УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА СВОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

Малахова О.Ф.
ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Узянский детский дом
воспитатель

Ключевые слова: детский дом, предпрофильная подготовка


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Малахова О.Ф. Использование опыта предпрофильной подготовки воспитанников детского дома для осознанного выбора своего профессионального пути // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/01/1529 (дата обращения: 13.11.2023).

Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни; постоянного развития индивидуальности, потребностей и способностей молодого человека, а также формирования его ориентации в жизни.

В связи с этим появляется необходимость создания в учебных и учебно-образовательных учреждениях системы специализированной подготовки (профильного обучения) школьников, содержание  которой определяется обеспечением функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся для содействия их общественному и гражданскому самоопределению.

«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г. №2783. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состояла в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Данное направление осталось в числе актуальных при разработке «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля2011 г. N 163-р (далее Концепция).

Рассмотрим понятие «профильного обучения» и какое образование понимается под «непрофильным».

Профильное обучение – это  система специализированной подготовки в старшем звене общего образования школы, ориентированной на индивидуализацию обучения, успешную социализацию личности, а также на кооперацию старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками.  Эта система включает в себя курсы трех типов:

  1. Базовые общеобразовательные курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.
  2. Профильные общеобразовательные  курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
  3. Элективные обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Универсальное (непрофильное) обучение – система универсальной подготовки в старшем звене общего образования школы в соответствии с  государственным образовательным стандартом.

«Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» определяет основные цели перехода к профильному обучению:

  • обеспечить возможность построения  и реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий;
  • обеспечить успешную социализацию учащихся в семье, локальных и региональных социумах;
  • предоставить возможность углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин программы полного общего  образования для подготовки к среднему и высшему профессиональному образованию.

Обозначенные выше цели определяют три типа профессионального обучения:

  1. Индивидуальный – обеспечивающий развитие учащимися личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное образование.
  2. Социализирующий – обеспечивающий подготовку учащихся к трудовой деятельности, а также к получению начального и (или) среднего профессионального образования.
  3. Предвузовский – обеспечивающий подготовку учащихся к поступлению в вуз.

Для достижения поставленных целей должны быть решены шесть групп основных задач:

  1. Разработка и утверждение содержания профильного обучения (в том числе программ профильного обучения).
  2. Разработка, утверждение и экспериментальная апробация форм организации и организационных моделей профильного обучения на уровне отдельного образовательного учреждения.
  3. Переподготовка кадров для обучения по программам профильного обучения соответствующих типов.
  4. Ресурсное обеспечение реализации программ профильного обучения.
  5. Сертификация преподавателей и образовательных учреждений на право реализации программ профильного обучения.
  6. Управленческая реорганизация на уровне образовательного учреждения и вышестоящих уровней управления.

Для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения  в старших классах (10-11 класс) необходима предпрофильная подготовка (профильная ориентация) учащихся (8-9 класс).

Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого–педагогической поддержки продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии выбора дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности старшеклассника к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Таким образом, профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

Двадцатипятилетний опыт работы воспитателем Узянского детского дома позволяет утверждать о значимости грамотно организованной предпрофильной подготовки воспитанников разного возраста, открытия перед ними многообразия мира профессий, возможности оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.

Предпрофильная подготовка учащихся, являясь обязательной для основной школы, имеет особое значение для детей-сирот, поскольку значительной части из них по окончании основной школы предстоит принятие жизненно важных социально-профессиональных решений в условиях крайне ограниченного жизненного практического опыта, без поддержки родителей.

Основная цель предпрофильной подготовки — ориентационная. Это означает, что ведущими задачами данного этапа обучения выступают ориентация, диагностика и самоопределение выпускников основной школы.

В условиях детского дома  приобщение детей к труду, предпрофильную подготовку выполняют все педагогические работники в различных видах своей деятельности:

  1. Занятия в семьях «Пчелки» и «Теремок» по направлениям: «Я в трудовой жизни» (Знакомство с загадочным миром профессий, воспитание в труде…) и  «Я дома – Я в семье» (труд по самообслуживанию, домашний труд, ведение домашнего хозяйства…) систематически ведут воспитатели.
  2. Знакомство с миром профессий через посещение профессиональных учебных заведений, проведение круглого стола,  информационные стенды, встречи с людьми различных профессий организует социальный педагог.
  3. Работа в столярной и швейной мастерских курируется инструкторами по труду.

Определение ближайших целей, задач и содержания программы для воспитанников 8-9 классов, а также подбор методического материала положены в основу работы по направлению «Я в трудовой жизни».

Актуальность выбранного направления связана с миссией образовательного учреждения и определяется условиями, когда коммерция и предпринимательство стали реальностью, т.е. идет воспитание рынком и для рынка. При этом, важно создать такие условия жизни в детском доме, при которых будет воспитываться ребёнок, способный на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Миссия учреждения:

Реабилитация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Включение воспитанников в активное взаимодействие с окружающим миром через приобщение к познавательным, трудовым, духовным, ценностно-ориентированным, общественным видам деятельности. Подготовка выпускников к самостоятельной жизни.

Цель направления:

Адаптация воспитанников в учебной и трудовой деятельности для обеспечения социальной адаптации выпускников детского дома к рынку труда.

Формирование положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии, гарантирующей трудоустройство.

Задачи:

  • прививать детям чувство ответственности и самостоятельности при выполнении трудовых поручений.
  • формировать умения и навыки труда в домашнем хозяйстве; инициативность и творчество в труде, самостоятельность, умение хорошо трудиться без контроля со стороны старших.
  • дать начальные представления о сегодняшнем мире профессий, об их возможных классификациях, обеспечить становление процессов профессионального самоопределения.
  • формировать навыки труда по обслуживанию себя, членов своей семьи, в домашнем хозяйстве.
  • воспитывать уважительное отношение к своему  труду и труду других людей.
  • формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности, как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
  • вооружить воспитанников основными трудовыми умениями и навыками.

Содержание программы по направлению: «Я в трудовой жизни» для 8-9 классов представлено в табл.1

Таблица 1. Программа предпрофильной подготовки в 8-9 классах

Мероприятия

Содержание

8 класс

Цикл бесед: «Моя семья»  Подготовка к самостоятельной жизни.
Лекторий: «Твоя будущая профессия»  Закрепление знаний о профессиях.
Беседа: «Могу», «Хочу», «Надо» – что важнее выборе профессии  Личные и профессиональные качества      человека
Цикл бесед: «Разнообразие мира медицинских профессий»
  • У истоков медицины или клятва Гиппократа
  • Везалий – основоположник анатомии-Естествоиспытатель и эмбриолог К.М.БЭР
  • Основоположник военно-полевой хирургии Н.И.Пирогов
  • «Палочка Коха»
  • Бактериология Александра Флеминга
  • Психология и педиатрия Альфреда Адлера
  • Профессор по душевным болезням В.М.Бехтерев
Краткие профессиограммы основных медицинских профессий и специальностей
  • Врач-стоматолог
  • Врач скорой и неотложной медицинской помощи
  • Врач-онколог
  • Врач-невропатолог
  • Врач-диетолог
  • Врач-реаниматолог
  • Ветеринарный фельдшер
  • Врач гигиенист-эпидемиолог
  • Ветеринарный врач
  • Врач-окулист (офтальмолог)
  • Виварщик
  • Врач-терапевт
  • Врач-психиатр
  • Врач-педиатр
  • Врач-хирург
  • Вирусолог
Кл.час: «Я выбираю профессию медика» (беседа-диалог)
  • Чем привлекательна  профессия медика?
  • Какие качества необходимы медработнику?
Кл.час: «Здоровье школьников» или  «Основы подростковой педиатрии» (ситуативный практикум)
  • Привитие интереса к профессии медика
  • Мотивация школьников к овладению профессией врача-педиатра.
Беседы:«Свиноводство»  Формирование первоначальных умений в  процессе инструктивных занятий:

  • общие сведения о помещении для свиней, размещении животных;
  • правила содержания животных, корма, уход;
  • правила техники безопасности при работе с животными, при уборке помещений;
  • производственная санитария и личная гигиена;
  • наблюдение за поведением животного.
Работа с землей и растениями  Формирование первоначальных умений в  процессе инструктивных занятий.  Организация опытнической работы на  участке:

  • подготовка парников, рассадных ящичков;
  • пикировка рассады и уход за ней;
  • уход за растениями (распознавание всходов по внешнему виду, прополка, прореживание);
  • рыхление почвы в рядках и междурядьях, полив и подкормка растений, окучивание растений; 
  • проведение работ по защите растений от вредителей (ручной сбор, привлечение полезных птиц, использование настоев фитоцидных растений).
Работа в швейной и столярной мастерской.
  • Выставка достижений кружков: «Умелые руки», «Марья-искусница»
  • Конкурс на лучшего столяра, кулинара, швею: «Умелые руки не знают скуки».
Беседа: «Моя профессия – Защитник Родины»
  • Моральная подготовка к воинскому долгу.
Сводка «Профобразование»
  • О льготах воспитанникам детского дома 
Беседа: «Молодежь и рынок труда»
  • В ногу со временем. Востребованность выбранной профессии на рынке труда.

9 класс

Портфолио профессионально-ориентационных диагностических методик  Встречи с психологом, соц.педагогом. Исследование способностей воспитанников  по профессионально-диагностическими  методикам:

  • Опросник профессиональной готовности (ОПГ);
  • Методика «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)»;
  • Методика «Матрица выбора профессии»;
  • Методика «Самооценка индивидуальных особенностей (СИО)»
  • Методика «Ориентировочная (ориентационная) анкета для определения личностной направленности обучающихся»;
  • Профориентационный тест «Интересы и склонности»;
  • Методика «Определение типа будущей профессии».[4]
Цикл бесед: «Удивительный мир педагогических профессий»
  • С чего началась педагогика  или «великая дидактика» Яна Амоса Каменского
  • «Лебединая песня» Песталоцци
  • Педагогика С.Т. Шацкого (1878-1934)
  • Обучение и воспитание по А.С.Макаренко (1888 – 1939)
  • От дидактики К.Д.Ушинского до педагогической практики В.А.Сухомлинского
  • Януш Корчак «Жизнь, отданная детям».
Портфолио профориентационных методик педагогической направленности
  • Методика оценки умений педагогического общения;
  • Шкала уровня коммуникативной компетентности «Техника общения» Творогова
  • Методика исследования педагогических способностей «Педагогические ситуации» [4, 43с.]
Кл.час: «Педагогические требования к учителю» (беседа-диалог)
  • Привитие старшеклассникам интереса к педагогической профессии-     Мотивация педагогической деятельности и развитие коммуникативных навыков [4, 283с.]
Кл.час: «Перспективы педагогических профессий»
  • Мотивация старшеклассников к овладению педагогическими профессиями;
  • Развитие умения работать с документами, анализировать и делать выводы [4, 295с.]
Цикл бесед: «Моя семья»
  • Участие в текущем ремонте квартиры (побелка, покраска, ремонт мебели, оклеивание стен обоями, шпаклевка)
Беседа: «Полеводство родного края»
  • Знакомство с особенностями выращивания озимых и яровых полевых культур;
  • Знакомство с правилами посева озимых культур и осенней посадки плодово-ягодных и декоративных деревьев и кустарников.
  • Подготовка сада к зиме.
  • Особенности весеннего ухода за ягодами, молодыми кустарниками.
  • Весенние работы в саду, дендрарии, ягоднике ( уход за штамбами, внесение удобрений, полив).
  • Заготовка черенков для размножения ягодных и декоративных растений.
  • Осенние работы в саду, ягоднике (уход за штамбами, внесение удобрений, перекопка приствольных, защита от вредителей)
Беседы: «Твое личное подворье», «Хозяин и хозяйка сельского дома»Работы в плодоводстве

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в овощеводстве

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тепличном хозяйстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы в цветоводстве

  • Правила уборки урожая, закладки на хранение.
  • Переработка овощей: квашение капусты, засолка огурцов, томатов, арбузов;
  • Посадка плодовых деревьев (подготовка участка к посадке, удобрение почвы, копка посадочных ям, полив, и мульчирование после посадки)
  • Устройство гряд и холмиков (посадка земляники)
  • Уход за садом: зачистка штамба, побелка, расчистка ран, их лечение; санитарная и прореживающая обрезка деревьев;  участие в формировании кроны; удаление конкурента; срез на почку; снижение кроны; уход за урожаем.
  • Выращивание малораспространенных культур: облепихи,  жимолости, калины, барбариса, клюквы.
  • Защита сада агротехническими и биологическими методами.
  • Размножение плодово-ягодных культур черенками, горизонтальными и вертикальными отводками, усами.
  • Составление списка выращиваемых овощных культур, их определение по семенам и всходам (ранний, средний, поздний срок созревания). Подготовка семян к посадке ( калибровка, закаливание, замачивание, протравливание, барбатирование, дражирование).
  • Выращивание рассады, пикировка, высадка в грунт.
  • Уход за растениями: прищипка пасынков, подкормка, полив, борьба с сорняками, вредителями, и болезнями.
  • Уборка урожая. Первичная переработка, хранение овощей.
  • Изучение устройств теплиц, парников, конструкций бескаркасных укрытий.
  • Сооружение теплиц и парника.
  • Подготовка биотоплива и почвенной смеси. Заполнение ими котлована.
  • Выбор сортов овощных культур. Подготовка питательных кубиков, горшочков вручную.
  • Подготовка семян к посеву. Выращивание рассады. Посев семян в грунт.
  • Разработка режима орошения овощных растений (периодичность, поливные нормы, температура воды).
  • Пикировка растений в горшочки. Пересадка горшочков с растениями в защищенный грунт. Посадка рассады на постоянное место. Полив теплой водой. Подвязка к шпалере. Пасынкование. Прищипывание верхушек растений.
  • Организация и проведение искусственного опыления растений.
  • Уборка урожая. Закладка на хранение. Переработка овощей.
  • Подготовка теплицы к зимовке.
  • Освоение безопасных приемов в цветоводстве.
  • Выбор композиции, ассортимента цветочных растений по гербарным, натуральным образцам, фотоснимкам, открыткам, слайдам. Работа с определителем.
  • Состояние почвенной смеси.
  • Подготовка семян к посеву.
  • Посев семян. Уход за растениями на основе технологической карты.
  • Разделение куста. Размножение растений.
Производственный труд
  • Работа с базовыми предприятиями на основе договора о содружестве ( организация производственного труда детей)
Экскурсии  в ПТУ, ПУ, Лицеи, Колледжи, ВУЗы
  • Совместные поездки с социальным педагогом, психологом.
Обзор новых книг «Все о профессиях»
  • Поиск новый книг и др.источников о профессиях;
  • Обсуждение и анализ со старшеклассниками.
Пресс-конференция.Решение пед.ситуаций предполагает постановку воспитанников в ситуацию выбора, внесение игровых элементов, принятие наиболее целесообразного решения.  Обыгрываются типы педагогических  ситуаций (ситуации на выбор игровых  элементов, принятие наиболее  целесообразного решения:

  • «По полученной специальности я не могу найти работу, но зато есть много другой черновой и низкооплачиваемой работы».
  • «Партнеры предлагают открыть собственное дело, но у меня хорошая работа со стабильным заработком, хотя и небольшим».
  • «Я живу в общежитии, но у меня появилась возможность взять кредит под большие проценты на покупку квартиры. Заработок мой средний».
Социально-ориентированная игра «Ищу работу»
  • Формирование умения представить себя, показать свои деловые качества, заинтересовать своей личностью. «Два участника: работодатель и ищущий работу». Работодатель должен задать как можно больше вопросов.
Игра «Открой свое дело»  Выработка умений принятия оптимальных  социально-экономических решений,  навыков  ориентации в условиях рыночных  отношений.   Мини-группы разрабатывают свои проекты с  решением следующих задач:

  • Лицензирование. Первоначальное капиталовложение.
  • Помещения и оборудование. Сырье. Штат служащих.
  • Производство. Сбыт. Займы и Кредит. Расчет прибыли.
Беседа: «Сельские профессии»  Итоговые занятия по профессиональному  самоопределению в сфере сельского  хозяйства

Введение ребенка в мир труда и профессий начинается задолго до предпрофильной подготовки, но на данном этапе приобретает особое значение, поскольку необходимо принимать решение для продолжения обучения.

Большую роль отводится всему педагогическому коллективу детского дома и особенно воспитателям, психологам и социальным педагогам, непосредственно работающим с конкретными детьми. Воспитанникам детского дома из-за их  оторванности от реальной деятельности, необходима дополнительная разъяснительная работа по вопросам социально-экономического и производственного характера, структуры рынка труда и системы образования.

Работники детского дома взаимодействуют с педагогическим коллективом школы, ведущим предпрофильную подготовку, отслеживают результаты, учитывают индивидуальные особенности и интересы детей-сирот. Если дети определились с выбором профессии, воспитатели делают акцент на углубление информации.

В случае, когда подросток затрудняется в выборе профессии или его выбор не соответствует реальным возможностям и условиям, педагогам учреждения для детей-сирот необходимо совместно с педагогами образовательных учреждений расширить информацию о профессиях, востребованных и привлекательных. В этом большую роль может сыграть непосредственное знакомство с такими профессиями во время экскурсии на производство, встречи с выпускниками.

Одной из основных задач воспитателя является сбор и обобщение результатов диагностики детей, определение их интересов и способностей, выявление профессионально-образовательных устремлений и консультирование по вопросам формирования и последующей реализации жизненных и профессионально-образовательных планов. Воспитатель взаимодействует со специалистами, социальным педагогом и психологом, согласовывая выводы и действия по отношению к конкретному ребенку, организует встречи и консультации со специалистами.

Воспитатель, учитывая профессиональные и образовательные интересы ребенка, уровень подготовленности по предметам, которые важны для реализации намеченных замыслов, помогает воспитаннику определить факультативные занятия, согласует с учителями школ индивидуальные планы и задания, контролирует их выполнение.

Таким образом, предпрофильная подготовка — важнейшее средство введения детей-сирот в мир реальных отношений, формирования гражданской и профессиональной позиции. Знание, поддержка и развитие предпрофильной подготовки детей, осуществляемой в школе педагогами и воспитателями детского дома, развитие в системе дополнительного образования, общественно-полезного и производительного труда с участием общественных организаций и производственных структур, позволяют повысить эффективность социализации, трудового воспитания и профессиональной ориентации воспитанников детских домов.


Библиографический список
  1. Приказ Министерства образования РФ от 18 июля 2002 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
  2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р « О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы»
  3. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., перераб. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — 240 с.
  4. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе: «Моя будующая профессия» / Н.Ф. Дик. – Росто н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.


Все статьи автора «Ирина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: