УДК 159.9.072.433

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Маркелова Екатерина Валерьевна
ГБОУ СОШ №180

Аннотация
Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности, именно поэтому, для меня стало особенно интересно посмотреть динамику формирования толерантности.

Ключевые слова: агрессивность, динамика, подростковый период, ригидность, толерантность, экстраверсированность


THE DYNAMICS OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF TOLERANCE IN THEIR TEENS

Markelova Ekaterina Valeryevna
GBOU SCHOOL No. 180

Abstract
Adolescence is an important time for social development, with particular stress in the formation of personality, that's why I was especially interested to see the dynamics of formation of tolerance.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Маркелова Е.В. Динамика личностных характеристик толерантности в подростковом возрасте // Психология, социология и педагогика. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/08/2369 (дата обращения: 01.10.2017).

Данные, полученные при оценке значимости различичий по Т- критерию Стьюдента), подтверждают гипотезу о том, что толерантность личности – это не фиксированная, а изменяющаяся от младшего к старшему подростковому возрасту личностная характеристика.

Распределение среднего арифметического изучаемых показателей по классам,  свидетельствует о существующей возрастной динамике. Как видно из данных таблицы 1, в пятом классе неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров значимо выше, чем в шестом. Это связано с тем, что, придя, обучатся в 5 класс, учащийся еще не обладает достаточным опытом в построении межличностных отношений. А это вызывает у подростков чувство тревоги. Ситуативная, а затем и личностная тревожность приводит к формированию неустойчивой самооценки в значимой сфере (сфере общения), а это, в свою очередь, становится предпосылкой к стойкому отсутствию эмоционального благополучия. Как видно из таблицы 1 и 2 в шестом классе происходит некое затухание этого показателя, а вот в седьмом – значительный рост.

Таблица 1. Значимость различий между 5 и 6 классами.

5 класс

6 класс

t-критерий

Р<

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

6,4 4,8 2,47 0,05

Тревожность

41 50 -4,83 0,001

Ригидность

40 50 -5,05 0,001

Экстравертированность

46 51 -2,8 0,05
Таблица 2. Значимость различий между 6 и 7 классами.

6 класс

7 класс

t-критерий

Р<

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

4,8 6,7 -2,8 0,01

Нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

4,5 *

6,1 -2,12 0,05

Физическая агрессия

2,4 3,3 -2,54 0,05

Вербальная агрессия

2,6 2,9 -2,34 0,05

Экстравертированность

51 46 2,3 0,05

  Этноэгоизм

7,3 9,6 -2,28 0,05

Это связано с тем, что шестой класс является, предкризисным периодом, который отличается своей более или менее выраженным постоянством. То, что такой переход совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым учителям, новым условиям. Существенное влияние на индивидуальные проявления чувства взрослости оказывает то, какое поведение взрослые, прежде всего родители, считали необходимым у ребенка выработать и какие, соответственно, требования предъявляли и продолжают предъявлять к нему.

Так, требования послушания, полного подчинения взрослым ведут к формированию приспособительной установки — стремления приспособиться к другим людям, «подстраиваться» под их желания. Подросток, у которого сформировалась подобная установка, будет добиваться признания своей самостоятельности от взрослых, одновременно противопоставляя себя им. Именно для таких подростков характерна резкая смена ориентации со взрослых на группу сверстников. К желаниям этой группы они начинают «подстраиваться», полностью подчиняясь требованиям группы так же, как ранее это делали по отношению ко взрослым. В седьмом же классе нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, бурно возрастающая с пятого класса  приводит к тому, что начинается демонстративное стремление утвердить свою самостоятельность в глазах других, проявляющееся нередко в самых крайних формах. Подростки начинают считать, что самоутверждение — это свободное выражение всех желаний, они начинают считать, что уверенный в себе человек проявляет агрессию по отношению к окружающим (это усиливается влиянием средств массовой информации). Немаловажным при изучении толерантности у подростков является проблема сформированности таких коммуникативных компетенций, как: неприятие и непонимание индивидуальности человека, категоричность и консерватизм в оценках других людей, неумение приспосабливаться к партнеру. Из полученных данных самым ярким проявлением динамики на всем возрастном периоде от пятого к седьмому классу являются показатели по категоричности и консерватизму в оценках других людей. Это объясняется социальной незрелостью подростка. Его ограниченный жизненный опыт приводят к тому, что, создав какую-либо теорию, сделав умозаключение, он нередко принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым для него результатам. В мышлении подростка возможное и действительное меняются местами: собственные представления, умозаключения становятся для подростка более реальными, чем-то, что происходит в действительности.

Таблица 3. Значимость различий между 5 и 7 классами.

5 класс

7 класс

t-критерий

Р<

Нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту, создаваемому другими людьми 4,3 6,1 -2,7 0,01
Физическая

агрессия

2,6 3,3 -2,1 0,05
Вербальная

агрессия

2,2 2,9 -2,54 0,05
Тревожность 41 50 -4,5 0,001
Ригидность 40 52 -6,32 0,001
Социальные

установки

3,3 4,7 -4 0,001
Все это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизни.

 

В нравственном развитии с этим связаны, например, появляющаяся в данный период возможность сопоставлять разные ценности, делать выбор между разными моральными нормами. Нередко подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки, но если и о недочетах других судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности, побуждения к самовоспитанию, как одних из самых важных факторов в формировании толерантного поведения.

Рассмотрим динамику изменения агрессивности у подростков. Как видно из графика распределения, намечен рост показателя физической агрессии в седьмом классе. Тут можно говорить о тех крайних формах стремления утвердить свою самостоятельность в-глазах других. Разрешение конфликтов путем применения физической силы, является следствием возникновения у семиклассников крайней самооценки, повышенной тревожности, эгоцентризма и ригидности мышления.

Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде, а она в свою очередь содержит в себе определенные установки. Они могут стать как факторами дискомфортных состояний личности ребенка, так и быть факторами, формирующими психологически устойчивую личность. Как видно из данных полученных нами при констатирующем эксперименте , с возрастом, от пятого к седьмому классу предубежденность подростков возрастает, различные социальные установки все больше оказывают на них влияние.

Как показывает корреляционный анализ, это связано с тревожностью, ригидностью и экстравертированностью подростков, которые в непривычных для себя условиях выбора того или иного поведения, поступают согласно социальной установке, выработанным стереотипам поведения. Толерантный же человек должен мыслить широко, обладать гибкостью мышления. Что же касается динамики позитивного отношения к собственному народу, то, как  от шестого к седьмому классу она снижается, а вот уровень этноэгоизма возрастает.

Корреляционный анализ позволил выявить 11 связей между параметрами в 5 классе, 22 связи в 6 классе и 9 – в 7 классе – взаимосвязи отражены в корреляционных плеядах . Наибольшее количество связей в 5 классе отмечается у параметра “экстравертированность”. С такими показателями как, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, социальные установки, тревожность имеются положительные корреляции, а с показателями – неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других, обида, ригидность, использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей – отрицательная. Основываясь на все выше перечисленное, можно сделать вывод, что эмоциональная

устойчивость, тем или иным способом, влияет на общительность, проявляющиеся в социальных контактах и взаимодействиях. Одиннадцатилетний подросток, не умеющий еще контролировать свои эмоциональные порывы, имеющий при этом высокий уровень тревожности становится не успешным и не толерантным в общении и социальных контактах.

Системообразующим фактором в 6 классе являются социальные установки, именно к данному показателю сходятся семь критериев: неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении некоммуникабельными качествами партнеров, нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, категоричность или консерватизм в оценках других людей, тревожность, экстравертированность, вербальная агрессия и раздражительность. Такое “созвездие” взаимосвязей позволяет предположить, что эти параметры взаимообуславливают и усиливают влияние друг на друга. Руководствуясь в своем поведении теми или иными социальными установками, подросток на какое-то время становится более или менее социально-приспособленным, на многие ситуации у него имеется готовое “правильное” решение. Это есть яркое проявление толерантности типа “А”, которая обеспечивает субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с другими людьми, но с другой стороны, расщепляет и невротизирует формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний.

Структура плеяды корреляционных взаимосвязей в седьмом классе, образующая 9 связей, имеет линейный характер. Как видно в седьмом классе наблюдается значительный рост агрессивности, связанный с началом подросткового кризиса. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых, у которых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Если говорить о глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности. Кризис личности, процветая на фоне возрастного, проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного “Я” окружающими людьми (проявляется в неумении скрывать или сглаживать негативные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров), одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего “Я” неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Такая форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения (подозрительностью), беспричинными колебаниями настроения (экстравертированность), не способностью к компенсации в не благоприятных условиях (проявляется как нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту, создаваемому другими людьми), высокой тревожностью. Агрессивное поведение подростков является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

Подводя итоги, следует сказать, что в период подросткового возраста у детей наблюдается низкий уровень сформированное™ толерантности. Данный уровень характеризуется: неумением принимать многомерность социальной реальности и неизбежность вариативности ее восприятия;

Оценка объектов взаимодействия носит необъективный, пристрастный характер, отсутствует дисциплина оценок. В процессе оценивания ярко проявляется влияние стереотипов, зачастую имеющих негативную окраску. На низком уровне выражены гибкость, критичность мышления. Самооценка неустойчива и неадекватна, с тенденциями, как к необоснованному занижению, так и к завышению. Фиксируется низкий уровень развития эмпатийных способностей, вследствие чего отношение к другому базируется на его оценивании, исключается безоценочное принятие. При повышенном уровне личностной невротизации и эмоциональной возбудимости не развиты способности к саморегуляции, что приводит к дезорганизующему поведению в сложных ситуациях. Проявляются склонности к силовым решениям конфликтов.


Библиографический список
  1. И. В. Дубровина “Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд.” — СПб.: Питер, 2004.
  2. Ильин Е. П. “Эмоции и чувства”. – СПб: Питер, 2001. – 752 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  3. Кле М. “Психология подростка: (психосексуальное развитие)”. М.: Педагогика, 1991.
  4. Крайг Г., Бокум Д. “Психология развития”. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
  5. Кристалл Г. “Аффективная толерантность.//Журнал практической психологии и психоанализа”.2001, №3.
  6. Левитов Н.Д. “Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии”. – 1969. – №1.
  7. Микляева А. В., Румянцева П. В. “Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография”. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  8. Никошкова Е.В. “Англо-русский словарь по психологии”, Изд-во: РУССО., 2006г.
  9. Панферов В.Н. “Психология человека: учебное пособие. 2-е издание”. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
  10. Д.Я. Райгородский. “Практическая психодиагностика. Методики итесты”. Редактор-составитель Самара, 1998
  11. 11. Риэрдон Б. Э. “Толерантность – дорога к миру”. М.: Издательство “Бонфи”, 2001.


Все статьи автора «katyshka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: