УДК 379.57

ИГРОВЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Конькина Евгения Владимировна1, Николаева Наталья Анатольевна2, Савинова Ирина Александровна3
1Оренбургский государственный педагогический университет, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики
2Оренбургский государственный педагогический университет, к.пс.н., доцент кафедры возрастной психологии
3Оренбургский государственный педагогический университет, студентка Психолого-педагогического факультета

Аннотация
В статье анализируются игровые традиции народов, населяющих Оренбургскую область, традиции русской народной игры как педагогического средства формирования гражданской идентичности. Показан богатый потенциал народных игр в воспитании детей и риски современного игрового пространства.

Ключевые слова: игра, игровое воспитательное пространство, русская народная игра, формирование идентичности


GAME TRADITION AS A MEANS OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY

Konkinа Evgenia Vladimirovna1, Nikolaevа Natalia Anatolievna2, Savinova Irina Aleksandrovna3
1Orenburg State Pedagogical University, Ph.D., Associate Professor, Department of General Pedagogy
2Orenburg State Pedagogical University, k.ps.n., assistant professor of psychology
3Orenburg State Pedagogical University, Student Psychological and Pedagogical Faculty

Abstract
This article analyzes the gaming traditions of the peoples inhabiting the Orenburg Region, Russian folk tradition of the game as a pedagogical means of building civic identity. Shows the great potential of folk games in the upbringing of children and risks of modern gaming space.

Keywords: game, identity formation, playing an educational space, Russian folk game


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Конькина Е.В., Николаева Н.А., Савинова И.А. Игровые традиции как средство формирования гражданской идентичности // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2482 (дата обращения: 26.05.2017).

Подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловили огромный интерес представителей различных народов к своей национальной культуре, традициям воспитания.

Актуальным для организации современного образовательного процесса является определение путей формирования идентичности учащихся, и прежде всего национальной, определение наиболее эффективных методов ее формирования. По мнению ученых, кризис идентичности может вызвать такие явления, как потеря памяти об историческом прошлом, в забвении, утрате исторических, культурных связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров, отрицании национальных символов, утрате веры в национальный идеал или миссию национального государства, разрыв между реальным и должным, обесценение ценностей. Продолжается поиск оптимальных форм и средств формирования гражданской идентичности юных россиян, в этом смысле игра имеет огромный воспитательный потенциал.

Детская игра выполняет множество функций: развивает мышление и речь, наблюдательность и память, воображение и коммуникативные навыки. Вместе с тем, по мнению Ю.Лотмана прагматическое игровое поведение направлено на овладение миром, научение миру в условной ситуации [7].

Предметом нашего исследования явились игровые традиции народов, населяющих Оренбуржье и влияние на их развитие «местного» контекста (природного, этнического, исторического). Нами предприняты попытки раскрытия особенностей той или иной этнокультурной традиции, выявление типологических сходств и универсалий в традициях игровых практик. На сегодняшний день накоплен разнообразный этнографический материал, анализирующий игры народов, населяющих Оренбургскую область (М.Б. Насырова, Г.С. Виноградов, И.М. Габдулгафарова, Д.А.Несанелис и др.).

Осмысление в широком культурно-педагогическом контексте собранного этнографического материала, наметило существенно иное понимание роли и содержания детских игр, их места в культурной традиции. В условиях многонационального региона (на территории области проживают представители 126 этносов) [6], нашей задачей явилось проанализировать, как в игре формируются…общие навыки социального поведения, основополагающая система ценностей, ориентация на групповые или индивидуальные действия [7, с.21]. Изучение детской игры бросает свет на самые общие ценностные ориентации культуры и тенденции ее развития.

В культуре каждого народа игра является особо значимым фактором воспитания, т.к. именно игровая деятельность позволяет ребенку быстрее и эффективнее включиться в окружающую его жизнь со всеми её правилами, запретами и позволениями, а, следовательно, подготовиться к жизни. Особенности взаимоотношений с окружающей средой во многом определяют основу этой подготовки.

Однако отношение к игре нестабильно, оно постоянно меняется на протяжении истории. Слова игрок, игрун в применении к взрослому человеку часто и до сих пор несут отрицательную эмоциональную оценку. У В.И. Даля: игрец – актер, лицедей, шут, потешник напоказ, скоморох; игрок – играющий   в какую-либо игру, а также пристрастный к игре – картежник; занимающийся делом этим как промыслом. Игрок кум вору. О безделье: Игрушки да смешки, шутки да потешки. Между тем детству игра имманентна,  она составляет основной вид деятельности ребенка в раннем возрасте, лишь постепенно уступая место посильному труду и учебе. Именно игра лучше всего готовит ребенка к жизни» [5]. Игра является средством формирования территориальной идентичности, любая игра не просто готовит  к жизни, а именно к жизни на какой-либо конкретной территории и в определенное время, т.е. формирует модель жизни.

Т.Э. Уметов говорит о бесспорной ценности идеи о том, что природно-климатические условия напрямую влияют на формирование культурной самобытности народа, его культуры, ментальности, обычаев и традиций, в том числе и игровых традиций [11].

Территория оренбургского края как этноландшафтного региона, расположенного между Тургаем и Волгой, между уральской тайгой и арало-каспийскими пустынями, на стыке Европы и Азии, населена множеством народов, которые мирно сосуществует  друг с другом уже 270 лет: казахами, башкирами, татарами, русскими, мордвой и чувашами. Все эти народы находились на стыке нескольких культур, что способствовало  интеграции народов, объединению и созданию новых народов [9]. И, конечно же, такое близкое соседство сказалось не только на объединении культур, но и на смешивании игровых традиций.

Следует отметить, что, несмотря на обилие народов в Оренбуржье, первое место по числу представителей занимает русский народ. Результаты последней переписи населения приводят данные о том, что русскими считают себя  75.88% населения оренбургского края [6]. Соответственно, именно русские народные игры формируют основы представлений  об игровых традициях Оренбуржья.

По мнению С.К. Бондыревой, важными чертами традиции является ее естественность, полезность, преемственность, одним из векторов смысла – прагматизм: «то, что становится содержанием традиции, обязательно жизненно важно (и полезно в том или ином отношении) для индивидов, которые разделяют данную традицию» [2].

Можно сказать, что традиции – это не столько какое-то содержание, которое как наследство передают подрастающему поколению, а непосредственно сам способ передачи наследия: ценностей, устоявшихся понятий, норм и правил поведения, что составляет основу культуры любого народа. Это напрямую касается игровых традиций.

А.К. Щербак приводит авторскую классификацию  русских народных игр,  где игры сгруппированы по определенным признакам:

- игры, в которых отражается национальная культура (отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);

- игры с различной степенью интенсивности движений (игры с интенсивностью малой, средней и высокой степени);

- игры с различным характером преимущественных двигательных действий (бег, прыжки в высоту, в длину с места и с разбега, метание в подвижную и неподвижную цель, броски и ловля мяча и т.д.);

- игры с различным содержанием и степенью сложности организации игры (простые, переходящие, командные) [13].

Благодаря усвоению игровых традиций каждый ребенок может постигнуть непростые культурные понятия и философские категории. У русского человека есть сокровищница самых разных народных игр – с шариками и камешками, с мячами и палками, в «городки» и в «столбики», на улице и дома, игры  вдвоем и хороводные игры. А также не потеряли своей популярности и устные игры – загадки, шарады, игры в небылицы, в которые могут играть абсолютно все.

Однако,  наибольший интерес детей представляли  русские народные подвижные игры: «Салки», «Лапта», «Бредень», «Ходули», «Кубарь», «Верёвочка» и др. Многими исследователями отмечается интересная особенность игр – в содержании подобных игр всегда доминирует движение над всеми остальными действиями: прыжки, бег, броски, ловля мяча и др. Разнообразные  двигательные действия опосредованы тематикой игры и игровым сюжетом. Безусловно, хорошая физическая форма дает большое преимущество играющему, однако это не является определяющим фактором в победе [8].

Вторым по численности народом в Оренбуржье по данным последней переписи населения являются татары – 7,56%, сохранившие свои особенности игровых традиций. Разнообразный игровой материал, накопленный за многие годы,  богат и продуман. Большинство игр призваны развить и укрепить физическую форму, сделать человека ловким и выносливым, привить необходимые жизненные навыки и моральные ценности. Красной нитью сквозь все игры проходит дух соперничества и высокой эмоциональности.

Примерами самых популярных татарских народных игр могут служить такие игры: «Серый волк» («Сары буре»), «Продаем горшки» («Чулмак уены»), «Ловишки» («Тотыш уены»), «Жмурки» («Кузбайлау уены»), «Кто дальше бросит?» («Ыргыту уены?»), «Спутанные кони» («Тышаулы атлар») и др. Некоторые из представленных игр имеют столетнюю или даже тысячелетнюю историю возникновения.

Традиционные праздники татарского народа и сейчас не обходятся без спортивных игр, в которых часто принимают участие дети: «Умырзая», «Карга боткасы»,  «Сабантуй» и многие другие. Такие игры всех объединяют и сплачивают. Разносторонние воздействия позволяют назвать татарские народные игры превосходным воспитательным средством для подрастающего поколения.

Примером одной из самых известных татарских народных игр может служить игра «Спутанные кони» («Тышаулы атлар»). Цель игры состоит в  развитии силовой выносливости, укреплении костно-мышечного аппарата ног. На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки. Все игроки делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. После сигнала первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Победителем становится команда, закончившая эстафету первой; прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками [4].

А. Ходосова сделала любопытное наблюдение о том, что «для понимания смысла жизни всего народа мало одних книг по истории края, географических исследований и прочих научных материалов. Надо попробовать национальные блюда, послушать песни и поиграть в любимые народные игры, от души погулять на праздниках. Только так можно влиться в культуру этого народа, почувствовать ее красоту и полюбить» [12].

Не менее интересными являются игровые традиции казахского народа, составляющего  6,01% населения Оренбургского края [6]. У казахского народа накоплено множество самых разных игр, которые в силу исторической и региональной обусловленности, были призваны следующим соответствовать требованиям: научить ребенка держаться в седле, ловкости, выносливости, меткости  и  смекалки, развить силу и мужество. Примерами служат такие игры как: казахская национальная игра – «Сбивание тымака», «Бунгай», «Тартыс» («Аламан байга»), «Кандык-сандык», «Алтыбакан», «Кыз куу» («Догони девушку»), «Кокпар», «Байга», «Подними монету» («Куме алу»), «Казан» и др [11].

Все эти игры возникли в глубокой древности, развиваясь, они последовательно прошли ряд сменявшихся форм исторического развития, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения до сих пор выполняют  важные общественные функции: воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др [10]. Так исторически сложилось, что казахский народ занимался сельским хозяйством с преобладанием кочевого и полукочевого животноводства. Что нашло отражение  в культуре казахского народа, его традициях, обычаях, играх и развлечениях. Казахских детей в игре использовали приспособления, сделанные из камней, дерева, костей животных и т. д. [11]

Примером истинно казахской игры несомненно является «Сбивание тымака». Сбивание тымака – это казахская национальная игра, принять участие в которой может каждый, умеющий держаться в седле и имеющий лошадь. Согласно условиям игры в землю вбивается шест, высота которого не превышает рост наездника. На верхушку шеста нужно поместить головной убор – тымак. Наезднику показывают и дают запомнить, где находится тымак. После этого наезднику завязывают глаза и раскручивают, после чего отпускают со словами: “Попробуй сбей тымак!”. Наездник берет в руки камчу и пытается сбить тымак. Если с трех попыток ему это не удается, он может исполнить песню в обмен на еще три попытки сбить тымак. У кого быстрее всех, то есть с меньшего количества попыток удастся сбить тымак – тот и победитель [3]. Такие игры пронизывали различные стороны трудовой, духовной деятельности и быта казахского народа.

Прогресс не стоит на месте, в том числе и в разработке новых игр. Современные дети не только играют в знакомые всем нам народные игры с многолетней историей, каждый день учатся у своих друзей играть во что-нибудь незнакомое для них, но и активно придумывают совершенно новые варианты уже существующих, изобретают свои собственные игры. Игра – это целостный и достаточно закрытый для взрослых  мир, он  исключительно для детей. XXI век – это век высоких технологий, инноваций, интернета, электронных гаджетов и игр на планшетном компьютере, но обычные игры по-прежнему не исчезли, не пропали, как прогнозировали многие ученые, они полны идеями. Изменилась всего лишь форма игр, не задев содержания. Это происходит, потому что игры с друзьями формируют личность ребенка, способствуют усвоению жизненно важных навыков, готовят ребенка быть  ловким и изобретательным. Хотя нельзя отрицать и наличия некоторых проблем в данной области: компьютеризация, информационная загруженность, влияние игровой индустрии (избыток игрушек, иногда совершенно ненужных) пагубно влияют на игровые традиции.

Предметом нашего дальнейшего исследования станет более глубокое погружение в мир народной игры. Разнообразные игры, забавы, развлечения, восходящие иногда к глубокой древности, но распространенные ещё 50-70 лет назад, являются важной, неотъемлемой частью нашего культурного наследия, осознание ценности которого происходит в последнее время [7].

Игровые традиции оказывают непосредственное влияние на развитие внутреннего психологического пространства личности. Именно в традициях игровой культуры отражаются природная реальность, формируется бережное отношение к природе, усваиваются нормы и правила взаимоотношений с людьми, развивается рефлексия, способность к социальной аттракции, инициативность, соревновательность, способность адаптироваться к изменяющимся современным реалиям.

Таким образом, если сегодня общество заинтересовано в формировании гражданской идентичности в многонациональной России, то стоит уделить особое внимание укреплению игровых традиций как средству решения этой проблемы. Необходимо учитывать наши климатические, природные, ландшафтные  условия, многонациональный колорит, формируя растущую личность в существующем пространстве и времени. Когда сегодня очевидна  угроза российской идентичности, из Интернета в реальную жизнь перетекают игровые традиции совершенно чуждые россиянам и  дети уходят в виртуальный мир, оставаясь один на один с компьютером, наша задача – возвращать детей к традиционным народным игровым практикам.

В укреплении игровых традиций необходимо общее развитие инфраструктуры городов, районов и поселков, создание и благоустройство дворовых территорий, игровых  и спортивных площадок, хоккейных коробок, где дети могли бы взаимодействовать друг с другом, существуя в реальной этнокультурной среде.


Библиографический список
  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие /  С.А. Арутюнов, М., 1889.
  2. Бондырева С. К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учеб. пособие / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 280 с.
  3.  Гуннер М.. Сборник казахских национальных игр и развлечений / М. Гуннер, Комсомольское Издательство ЦЛ ЛКСМ Казахстана, г. Алма-Ата, 1938 г.
  4. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кенеман – Москва: Просвещение, 1989.
  5. Конькина Е.В. Воспитание культуры здоровья в традициях русской народной игры / Е.В. Конькина. Теоретический журнал “Credo new”. №3, 2013.
  6. Мартынов А.П. Национальный состав Оренбургской области / Этнопанорама, №1-2, 2012.
  7. Несанелис Д.А. Традиционные формы символического поведения народов Европейского Севера России: Монография.- Архангельск: Поморский университет, 2006. – 154 с.
  8. Панкеев И. Русские народные игры /  И. М. Панкеев Издательство: Яуза. – 240 с.
  9. Портал правительства оренбургской области. / Народы и традиции оренбургского края / http://www.orenburg-gov.ru.
  10. Симаков Г.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX – начале ХХ в. / Г.Н. Симаков – Л., 1984.
  11. Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана / Т.Э. Уметов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 208 с.
  12. Ходосова А. Татарские национальные игры / А. Ходосова/ “Игра и дети”/№1, Саратов, 2004.
  13. Щербак А. К гармонии через движение! / А.Щербак. Дошкольное воспитание. – 1998. – №3- с.6- 8.


Все статьи автора «Конькина Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: