УДК 159.922.6

КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗА ТЕЛА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Фадеева Ксения- Маргарита Олеговна
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
аспирант кафедры психологии развития, факультет психологии

Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей образа тела у подростков, посещающих различные внешкольные кружки. Также в статье раскрывается взаимосвязь между компонентами образа тела и предпочитаемыми стратегиями взаимодействия. Описываются стилевые особенности образа тела подростков, посещающих спортивные, танцевальные и туристические кружки.

Ключевые слова: внешкольное образование., образ тела, подростки, самосознание, телесная осознанность, телесная социализация


BODY IMAGE COMPONENTS AND ITS PART IN TEENAGERS SOCIALIZATION PROCESS

Fadieieva Kseniya- Margarita Olegovna
Taras Shevchenko National University of Kyiv
graduate student of developmental psychology chair, department of psychology

Abstract
The article investigates the characteristics of the body image of teenagers visiting different clubs in additional education area. The article also reveals the relationship between the body image components and preferred communication strategies. It describes the stylistic features of body image teenagers attending sports, dance and travel clubs.

Keywords: additional education, body awareness, body image, body socialization, self-awareness, teenagers


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Фадеева К.М.О. Компоненты образа тела и их значение в процессе социализации старших подростков // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/09/2424 (дата обращения: 29.10.2023).

Понятие социализации предусматривает процесс, посредством которого индивид становится членом социума, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. Нечто подобное происходит и с телом человека. «Присвоение» человеком своего тела, со всем его внутренним и внешним содержанием, социальными, культурнми и символическими пластами является необходимым условием для формирования целостного образа себя. Все телесные функции (кроме наиболее непроизвольных и неосознаваемых), проходят социализацию, что приводит к формированию нового когнитивного образования – культурного тела. Телесность выступает как личностный конструкт, как итог осмысления человеком собственного тела. [1, с. 12]И, безусловно, телесные техники, которым целенаправленно обучается человек – и сейчас мы ограничимся кружками, которые предлагаются почти любым внешкольным учебным заведением – задают определенный контекст этого осмысления. Техники тела, о которых пишет М. Мосс, могут задавать пространство и возможность для процесса такой соцализации[2, с. 57]. Их примером могут служить объятия и укачивание младенца, хороводы, борьба, танцы, скольжение со снежных гор и многие другие аспекты нашего телесного бытия.

В архаических культурах преобразование внешнего вида означало смену внутренних качеств. В современной культуре люди приходят в телесные практики часто по тем же причинам – чтобы стать другим человеком. Так или иначе, влияние на тело с помощью телесных техник – путь освоения человеком самого себя в социальном и культурном пространстве.

В подростковый период, когда принятие другими настолько важно, восприятие собственного тела нагружается множеством смыслов. В восприятии подростка “быть красивым” означает иметь успешные личные отношения. Так тело становится не самоценностью, а средством, заложником в романтических отношениях. Половое созревание только повышает внутренний накал, тело, его внешний вид и ощущения становятся еще более важными, однако не сами по себе, а как возможность реализации близости с другим человеком.

В подростковом возрасте снижается авторитет старшего поколения, но приобретает особое значение группа сверстников. И восприятие собственного тела и его оценка зависят как от того, какими подросток воспринимает физические качества окружающих, так и от того, как его физический облик оценивают сверстники. Однако за счет критичности, черно-белой системе оценок (идеально или никуда не годится), подпитываемой в том числе и медийными образами, подростки часто нетерпимы к тому, что считают недостатком в себе и других. Отрицая влияние и модели поведения старшего поколения(родителей и учителей) и еще не имея собственной структуры ценностей, подросток находится в поиске баланса, часто ощущая себя чуждым социуму и желая получить его принятие. Доверие, бывшее раньше прерогативой семьи, постепенно смещается на звезд и кумиров — их модели поведения используются как пробный камень для собственных стратегий.

Если посмотреть на то, каким образом предъявляют свое тело современные молодые актеры, певцы и представители шоу-бизнеса, мы увидим огромное внимание к форме, внешнему виду, и очень мало внимания к содержанию, к чувствам по отношению к собственному телу. Индустрия рекламы, моды, красоты, говорит о том, что тело должно выглядеть определенным образом. Для девочек этот образ включает в себя длинные ноги, развитую грудь и худобу, для мальчиков — мышечную массу и высокий рост. В результате, если у подростка еще есть возможность постараться узнать, каков его характер, у него нет такой свободы по отношению к телу — вокруг слишком много установок о том, каким надо быть, или, вернее, о том, каким быть красиво. Цитируя Ж. Бодрийяра, тело — это факт культуры. Тело является знаком и символом, когда оно совпадает с современными эталонами культуры, оно повышает статус человека и гарантирует ему большую успешность в межличностных взаимодействиях и принятие социальной группой.

С. Холл называет подростковый возраст периодом бури и натиска. В популярной молитве “дай мне принять то, что я не могу изменить и изменить то, что я не могу принять”, подростки склонны всегда выбирать путь изменений. Предметом самовосприятия и самооценки индивида в подростковом возрасте, в частности, становятся его тело и социальные отношения.
Неудивительно, что, выбирая занятия по своему вкусу, подростки часто используют возможности внешкольных кружков, которые имеют дело с телом. Это легко объяснить тем, что для подростка собственная телесность – одновременно краеугольный камень и камень преткновения.

В результате теоретического анализа сформирована трехкомпонентная структура образа тела, в которую входят эмоциональное отношение человека к телу, адекватность его восприятия (в частности, полнота и наличие границ) и телесная осознанность. Если первые два компонента достаточно распространены в современной психологической литературе, то на третьем следует остановиться подробнее. Е. Соколова, описывая физическое Я, говорит о двух его составляющих — когнитивной или описании тела и эмоциональной или его оценки. Однако другие исследования позволяют говорить о не менее важном аспекте осознавания, переживания себя в теле или «чувства тела»

Л. Моузли, ссылаясь на исследования телесной осознанности В. Мелинга и С. Прайса, рассматривает телесную осознанность как поле, пересекающееся одновременно и с образом тела, и со схемой тела, возникающей за счет интероцепции и проприоцепции[3, c. 2].

Процессы получения и переработки нервной системой сигналов о состоянии внутренних органов, положении тела и т.д. происходят без участия сознания. Но некоторая часть этой информации может быть легко осознана одной только фокусировкой внимания на физических ощущениях, и именно эту часть информации Л. Моузли включает в понятие телесной осознанности (body awareness)

В результате исследований в этой области В. Мелинга, С. Прайса и других, авторы выделяют четыре взаимосвязанных измерения телесной осознанности:

  • воспринимаемые телесные ощущения;

  • качество внимания;

  • направленность телесной осознанности;

  • осознанность интеграции тела-сознания.

Телесная осознанность подпитывается от той же информации, что и схема тела, но позволяет образу тела обогатиться за счет феноменологичного переживания себя изнутри[4, c. 125].

Организованное на основе кружков по интересам исследование подростков предусматривало необходимость изучения таких показателей, как образ тела (его компоненты и их взаимосвязь), стратегии межличностного поведения и личностные качества участников различных кружков (танцевальных, спортивных, туристических, психологических).

В исследовании приняли участие 92 человека в возрасте от 14 до 16 лет, участники танцевальных, спортивных, психологических и туристических кружков. Возрастные характеристики выборки: 14 лет – 25 человек, 15 лет – 32, 16 лет – 35 человек. Из них психологов — 18, туристов — 23, танцоров – 33, спортсменов – 18. В выборку вошли 55 девушек и 37 юношей.

Программа исследования предусматривала использование следующих методик:

- Проективный тест «Рисунок человека” (К. Маховер)

- Пятифакторный личностный опросник, вариант 5PFQ (Р. Маккрае, П. Коста)

- Опросник телесной осознанности (П.Шилдс, С. Мэлори, А. Саймон)

- Опросник “Образ собственного тела” (А. Скугаревский, С. Сивуха)

- Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

Между компонентами образа тела мы обнаружили незначительную обратную корреляцию на уровне р0,01 между уровнем телесной осознанности и уровнем негативного эмоционального отношения к собственному телу. Можно было бы предположить, что высокий уровень осознавания своего физического опыта дает возможность для формирования более позитивного отношения к собственному телу. Однако более подробное изучение этой взаимосвязи показало, что такое предположение верно только для отдельных подгрупп. Так, в подгруппе участников танцевальных кружков высокая телесная осознанность действительно коррелирует с позитивным самоотношением, в подгруппах спортсменов и психологов корреляция не достигает уровня значимости, а для участников туристического кружка характерен большой разброс в показателях самоотношения(от очень низких до высоких оценок) при достаточно высоком уровне осознанности.

На основе обобщения особенностей взаимодействия выделенных компонентов образа тела в работе выделено 3 стилевых особенности проявления образа тела у старших подростков:

  • комбинация высокой осознанности, положительного самоотношения и адекватного восприятия тела (не связана с принадлежностью к конкретному кружку);

  • средний уровень осознанности, положительное самоотношение, достаточно устойчивые границы тела и полнота образа тела ( характерно для участников танцевальных кружков);

  • умеренно высокая осознанность, самоотношение часто негативное, с высоким станадартним отклонением, границы тела сверхжесткие (характерно для участников туристического кружка).[5, c. 123]

Естественно, нас интересовали не только особенности переживания подростками своего тела, но и роль этих особенностей в процессе социализации. Рассчитав корреляции между исследуемыми компонентами, мы обнаружили значимую на уровне р 0,05 взаимосвязь между уровнем телесной осознанности и стратегией альтруизма(коэффициент Пирсона = 0,796). Эти данные соотносятся с результатами недавних исследований в университете Беркли, согласно которым участники, практикующие медитативную практику осознанности, показали более высокий уровень эмпатии, а также интеграции тела и сознания, чем группа профессиональных танцоров[6].

Используя методику диагностики межличностных отношений Т. Лири, мы выявили характерные стратегии взаимодействия с окружающими у исследуемых подростков. Теоретические данные позволяли предположить, что для успешной социализации личности телесный компонент личности подростка важен наряду с социальными нормами поведения, которые он усваивает по мере обучения в кружке, и устойчивыми чертами личности, которые были сформированы в более раннем возрасте.

Используя качественный анализ, мы выделили интегративный показатель адаптивности образа тела(выраженный в первой стилевой особенности), в который вошли и достаточная телесная осознанность, и позитивное отношение к телу, и адекватное представление о границах тела и взаимоотношении его частей. Разделив выборку по этому показателю, мы обнаружили, что в группе подростков с адаптивным образом тела выражены корреляции между личностными чертами и стратегиями взаимодействия, а также между телесной осознанностью и стратегиями сотрудничества и альтруизма. Аналогичные корреляции отсутствовали в группе подростков с неадаптивным образом тела, что позволяет нам сделать вывод о том, что особенности переживания своего тела в некоторой степени обуславливают то, как будет преломляться непосредственный физический опыт занятия в кружке и личные черты подростков в формировании стратегий взаимодействия, которые были бы успешными и способствующими полноценной социализации.

Интересно, что наличие высокой телесной осознанности еще не означало наличия адаптивного образа тела. У некоторых участников с высоким уровнем осознанности также было отмечено крайне критичное и тревожное отношение к собственному телу. В упомянутых выше исследованиях В.Мелинга и С. Прайса указывается, что телесная осознанность может быть как адаптивной, так и дезадаптивной в зависимости от того, каким образом происходит осознавание. Фокус на размышление и «застревание» в ощущениях(особенно когда дело касается болезненных симптомов) снижает адаптивность, а мысленное фиксирование ощущений здесь-и-сейчас, с мгновенным переходом к новым ощущениям, когда они возникают — напротив, повышает ее. Формирование у подростков навыка адаптивной осознанности возможно с помощью разных походов, в том числе в ходе двигательного тренинга. Поскольку для подростка потребность в развитии самосознания редко становится явным запросом и имеет меньшую субъективную ценность по сравнению с вопросами самооценки, коммуникации и самовыражения, тренинг может иметь интегративный характер и оказывать комплексное влияние на Я-концепцию подростка в целом, используя при этом методы работы с телом и движением. [7, c. 265]

Можно сказать, что в существующей ситуации внешкольного образования телесная социализация подростков происходит по большей мере ненаправленно. Различные группы внешкольного образования ставят акцент на разных аспектах телесного опыта, и далеко не всегда у подростка в результате формируется адаптивный образ тела. Результаты нашего исследования также позволяют говорить, во-первых, о комплексной детерминированность исследуемого конструкта, зависимости структурных единиц образа тела от нескольких факторов, и, во-вторых, об обусловленности образа тела подростка фактором самосознания, который преломляет как имеющееся внешнее социальное влияние, так и непосредственный физический опыт в интегрированную концепцию себя как личности.


Библиографический список
  1. Заржицкая О.А. Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – C. 9-17

  2. Marcel Mauss et les techniques du corps, Éd. du Portique, Strasbourg, 2006, 252 p.

  3. Mehling WE, Gopisetty V, Daubenmier J, Price CJ, Hecht FM, & Stewart A (2009). Body awareness: construct and self-report measures. PloS one, 4(5)e5614. doi:10.1371/journal.pone.0005614

  4. Фадеева К.-М.О. Телесная осознанность в структуре самосознания личности//Научный аспект №1-2013 – Самара: Изд-во ООО “Аспект”, 2013 – 228 с.

  5. Fadieieva K.-M., Vlasova O.I., Additional education and features of body image in teen age.// The collection includes 2nd International Conference on the political, technological, economic and social processes» held by SCIEURO in London. Published in 2013. Printed by Berdfords Information Press Ltd., Stevenage, UK. – 203 p.

  6. Yasmin Anwar Meditation beats dance for harmonizing body and mind//ScienceDaily, 2 Mar. 2011.Retrieved September 11, 2013, from http://www.sciencedaily.com­/releases/2011/02/110224091621.htm

  7. Фадєєва К.-М. О. Використання групового танцювально-рухового тренінгу з метою формування позитивної Я-концепції підлітків // Психологічні перспективи. Спеціальний випуск: Актуальні проблеми психології малих, середніх та великих груп. – Т. 1. Особистість і мала група.



Все статьи автора «Маргарита Фадеева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Компоненты образа тела и их значение в процессе социализации старших подростков”

  1. 28.09.2016 в 16:18

    Здравствуйте Маргарита!У меня возник вопрос за основы ВЫ взяли опросник Опросник телесной осознанности (П.Шилдс, С. Мэлори, А. Саймон), который существует только в англоязычной версии. Вы проводили перевод и адаптацию методики?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: