УДК 37.013.42(420)

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БРИТАНСКОГО ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СТРАНАХ СНГ

Михайличенко Юлия Владимировна
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
кандидат педагогических наук

Аннотация
Данная статья посвящена возможным путям совершенствования в странах СНГ социальной рекламы против жестокого обращения с детьми в семье. В качестве примера высокоэффективной работы в данном направлении рассмотрен аналогичный опыт Великобритании. Предложены практически апробированные подходы к решению данной социальной проблемы.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, защита детей, психологическое и эмоциональное насилие, социальная реклама, физическое, формирование ответственного родительства


ON THE USE OF THE BRITISH EXPERIENCE IN PREVENTING CHILD ABUSE IN THE CIS

Mykhailichenko Julija Vladimirovna
Luhansk Taras Shevchenko National University (Ukraine)
PhD in Pedagogics

Abstract
This paper focuses on the possible ways of improving the CIS social advertising against the ill-treatment of children in the family. As an example, high-performance work in this area considered a similar experience in the UK. Offered practically tested approaches to solving the social problem.

Keywords: child abuse, child protection, physical, psychological and emotional abuse, social advertising, the formation of responsible parenthood


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Михайличенко Ю.В. К вопросу об использовании британского опыта профилактики жестокого обращения с детьми в странах СНГ // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/09/2477 (дата обращения: 29.10.2023).

Социальные проблемы ряда стран СНГ в области зашиты законных прав и интересов детей в последнее время значительно обострились. В тематическом докладе “Защита детей от насилия и жестокого обращения”, подготовленном уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, ассоциацией уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Институтом семьи и воспитания Российской академии образования подчеркивается, что в последнее время “уровень насилия над детьми и жестокого обращения с ними не снижается, причем возрастает степень жестокости преступлений” [1, с. 3]. При этом под насилием и жестоким обращением над детьми авторы доклада понимали не только наиболее распространенные и известные его формы – физическое, психологическое насилие, сексуальную эксплуатацию детей и др., но и новые – насилие и эксплуатация детей посредством информационных и коммуникационных технологий. Такое положение требуют нетрадиционных решений и поиска новых средств воздействия на общество в целом и на отдельные его стратификации.

 С нашей точки зрения именно массовая социальная реклама является весьма эффективным инструментом первичной профилактики, который на данном этапе может изменить отношение общества к наболевшей проблеме защиты прав детей.Хотя в странах СНГ социальная реклама становится областью научных исследований, активно обсуждается на всевозможных конференциях, она по-прежнему продолжает оставаться довольно слабо разработанной и весьма скупо представленной в научной литературе. Поэтому при совершенствовании существующих методик социальной рекламы в области зашиты прав детей от насилия в семье целесообразно обратиться к лучшему европейскому опыту, уже успешно прошедшему верификацию временем и доказавшему свою высокую эффективность.

В Великобритании руководствуются правилом: если в обществе обострилась серьезная социальная проблема, для ее решения, кроме всего прочего, необходимо провести массовую профилактическую кампанию. Руководители государственных и муниципальных организаций по защите детей от жестокого обращения в семье  прагматично считают, что потраченные на это средства обернутся, в конечном счете, и прямой материальной выгодой. Без социальной рекламы профилактики жестокого обращения с детьми для государства или местных муниципальных бюджетов значительно больше были бы расходы на ликвидацию его последствий.

Британская социальная реклама как некоммерческая форма коммуникации рассчитана на широкую аудиторию, однако, в некоторых случаях, целевые группы могут различаться по возрастному принципу, полу, социальным ролям, профессии и месту жительства. В зависимости от целевой группы избираются средства, методы и формы донесения необходимой информации. Главные функции социальной рекламы следующие: информационная, агитационная,  формирования новых поведенческих моделей, создание положительного имиджа гуманистической модели семейного воспитания детей и неприятие жестокости, консолидация усилий социальных учреждений и общественных организаций при решении наболевших социальных проблем. Они остаются неизменными  независимо от выбранных средств и инструментов, с помощью которых реклама воздействует на определенные группы общества. К таким относится разнообразная наружная реклама, агитационная полиграфическая продукция, реклама в прессе, на радио и телевидении, реклама в Интернете, в сетях мобильной связи, при проведении различных массовых акций и мероприятий.

Большинство британских институций, занимающихся социальной рекламой, стремятся изменить отношение широких слоев населения страны к проблеме жестокого обращения с детьми в семье, а в долгосрочной перспективе – закрепить качественно новые социальные ценности стандартов гуманного семейного воспитания.

Руководствуясь этими постулатами, британская благотворительная организация Национальное общество по предотвращению жестокого отношения к детям (The National Society for the Prevention of Cruelty to Children) выступила инициатором разработки и проведения общенациональной программы профилактической социальной рекламы “Остановить насилие” (Stop child abuse) против жестокого обращения с детьми в семье, привлекла к этому процессу специалистов Лондонского Института общественного мнения (Institute of Public Relations) и Британской Международной Ассоциации по связям с общественностью (UK International Public Relation association).

Согласно принятой ими программе рекламное агентство “Saatchi & Saatchi”, подготовило серию плакатов для бигбордов, которые демонстрируют наиболее типичные сценки домашних притеснений и последствия жестокого обращения с детьми. Яркие и выразительные, они убедительно подчеркивали отрицательные стороны насилия, показывая беспомощность и отчаяние его малолетних жертв. Сцены семейного насилия над детьми, которые обычно проходят за закрытыми дверями, намеренно выплеснули на наиболее людные площади и улицы городов Великобритании, чтобы обратить внимание широких слоев общественности на эту наболевшую социальную проблему, требующую адекватных решений.

Аналогичная работа постоянно проводится и с помощью телевидения: по заказу правозащитных организаций транслируются видеоролики против жестокого обращения с детьми в семье. Первая группа роликов этого типа социальной рекламы отчасти художественная: профессиональные артисты моделируют возможные сцены семейного насилия. Вторая – документальная: реальные дети, лица которых, естественно, размыты, рассказывают зрителям, что им пришлось пережить вследствие насилия со стороны биологических или социальных родителей, показывают следы побоев, синяки, раны, шрамы.

Некоторые из таких видеороликов шокируют и поражают зрителя откровенностью и натурализмом сцен. Но именно в этом случае, как считают британские специалисты в области социальной рекламы, цель оправдывает средства. По их мнению, подобная тактика целенаправленного “шокового удара” вполне оправдана, так как консервативно-традиционная просто может не привлечь столь пристального внимания людей, оставить их равнодушными к наболевшей проблеме.

Визуальные образы в британской социальной рекламе против жестокого обращения с детьми в семье имеют различные формы. Одна из них – фотография. Считается, что именно она передает типичному британцу ощущение наибольшей вероятности. У людей возникает ощущение личной причастности к изображаемым на них действий, сопереживание и сочувствие их персоналиям. Вместе с тем, фотография – это интерпретация творческого замысла фотографа, а не просто объективная и беспристрастная регистрация подробностей течения аномальных внутрисемейных событий. При этом на степень воздействия рекламы оказывают влияние  и личный профессиональный опыт, и культурно-креативный потенциал ее разработчиков. В фотографии используются различного рода символы, и для правильного восприятия образа в социальной рекламе, по мнению британских специалистов, необходимо, чтобы эти символы были хорошо понятны аудитории, на которую они рассчитаны [2. с. 67].

Социальные плакаты против жестокого обращения с детьми способствуют формированию установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов, однако главной их функцией все же является побуждения к действию. Глубина и сила реакции людей на такую социальную рекламу зависят от личного восприятия тех идей, которые в ней пропагандируются.

Соответствие того или иного конкретного образца социальной рекламы по профилактике жестокого обращения с детьми по требованиям действующего законодательства о рекламе и общепринятым моральными нормам контролирует британская Служба по стандартам рекламы (Advertising Standards Authority – ASA), которая осуществляет ее мониторинг и обязана реагировать на жалобы граждан, касающиеся соблюдения законодательства о рекламе.

Основные принципы работы Центрального офиса информации и коммуникаций Великобритании заключаются в беспристрастности при выборе агентств – исполнителей заказов, ответственности за целевую трату денег налогоплательщиков, открытости работы, а также в отказе от применения таких образцов социальной рекламы, которые могут вызвать возмущение потенциальной аудитории зрителей [3, с. 22]. Периодически на каждый социальный проект стоимостью более 100 тыс. евро проводятся тендеры (обязательное условие Европейского союза). Ежегодно Центральный офис подводит итоги социальных кампаний и определяет рейтинги агентств, с лучшими из которых заключаются контракты на долгосрочное сотрудничество. Важнейшими параметрами при отборе таких партнеров является эффективность проводимых кампаний, то есть уровень достижения поставленных целей, и отзывы клиентов. Этот же рейтинг определяет и лидеров британского рынка социальной рекламы. Соответствие той или иной социальной рекламы по профилактике жестокого обращения с детьми в семье требованиям действующего законодательства о рекламе контролирует британская Служба по стандартам рекламы (Advertising Standards Authority), которая осуществляет ее мониторинг и обязана реагировать на жалобы граждан, касающиеся соблюдения законодательства о рекламе. Ежегодно в Великобритании запрещаются трансляция и показ некоторых неудачных образцов социальной рекламы после того, как их официально признают оскорбительными, или шокирующими и могут вызвать чрезмерное беспокойство общественности. Некоторые образцы такой социальной рекламы, запрещенной в Великобритании  до обнародования, можно найти в сети Интернет по адресу http://korrdon.info/foto/5643-reklama-zapreshhennaja-cenzurojj-i.html и на других сайтах.

В течение многих лет Национальное общество предотвращения жестокого отношения к детям в рамках первичной профилактики также осуществляет другой масштабный общенациональный проект против жестокого обращения с детьми семьи, известный как “Навсегда” (Forever), привлекая к его реализации государственные структуры, негосударственные общественные организации, политиков, известных общественных деятелей современности и волонтеров. Ежегодно 20 ноября Британское Национальное общество по предотвращению жестокого обращения с детьми устраивает традиционные кампании в честь Дня ребенка (UK Children’s Day), который отмечается по случаю годовщины принятия Конвенции ООН о правах ребенка. Такие кампании включают многочисленные мероприятия не только для детей, но и всей общественности страны, привлекая к решению их проблем благотворительные организации, спонсоров и меценатов. Главные цели кампаний следующие: убеждать общество в ошибочности телесных наказаний и жестокого обращения с детьми в семье; пропагандировать родителям гуманную модель семейного воспитания; содействовать формированию ответственного отцовства и материнства; показ преимуществ здорового образа семейной жизни; лоббирование законопроектов, связанных с дальнейшей юридической защитой детей от телесных наказаний и насилия; содействие реализации профилактической работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье и т.д.

Полагаем, что использование британского опыта в области профилактики жестокого обращения с детьми, поможет эффективнее реализовывать потенциал социальной рекламы в странах СНГ для воспитания толерантной личности, формирования ответственного отцовства и стимулирования общественного осуждения любых проявлений насилия в семейных отношениях и семейном воспитании детей. Особого внимания также  заслуживает также позитивный британский опыт работы системы общественного контроля за качеством социальной рекламы против жестокого обращения с детьми.


Библиографический список
  1. Защита детей от насилия и жестокого обращения:Межрегиональный тематический доклад. – М.: Институт семьи и воспитания РАО.–36 с. ISBN.
  2. Green H, McGinnity A, Meltzer H, Ford T. and Goodman R. Mental health of children and young people in Great Britain/ Green H, McGinnity A, Meltzer H, Ford T and Goodman R. –Basingstoke, Palgrave MacMillian, 2004. – 114 р.
  3. Ainscough C. Breaking free workbook: practical help for survivors of child sexual abuse / C. Ainscough and K. Toon. – London : Sheldon Press, 2000. – 296 р.


Все статьи автора «juliaa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: