ключевые слова: безработица, информационно-коммуникационные технологии, молодые специалисты, работодатель, трудоустройство


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Наумова О.А. Безработица среди выпускников ВУЗов: причины и способы преодоления // Психология, социология и педагогика. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/06/2257 (дата обращения: 28.05.2017).

Рыночные отношения в современной России весьма сложны, наблюдаемый дефицит рабочих мест приводит к возникновению безработицы. Исходя из этого, особенно актуальным становится исследование современных изменений на рынке труда, влияния данных изменений на определенные категории безработных граждан.

Особое внимание следует уделить такой социально-демографической группе как выпускники высших учебных заведений. Многие бросают учебные заведения, так и не доучившись – тому причина снижение жизненного уровня. Но и те, кто закончил данные образовательные учреждения, порой, находятся не в лучшем положении при поиске желаемого места трудоустройства. Молодые специалисты отличаются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием опыта работы, а значит и низким профессиональным статусом. Исходя из этого, мы можем отнести данную категорию населения к группе риска.

Почему же выпускникам ВУЗов так тяжело адаптироваться на рынке труда в современных экономических условиях?

Ситуация на российском молодежном рынке труда достаточно напряженная. Трудовая социализация выпускников ВУЗов происходит в неблагоприятных условиях неоднозначных структурных изменений в экономической, духовной и социальной сферах. Массовая безработица среди молодых специалистов является большой проблемой в силу специфики чрезмерных молодежных амбиций, юношеского максимализма и др. Эффективному трудоустройству мешает отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений.

Как показывает анализ литературы, также большую роль в адаптации на рынке труда молодых специалистов играет их поведение. В зависимости от оценки роли работы в своей жизни О.В. Олисова [1] выделила три типа поведения: 1) первый тип поведения молодых людей  определяет работу как источник материального блага; 2) второй тип поведения выпускников представляет работу как ценность в плане раскрытия личностных способностей, профессионального роста, проявления инициативы и творчества; 3) для третьего типа работа ценности в себе не несёт. Выпускники высших учебных заведений остро переживают невозможность быстрого трудоустройства на высокооплачиваемые места, тем самым считая свои, полученные в годы обучения, знания невостребованными. Негативное влияние, кроме того, оказывают и основные психические качества безработного молодого специалиста: пессимистичность, невысокий уровень социальной смелости, конформизм, маргинальное эмоциональное состояние.

Проведенное нами эмпирическое исследование среди выпускников вузов показывает, что причины нетрудоустройства различны, в их числе:

– недостаточная информированность «вчерашних студентов» о состоянии современного рынка труда, о востребованных профессиях, о требованиях к личности работника;

– профессия, полученная молодым специалистом, часто оказывается не востребованной на рынке труда;

– недостаточно налажены связи между органами образования, органами службы занятости и другими структурами, играющими на рынке труда немаловажные роли;

– работодатели очень часто недооценивают такие качества молодых людей, как обучаемость, мобильность, стрессоустойчивость, умение работать в команде и т.п.;

– многие выпускники не ознакомлены со способами грамотного поиска рабочего места, способами успешного представления себя и своих сил на собеседовании;

– очень часто представления молодых специалистов о своих способностях, престижности полученной профессии и оплаты труда завышены, что приводит к незаинтересованности во многих предложениях к трудоустройству.

Каков же выход из сложившейся ситуации? По нашему мнению, одним из доступных средств для молодежи в процессе трудоустройства является применение информационно- коммуникационных технологий, которые облегчают поиск работы.  На разрабатываемых Интернет сайтах и порталах «вчерашний студент» может разместить свое резюме, а также найти информацию о работодателях и подходящую вакансию.

Так, например, с целью выявления качества и удобности  получения услуг, сопутствующих в трудоустройстве, в Алтайском крае работает Портал электронных услуг управления Алтайского края по труду и занятости населения, сайт единой системы поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края.

В рамках Портала электронных услуг краевой службы занятости создана автоматизированная информационная система Алтайского края, которая позволяет оперативно, без визита в центр занятости, получать государственную услугу содействия в подборе необходимых работников в электронном виде. К настоящему времени с представителями предприятий и организаций специалисты центров занятости региона заключили 1887 соглашений об электронном взаимодействии, в том числе с 215 работодателями, имеющими статус социально ответственных или социально ориентированных. По сообщению пресс-службы Управления края по труду и занятости населения, 36 работодателей, подавших сведения о потребности в работниках через портал, уже получают государственную услугу по электронному подбору необходимых работников.

Единая система поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края создана на базе портала электронных услуг управления Алтайского края по труду и занятости населения и начала работу в июле 2012 года. Возможности представленной системы также предполагают помощь в трудоустройстве студентам и выпускникам учебных заведений. В базе данных выпускников и студентов региона, зарегистрированных на портале, уже 15,5 тыс. чел.. Это представители свыше 1350 учебных заведений, в том числе 51 вуза, 164 учреждений начального и среднего профессионального образования  [2].

Специальный программный комплекс автоматизированной информационной системы «Единая система поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края» реализуется на базе краевых профессиональных учебных учреждений края при содействии службы занятости населения. Молодому специалисту, чтобы открыть личный кабинет на данном портале, необходимо обратиться в службу (центр) содействия трудоустройству в своем учебном заведении. Регистрация студентов или выпускников на сайте www.era.trud22.ru осуществляется профессиональными учебными заведениями с письменного согласия молодых людей. Получив логин и пароль, студенты имеют доступ в личный кабинет, где могут разместить дополнительные сведения о себе. После официальной регистрации на данном сайте потенциальный работодатель сможет найти работника по требуемым параметрам. Информация об этом оперативно поступит по электронной почте к кандидату и в центр занятости, который является связующим звеном с работодателем [3].

В заключении отметим, что выпускники вузов отмечают полезность информатизации процесса трудоустройства: «…ИКТ позволяют заниматься поисками работы, не выходя из дома..», «…база данных, созданная на специализированных сайтах, помогает в знакомстве потенциальному работнику с работодателем и, наоборот, работодателю получить информацию о потенциальном работнике…»,    «… компьютер и Интернет помогает, кроме того, в решении вопроса повышения квалификации, переподготовке, переобучении, в построении карьеры, даже…».

В этой связи, перспективным, по нашему мнению, является изучение и проработка вопроса использования информационно-коммуникативных технологий на всех этапах профессионального самоопределения, начиная с выбора профессии и способа ее получения и заканчивая трудоустройством и профессиональным продвижением.

 


Библиографический список
  1. Олисова О. В. Трудовые стратегии молодые специалистов // Регионология . – 2007. – № 3. – С. 214 – 221.
  2. Портал электронных услуг управления Алтайского края по труду и занятости населения [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://uslugi.trud22.ru.
  3. Сайт Единой системы поддержки трудоустройства выпускников и студентов профессиональных образовательных учреждений Алтайского края / [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http: //www.era.trud22.ru.


Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: