Понятие социализации предусматривает процесс, посредством которого индивид становится членом социума, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. Нечто подобное происходит и с телом человека. «Присвоение» человеком своего тела, со всем его внутренним и внешним содержанием, социальными, культурнми и символическими пластами является необходимым условием для формирования целостного образа себя. Все телесные функции (кроме наиболее непроизвольных и неосознаваемых), проходят социализацию, что приводит к формированию нового когнитивного образования – культурного тела. Телесность выступает как личностный конструкт, как итог осмысления человеком собственного тела. [1, с. 12]И, безусловно, телесные техники, которым целенаправленно обучается человек – и сейчас мы ограничимся кружками, которые предлагаются почти любым внешкольным учебным заведением – задают определенный контекст этого осмысления. Техники тела, о которых пишет М. Мосс, могут задавать пространство и возможность для процесса такой соцализации[2, с. 57]. Их примером могут служить объятия и укачивание младенца, хороводы, борьба, танцы, скольжение со снежных гор и многие другие аспекты нашего телесного бытия.
- В архаических культурах преобразование внешнего вида означало смену внутренних качеств. В современной культуре люди приходят в телесные практики часто по тем же причинам – чтобы стать другим человеком. Так или иначе, влияние на тело с помощью телесных техник – путь освоения человеком самого себя в социальном и культурном пространстве.
В подростковый период, когда принятие другими настолько важно, восприятие собственного тела нагружается множеством смыслов. В восприятии подростка “быть красивым” означает иметь успешные личные отношения. Так тело становится не самоценностью, а средством, заложником в романтических отношениях. Половое созревание только повышает внутренний накал, тело, его внешний вид и ощущения становятся еще более важными, однако не сами по себе, а как возможность реализации близости с другим человеком.
- В подростковом возрасте снижается авторитет старшего поколения, но приобретает особое значение группа сверстников. И восприятие собственного тела и его оценка зависят как от того, какими подросток воспринимает физические качества окружающих, так и от того, как его физический облик оценивают сверстники. Однако за счет критичности, черно-белой системе оценок (идеально или никуда не годится), подпитываемой в том числе и медийными образами, подростки часто нетерпимы к тому, что считают недостатком в себе и других. Отрицая влияние и модели поведения старшего поколения(родителей и учителей) и еще не имея собственной структуры ценностей, подросток находится в поиске баланса, часто ощущая себя чуждым социуму и желая получить его принятие. Доверие, бывшее раньше прерогативой семьи, постепенно смещается на звезд и кумиров — их модели поведения используются как пробный камень для собственных стратегий.
Если посмотреть на то, каким образом предъявляют свое тело современные молодые актеры, певцы и представители шоу-бизнеса, мы увидим огромное внимание к форме, внешнему виду, и очень мало внимания к содержанию, к чувствам по отношению к собственному телу. Индустрия рекламы, моды, красоты, говорит о том, что тело должно выглядеть определенным образом. Для девочек этот образ включает в себя длинные ноги, развитую грудь и худобу, для мальчиков — мышечную массу и высокий рост. В результате, если у подростка еще есть возможность постараться узнать, каков его характер, у него нет такой свободы по отношению к телу — вокруг слишком много установок о том, каким надо быть, или, вернее, о том, каким быть красиво. Цитируя Ж. Бодрийяра, тело — это факт культуры. Тело является знаком и символом, когда оно совпадает с современными эталонами культуры, оно повышает статус человека и гарантирует ему большую успешность в межличностных взаимодействиях и принятие социальной группой.
- С. Холл называет подростковый возраст периодом бури и натиска. В популярной молитве “дай мне принять то, что я не могу изменить и изменить то, что я не могу принять”, подростки склонны всегда выбирать путь изменений. Предметом самовосприятия и самооценки индивида в подростковом возрасте, в частности, становятся его тело и социальные отношения.
- Неудивительно, что, выбирая занятия по своему вкусу, подростки часто используют возможности внешкольных кружков, которые имеют дело с телом. Это легко объяснить тем, что для подростка собственная телесность – одновременно краеугольный камень и камень преткновения.
В результате теоретического анализа сформирована трехкомпонентная структура образа тела, в которую входят эмоциональное отношение человека к телу, адекватность его восприятия (в частности, полнота и наличие границ) и телесная осознанность. Если первые два компонента достаточно распространены в современной психологической литературе, то на третьем следует остановиться подробнее. Е. Соколова, описывая физическое Я, говорит о двух его составляющих — когнитивной или описании тела и эмоциональной или его оценки. Однако другие исследования позволяют говорить о не менее важном аспекте осознавания, переживания себя в теле или «чувства тела»
Л. Моузли, ссылаясь на исследования телесной осознанности В. Мелинга и С. Прайса, рассматривает телесную осознанность как поле, пересекающееся одновременно и с образом тела, и со схемой тела, возникающей за счет интероцепции и проприоцепции[3, c. 2].
Процессы получения и переработки нервной системой сигналов о состоянии внутренних органов, положении тела и т.д. происходят без участия сознания. Но некоторая часть этой информации может быть легко осознана одной только фокусировкой внимания на физических ощущениях, и именно эту часть информации Л. Моузли включает в понятие телесной осознанности (body awareness)
В результате исследований в этой области В. Мелинга, С. Прайса и других, авторы выделяют четыре взаимосвязанных измерения телесной осознанности:
-
воспринимаемые телесные ощущения;
-
качество внимания;
-
направленность телесной осознанности;
-
осознанность интеграции тела-сознания.
Телесная осознанность подпитывается от той же информации, что и схема тела, но позволяет образу тела обогатиться за счет феноменологичного переживания себя изнутри[4, c. 125].
Организованное на основе кружков по интересам исследование подростков предусматривало необходимость изучения таких показателей, как образ тела (его компоненты и их взаимосвязь), стратегии межличностного поведения и личностные качества участников различных кружков (танцевальных, спортивных, туристических, психологических).
В исследовании приняли участие 92 человека в возрасте от 14 до 16 лет, участники танцевальных, спортивных, психологических и туристических кружков. Возрастные характеристики выборки: 14 лет – 25 человек, 15 лет – 32, 16 лет – 35 человек. Из них психологов — 18, туристов — 23, танцоров – 33, спортсменов – 18. В выборку вошли 55 девушек и 37 юношей.
Программа исследования предусматривала использование следующих методик:
- Проективный тест «Рисунок человека” (К. Маховер)
- Пятифакторный личностный опросник, вариант 5PFQ (Р. Маккрае, П. Коста)
- Опросник телесной осознанности (П.Шилдс, С. Мэлори, А. Саймон)
- Опросник “Образ собственного тела” (А. Скугаревский, С. Сивуха)
- Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
Между компонентами образа тела мы обнаружили незначительную обратную корреляцию на уровне р≤0,01 между уровнем телесной осознанности и уровнем негативного эмоционального отношения к собственному телу. Можно было бы предположить, что высокий уровень осознавания своего физического опыта дает возможность для формирования более позитивного отношения к собственному телу. Однако более подробное изучение этой взаимосвязи показало, что такое предположение верно только для отдельных подгрупп. Так, в подгруппе участников танцевальных кружков высокая телесная осознанность действительно коррелирует с позитивным самоотношением, в подгруппах спортсменов и психологов корреляция не достигает уровня значимости, а для участников туристического кружка характерен большой разброс в показателях самоотношения(от очень низких до высоких оценок) при достаточно высоком уровне осознанности.
На основе обобщения особенностей взаимодействия выделенных компонентов образа тела в работе выделено 3 стилевых особенности проявления образа тела у старших подростков:
-
комбинация высокой осознанности, положительного самоотношения и адекватного восприятия тела (не связана с принадлежностью к конкретному кружку);
-
средний уровень осознанности, положительное самоотношение, достаточно устойчивые границы тела и полнота образа тела ( характерно для участников танцевальных кружков);
-
умеренно высокая осознанность, самоотношение часто негативное, с высоким станадартним отклонением, границы тела сверхжесткие (характерно для участников туристического кружка).[5, c. 123]
Естественно, нас интересовали не только особенности переживания подростками своего тела, но и роль этих особенностей в процессе социализации. Рассчитав корреляции между исследуемыми компонентами, мы обнаружили значимую на уровне р≤ 0,05 взаимосвязь между уровнем телесной осознанности и стратегией альтруизма(коэффициент Пирсона = 0,796). Эти данные соотносятся с результатами недавних исследований в университете Беркли, согласно которым участники, практикующие медитативную практику осознанности, показали более высокий уровень эмпатии, а также интеграции тела и сознания, чем группа профессиональных танцоров[6].
Используя методику диагностики межличностных отношений Т. Лири, мы выявили характерные стратегии взаимодействия с окружающими у исследуемых подростков. Теоретические данные позволяли предположить, что для успешной социализации личности телесный компонент личности подростка важен наряду с социальными нормами поведения, которые он усваивает по мере обучения в кружке, и устойчивыми чертами личности, которые были сформированы в более раннем возрасте.
Используя качественный анализ, мы выделили интегративный показатель адаптивности образа тела(выраженный в первой стилевой особенности), в который вошли и достаточная телесная осознанность, и позитивное отношение к телу, и адекватное представление о границах тела и взаимоотношении его частей. Разделив выборку по этому показателю, мы обнаружили, что в группе подростков с адаптивным образом тела выражены корреляции между личностными чертами и стратегиями взаимодействия, а также между телесной осознанностью и стратегиями сотрудничества и альтруизма. Аналогичные корреляции отсутствовали в группе подростков с неадаптивным образом тела, что позволяет нам сделать вывод о том, что особенности переживания своего тела в некоторой степени обуславливают то, как будет преломляться непосредственный физический опыт занятия в кружке и личные черты подростков в формировании стратегий взаимодействия, которые были бы успешными и способствующими полноценной социализации.
Интересно, что наличие высокой телесной осознанности еще не означало наличия адаптивного образа тела. У некоторых участников с высоким уровнем осознанности также было отмечено крайне критичное и тревожное отношение к собственному телу. В упомянутых выше исследованиях В.Мелинга и С. Прайса указывается, что телесная осознанность может быть как адаптивной, так и дезадаптивной в зависимости от того, каким образом происходит осознавание. Фокус на размышление и «застревание» в ощущениях(особенно когда дело касается болезненных симптомов) снижает адаптивность, а мысленное фиксирование ощущений здесь-и-сейчас, с мгновенным переходом к новым ощущениям, когда они возникают — напротив, повышает ее. Формирование у подростков навыка адаптивной осознанности возможно с помощью разных походов, в том числе в ходе двигательного тренинга. Поскольку для подростка потребность в развитии самосознания редко становится явным запросом и имеет меньшую субъективную ценность по сравнению с вопросами самооценки, коммуникации и самовыражения, тренинг может иметь интегративный характер и оказывать комплексное влияние на Я-концепцию подростка в целом, используя при этом методы работы с телом и движением. [7, c. 265]
Можно сказать, что в существующей ситуации внешкольного образования телесная социализация подростков происходит по большей мере ненаправленно. Различные группы внешкольного образования ставят акцент на разных аспектах телесного опыта, и далеко не всегда у подростка в результате формируется адаптивный образ тела. Результаты нашего исследования также позволяют говорить, во-первых, о комплексной детерминированность исследуемого конструкта, зависимости структурных единиц образа тела от нескольких факторов, и, во-вторых, об обусловленности образа тела подростка фактором самосознания, который преломляет как имеющееся внешнее социальное влияние, так и непосредственный физический опыт в интегрированную концепцию себя как личности.
Библиографический список
-
Заржицкая О.А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – C. 9-17
-
Marcel Mauss et les techniques du corps, Éd. du Portique, Strasbourg, 2006, 252 p.
-
Mehling WE, Gopisetty V, Daubenmier J, Price CJ, Hecht FM, & Stewart A (2009). Body awareness: construct and self-report measures. PloS one, 4(5)e5614. doi:10.1371/journal.pone.0005614
-
Фадеева К.-М.О. Телесная осознанность в структуре самосознания личности//Научный аспект №1-2013 – Самара: Изд-во ООО “Аспект”, 2013 – 228 с.
-
Fadieieva K.-M., Vlasova O.I., Additional education and features of body image in teen age.// The collection includes 2nd International Conference on the political, technological, economic and social processes» held by SCIEURO in London. Published in 2013. Printed by Berdfords Information Press Ltd., Stevenage, UK. – 203 p.
-
Yasmin Anwar Meditation beats dance for harmonizing body and mind//ScienceDaily, 2 Mar. 2011.Retrieved September 11, 2013, from http://www.sciencedaily.com/releases/2011/02/110224091621.htm
-
Фадєєва К.-М. О. Використання групового танцювально-рухового тренінгу з метою формування позитивної Я-концепції підлітків // Психологічні перспективи. Спеціальний випуск: Актуальні проблеми психології малих, середніх та великих груп. – Т. 1. Особистість і мала група.
Здравствуйте Маргарита!У меня возник вопрос за основы ВЫ взяли опросник Опросник телесной осознанности (П.Шилдс, С. Мэлори, А. Саймон), который существует только в англоязычной версии. Вы проводили перевод и адаптацию методики?