УДК 316.6

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И УСВОЕНИЕ НОРМ РЕЛИГИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Усова Наталия Владимировна1, Кашапова Алевтина Фларисовна2
1Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и ювенального права
2Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове, психолог

Аннотация
В статье рассматриваются особенности религиозности на разных возрастных этапах, делается акцент на усвоение религиозных норм в процессе социализации.

Ключевые слова: личность, социализация


AGE FEATURES OF PERSONAL RELIGIOSITY AND ASSIMILATION OF RELIGIOUS NORMS IN THE SOCIALIZATION PROCESS

Usova Natalia Vladimirovna1, Kashapova Alevtina Flarisovna2
1Institute of social education (branch of) Russian state social university in Saratov, Candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the chair of psychology, pedagogics and juvenilelaw
2Institute of social education (branch of) Russian state social university in Saratov, Psychologist, graduate

Abstract
The article discusses the features of religiosity in different age stages; emphasis is placed on assimilation of religious norms in the process of socialization.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Усова Н.В., Кашапова А.Ф. Возрастные особенности персональной религиозности и усвоение норм религии в процессе социализации // Психология, социология и педагогика. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/08/2376 (дата обращения: 27.10.2023).

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.B37.21.1009  «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».

 

Проблема изучения религиозности с точки зрения личностного роста и психологической зрелости в последнее время приобретает всё большую актуальность.  На данный момент понятие «религиозность», как в зарубежной, так и в отечественной психологии, не имеет своего четкого определения.

Феномен религиозности, как отмечает Т. В. Склярова, исследуется в тесной связи с такими понятиями, как этнорелигиозная идентичность, конфессиональное самосознание, религиозная социализация. По мнению исследователя, «религиозность, как характеристика личности человека, обусловлена наличием у него особой парадигмы восприятия мира, как сотворенного Богом» [7]. 

Наряду с данным пониманием религиозности, в психологии различают два вида религиозности: личностную (персональную) и безличную. Так, по мнению Р. Яворского, «…люди, в чьей религиозности преобладает межличностный контакт с богом, обладают личностной религиозностью», а «люди, воспринимающие Бога инструментально (или как объект, вещь), проявляют безличную религиозность». Преимущество личностной религиозности над безличной в данном аспекте предполагает не только непосредственную связь с развитием личности, но и с достижением ею психологической зрелости. Личность, чья религиозность носит персонализированный характер, согласно исследованию Р. Яворского, является субъектом религиозных отношений и отличается активностью, вовлеченностью, спонтанностью, креативностью, открытостью, терпимостью, автономией, ощущением свободы действий, чувством ответственности, понимаем целесообразности, альтруизмом и стабильностью. В то время как безличная религиозность предполагает совершенно противоположные качества и особенности [8]. 

Непосредственное исследование религиозности, по словам Т. В. Скляровой, осуществляется в ситуациях исповедания личностью определенной религии, в ситуациях, отвечающих за религиозную социализацию личности [7].

Постижение религиозной традиции в основном происходит в процессе религиозного воспитания и образования. В настоящее время религиозность личности, детерминируемая как внутренними, так и внешними факторами представляет собой один из мало изученных аспектов в психологии. В основном данные исследования берут начало в социологической практике. Так, А. В. Мудриком были выявлены и охарактеризованы социализирующие функции религиозных объединений [5], а В. Г. Безроговым исследованы границы термина «религиозная социализация», охарактеризованы особенности процессов религиозной социализации индивидов, выявлена специфика влияния религиозности на характер детско-родительских отношений [2].

Таким образом, исследовательский интерес к феномену религиозности многогранен, а проблема научного изучения развития персональной религиозности в процессе социализации не только подрастающего поколения, но и взрослых, а также пожилых людей, в настоящее время приобретает все большую остроту и злободневность. В связи с этим в данной работе предпринята попытка изучения возрастных особенностей персональной религиозности с целью проведения параллелей с процессом социализации личности, представленным в виде стадий усвоения, принятия, а затем воспроизведения и преобразования индивидом норм и ценностей общества.

Исследование возрастных особенностей персональной религиозности проводилось при помощи теста для определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых и шкалы персональной религиозности (ШПР) [6, 8].

В исследовании сравнивались показатели персональной религиозности представителей трех возрастных групп: 1 группа – до 18 лет; 2 группа – от 30 до 45 лет; 3 группа – более 60 лет, количество которых в общей сложности составило 175 человек. Обработка результатов осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента.

Рассмотрим результаты религиозности по трем возрастным группам, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты исследования показателей религиозности

Возраст

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

FA

МО

RP

RS

ФИЛ

МАГ

ПОД

ВНЕ

ПСН

ВЫС

САМ

МОР

ОР

1 гр.

<18 лет

29,17

21,17

29,17

19,33

5,00

6,33

6,00

5,17

5,33

4,67

2,50

3,00

98,8

2 гр.

от 30 до 45

37,38

27,25

35,88

25,88

7,00

5,38

8,00

7,50

5,63

6,38

6,25

6,13

126,4

3 гр.

>60 лет

33,11

25,33

34,78

26,44

6,33

5,78

6,67

7,00

4,78

5,44

5,67

5,00

119,7

t-кр. Стьюдента 1 и 3 группа

1,21

1,05

0,99

1,64

0,99

0,35

0,50

1,13

0,41

0,63

1,94

1,42

1,33

t-кр. Стьюдента 1 и 2 группа

2,84

2,83

1,72

2,17

1,55

0,68

1,83

1,45

0,24

1,73

2,55

2,41

2,52

t-кр.Стьюдента 2 и 3 группа

1,39

0,53

0,21

0,14

0,57

0,25

1,14

0,32

0,70

0,77

0,34

0,95

0,46

Примечание: здесь и далее по тексту используются следующие обозначения. 1. FA – вера; 2. MO – мораль; 3. RP – религиозные практики; 4. RS – религиозное «Я»; 5. ФИЛ – гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии; 6. МАГ – отношение к религии как к магии; 7. ПОД – поиск в религии поддержки и утешения; 8. ВНЕ – внешние признаки религиозности; 9. ПСН – интерес к загадочным и таинственным явлениям; 10. ВЫС – вера в Творца и признание высшей силы, создавшей мир; 11. САМ – наличие религиозного самосознания; 12. МОР – отношение к религии как образцу моральных норм поведения; 13. ОР – общая религиозность.

 

По результатам проведенного исследования были обнаружены некоторыестатистически значимые различия в степени выраженности отдельных признаков персональной религиозности у респондентов, принадлежащим к разным возрастным группам (См. таб. 1).

Больше всего различий было выявлено между респондентами первой и второй групп.  Так, представители среднего возраста (от 30 до 40 лет) в отличие от респондентов более юного возраста (до 18 лет) отличаются более сильной  верой в Бога и его могущество (FA), придают большее значение в повседневной жизни соблюдению моральных норм и принципов (MO), занятиям различными религиозными практиками и молитвами (RP), и обладают более четкой  религиозной самоидентификацией (RS). В итоге, люди более зрелого возраста (2 группа) оказались в большей степени, чем молодые, склонными к тенденциям искать поддержку и утешение в религии, верить в творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир. По сравнению с молодым поколением (1 группа), они обладают более развитым религиозным самосознанием, выражающимся во внутренней потребности в религиозном веровании, и в большей степени склонны относиться к религии как к образцу моральных норм поведения.  В целом по общему уровню религиозности индивиды в возрасте 30-40 лет оказались в большей степени приверженными к религии, чем молодое население.

Между людьми пожилого и зрелого возрастов значимых различий в степени выраженности отдельных показателей персональной религиозности выявлено не было. Тем не менее, пожилые, в отличие от молодежи (до 18 лет) также как и люди среднего возраста обладают более развитым религиозным самосознанием.

Таким образом, выяснили, что население, принадлежащее к среднему возрасту, в отличие от молодежи обладает более высоким уровнем персональной (личностной) религиозности. Стоит отметить, что, согласно исследованиям Р. Яворского, личностная религиозность предполагает более высокий уровень личностной интеграции, самопринятия (самоодобрения), последовательность на пути саморазвития. «Самоконтроль, упорство и последовательность – наиболее предпочитаемые черты личности в группе с личностной религиозностью, которые показывают общую тенденцию к достижению более высокого уровня личностной интеграции». – Отмечает исследователь. – «Это также подтверждается отсутствием проявлений явной либо скрытой тревожности, что, несомненно, свидетельствует о том, что испытуемые из группы с личностной религиозностью обладают сильным «Я». Течение их жизни осознанное и упорядоченное; их воля сильна, они уравновешены и упорны» [8].

Более того, поясняет Р. Яворский, личностная интеграция тесно связана с уровнем адаптации личности, так как люди с личностной религиозностью показывают более высокий уровень общей адаптации по отношению к себе, и к окружающим, являются очень требовательными к себе и имеют высокое чувство ответственности, как правило, оптимистичны и позитивно относятся к жизни, показывают чрезвычайно высокий уровень уверенности в себе.

Все вышесказанное по результатам данного исследования в большей степени характеризует людей среднего возраста (от 30 до 40 лет), нежели молодое (до 18 лет) и пожилое (более 60 лет) поколения. В научной литературе население данного возраста условно характеризуется прохождением трудовой стадии социализации. Здесь социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. Предшествующей стадией выступает, так называемая, стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, благополучное прохождение которой напрямую связано с успешностью протекания трудовой стадии социализации [1].

По Э. Эриксону, стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет) выделяется развитой идентичностью на всю жизнь, наиболее интенсивным воздействием со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью, зрелость, по мнению исследователя, предполагает наличие собственной семьи и призвания, постановку конкретных жизненных целей и самореализацию [4].

Проводя параллели, по нашему мнении, нельзя не отметить, что личностная религиозность в большей степени является более сформированной только к зрелому возрасту, соответствующему трудовой стадии социализации и отвечающая за более целостную личностную интеграцию, целенаправленную самореализацию, сопровождаемых уверенностью в себе и низкой тревожностью, связанной с приобретением к данному возрасту материальной и духовной стабильности, выражающихся в наличии семьи, определенной профессии, постоянного материального дохода.  

Что касается молодого поколения, то практически по всем показателям персональной религиозности они уступают двум другим возрастным группам, в особенности респондентам зрелого возраста. Это демонстрирует, прежде всего, более слабую личностную интеграцию, непоследовательность поведения и действий, неуверенность жизненной позиции в целом. Данному возрастному этапу соответствует, так называемая, дотрудовая стадия социализации или стадия обучения. К основным психологическим особенностям личности на данной стадии относят:  активный поиск собственной идентичности, индивидуализация всех областей своей жизни, сильная подверженность влиянию внешнего социального окружения (главным образом со стороны сверстников, кумиров и авторитетов) [4].

Исследуемая группа пожилых людей в целом практически не имела значимых различий в степени персональной религиозности с другими возрастными группами, за исключением большего развития религиозного самосознания по сравнению с молодым поколением. Почти по всем показателям уровня персональной религиозности пожилые люди расположились где-то по середине между людьми зрелого возраста и молодежью. На наш взгляд, данный факт можно объяснить прохождением данной группой людей послетрудовой стадии социализации, характеризующуюся некоторыми сходными психологическими особенностями, касающихся утраты привычного образа жизни, связанного с трудовой деятельностью, физиологическими и физическими изменениями стареющего организма, подведением итогов, экзистенциальными кризисами, общим ослаблением личностной интеграции [4].

Рассмотрим, как же происходит усвоение религиозных норм на разных стадиях социализации (таблица 2).

Таблица 2.

Усвоение норм религии в процессе социализации

                                            СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

 НОРМЫ РЕЛИГИИ

Дотрудовая

Трудовая

Послетрудовая

ежедневные молитвы

0,13

0,25*

0,23*

ношение нательного крестика

0,18

-0,17

-0,11

регулярное посещение церкви

0,01

0,12

-0,27*

наличие в доме икон

0,13

0,27*

0,26*

проведение определенных жизненных событий по церковным канонам

0,11

-0,12

-0,26*

соблюдение церковных праздников, постов

-0,14

-0,16

-0,35*

Из таблицы 2 видно, что приобщение к ежедневным молитвам и приобретение в дом икон начинается в зрелом возрасте, данн/strongый результат позволяет нам говорить о

то
м, что на данном возрастном этапе важен чувственный опыт общения с высшими силами. Именно молитва в этом случае может выступать для личности практикой такого общения. «Каждое религиозное явление, если мы будем рассматривать его как продукт внутренней жизни, независимо от различий в церковной догматике, всегда и на всех своих ступенях состоит из сознания своей живой связи с высшими силами. Если эти отношения не были деятельными и основанными на взаимности, то есть такими, где человек и дает, и получает, если бы, в то время как они длятся, не происходило бы взаимного договора, если бы мир ни на йоту не изменился от того, что они возникли в жизни человека, то молитва, как заключение договора, была бы иллюзорным состоянием души, и обо всей религии в целом можно было бы сказать, что она не только содержит в себе элементы заблуждения, какие существуют везде, но что она вся основана на заблуждении, что и утверждают материалисты и атеисты» [3]. Иконы в данном случае, скорее всего, дополняют религиозный опыт и служат средством воплощения сверхъестественного образа в чувственно-наглядную форму.

Приобщение к церкви, проведение определенных жизненных событий по церковным канонам, а так же соблюдение церковных праздников и постов характерно в большей степени для пожилого возраста. Данный результат позволяет нам говорить о том, что в пожилом возрасте усваиваются религиозные формы поведения. Скорее всего, религиозные формы поведения рассматриваются в пожилом возрасте как средство способное повлиять на сверхъестественное, задобрить его, добиться от него прощения и спасения и т.п. Учитывая, что поведение личности определяется в равной степени мыслями и чувствами человека можно с определенной долей уверенности говорить о том, что на послетрудовой стадии социализации персональная религиозность сосредоточена в чувствах, в сознании и в общем жизненном поведении человека.

К сожалению, у нас не было возможности лонгитюдно пронаблюдать изменение религиозности по мере личностного развития опрошенных, тем не менее, проведенный эмпирический срез позволяет нам говорить о том, что развитие личностной или персональной религиозности происходит в непосредственной связи с процессом социализации личности, является неотъемлемой частью данного процесса, гармонично соотносится с определенными психологическим особенностями личности, проходящей конкретную стадию социализации.


Библиографический список
  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1998.— 376 с.
  2. Безрогов, В.Г. Социальное пространство личности Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива. //http:///http://rl-online.ru/articles/4-02/206.html.
  3. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс, 1993.- С. 363.
  4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. — 464 с.
  5. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. / А.В. Мудрик. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.
  6. Мягков, И.Ф., Щербатых, Ю.В., Кравцова, М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности. //“Психологический журнал”, Т.17, №6, 1996, С.119–122.
  7. Склярова, Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2009. Вып.4(15). С.7–17.
  8. Яворский, Р. Личностная и безличная религиозность: психологическая модель и её эмпирическая верификация. // Журнал ЕМСАРР, №1, 2012.


Все статьи автора «Usova Natalia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: