УДК 37

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЖЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА

Конькина Е.В.1, Усачева А.2
1Оренбургский государственный педагогический университет, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики
2Оренбургский государственный педагогический университет, студентка факультета психологии

Ключевые слова: женское православное подвижничество


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Конькина Е.В., Усачева А. Воспитательные традиции женского православного подвижничества // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/01/1708 (дата обращения: 05.11.2023).

 (На примере Свято-Успенского женского монастыря г. Оренбурга)

Женское православное подвижничество — уникальная страница русской истории, духовной культуры, истории Русской Православной Церкви. Традиции женского монашества представлены в числе других и историей Успенского женского монастыря. Актуальность проблемы  в том, что объектом научного исследования становится мало изученное, но исторически масштабное явление, повлиявшее не только на религиозную жизнь России, но и на культурные и социальные процессы в стране.

Начало создания женского монастыря в г. Оренбурге исследователи относят к  1859 году, когда  Оренбургское Городское управление бесплатно выделяет женской общине 10 десятин (10,9254 га) земли севернее христианского кладбища, на которой было выстроено несколько зданий на средства купцов Николая и Стефана Михайловичей Деевых (1).

В 1864 году количество сестер увеличилось настолько что, закладывается первая капитальная постройка – «белый» келейный корпус, законченный строительством в 1865 г. (ул. Аксакова, 14).  17 февраля 1866 г. официально открыта Успенская женская община, в ознаменование чего началась постройка домовой церкви во имя Святого Николая, освященная в 1867 г. 20 октября 1867 года общине разрешено иметь свою печать.9 августа 1867 года настоятельница общины монахиня Татьяна Алексеевна Коннова (в девичестве Амарцева) была пострижена под именем Таисии. Указом Святейшего Синода от 28 сентября 1872 года за N 1994 община переименован в Успенский общежительный монастырь. По другим источникам Успенская община была переименована 15 января 1874 года. 24 февраля 1874 г. настоятельница монахиня Таисия была возведена в сан игуменьи с вручением ей жезла (2).

Татьяна Амарцева  родилась  в 1805 году в казачьей станице — Форштадте. С юных лет будущая игумения стремилась к строгой иноческой жизни, но в 16 лет за послушание родителям вышла замуж. Вскоре ее муж скончался, и молодая вдова решила навсегда оставить мир. По преданию несколько лет она странствовала по святым местам, жила в Иерусалиме, Киеве. В Сарове от преподобного Серафима Саровского получила благословение основать монашескую общину в Оренбурге, где и собрала вокруг себя девушек, стремившихся к иноческой жизни.

Создание монастырей в России того времени, по мнению исследователя  Кириченко О.В., явилось отражением женской религиозной активности в XIX веке. Статистические данные, проанализированные автором, показывают, что за синодальный период, вплоть до революции, В России было создано более 400 новых обителей. Это были в основном общежительные монастыри, с большим числом насельниц, выстроенные, как правило, в сельской местности, гам, где до этого никогда не существовало ничего подобного (5).

Традиции создания Свято-Успенского женского монастыря отражают тенденции того времени: главной движущей силой общинного движения было аскетическое подвижническое движение девиц, стремящихся стать Христовыми невестами (т.е.монахинями), тем самым приносящих девство в дар, в жертву Богу.

Следует отметить, что девушки уходили не в благоустроенную обитель, а туда, где все приходилось начинать с самого начала, все делать своими руками: строить здания, обрабатывать землю, ухаживать за скотом, нести самые нелегкие послушания — строить одновременно и стены монастыря, и молитвенным трудом укреплять духовные корни обители.

Главные качества, которые отличали женщин – монахинь, были жертвенная  любовь к людям, к своей родной вере. Никто не понуждал таких девушек, как Татьяна Амарцева, браться за непосильный для женщины труд – создание святой обители.

По разным источникам за время существования монастыря число насельниц доходило до тысячи. К концу 19 века действовали главный двухэтажный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора Константина Тона на благотворительные взносы и средства купцов Деевых. К 1910 году в монастыре были построены двухэтажные кельи, больница, дом игуменьи, обширная трапезная, привратницкая, церковно-приходская школа, флигель на скотном дворе. В одном из корпусов был устроен приют для девочек-сирот, поддерживаемый на средства местного купечества.

Монастырь все время продолжал строиться и расширяться. Были устроены золотошвейная и иконописная мастерские. Владели монахини и пуховязальным промыслом. Обустраивался хутор на речке Каргалке, где монахини устроили собственную мельницу, осушили около хутора болотистое место и разбили хороший фруктовый сад, который снабжал фруктами весь монастырь.

Строительницей монастыря по праву можно считать игумению Иннокентию, чья деятельность по всестороннему благоустройству монастыря и хутора продолжалась в течение 20 лет ее настоятельства. Обладая большими практическими знаниями в строительном деле, настоятельница умела в нужное время найти благотворителей, расположить их к пожертвованиям в пользу обители. В обители имелся также свой восковой свечной завод и мастерские: иконописная, золотошвейная, ковровая, переплетная, малярная и другие. На монастырском хуторе развивалось сельское хозяйство.

Постепенно монастырь приобретал все большее общественное значение и впоследствии стал духовным и культурно-просветительским центром города. Горожане охотно отдавали туда девочек для воспитания в православном духе и обучения ремеслам. Кроме того, монахини ухаживали за больными, занимались благотворительностью.

Открытие школы при монастыре было делом не простым (со стандартными нормами размеров помещений, строгим соблюдением санитарных норм и проч.)  и   обременительным для бедных монастырей, чей доход порой не позволял полноценно решать насущные монастырские проблемы, в то время, как в Свято-Успенском монастыре не только работала такая школа, но и происходило знакомство девочек с народными ремеслами и приобщение к ним. Здание, в котором проходили занятия, сохранено до настоящего времени, сегодня в нем расположена трапезная милосердия. С 2012 года возобновлена работа воскресной школы при монастыре.

Анализ традиций женского подвижничества важен и актуален. Он позволяет нам и сегодня организовывать жизнь, воспитание детей, с опорой на традиционные христианские нравственные нормы жизни,  вернуться к исконным религиозным устоям, которые в прежние века укрепляли семью и брак, поддерживали благочестивые традиции в обществе.  Еще одной причиной возрождения интереса и потребности в подвижничестве на разных этапах его развития можно назвать нереализованность женщинами своего духовного потенциала.

В отдельные моменты истории государства социальным заказом монастырям было стать многолюдными и уделить часть своего внимания социальному служению. Но решить эти проблемы административным путем было нельзя, таким образом, в общинных монастырях нуждались все: и государство, и общество, и Церковь,  но создание их зависело не только от государства и Церкви, но от всего православного народа, они могли появиться только «снизу», добровольно, на подвижническом порыве (4).

В наши дни интерес к монашеству заметно вырос. В последние годы о монастырях издано немало книг. Но большинство книг рассказывают о наиболее известных монастырях, в основном Центральной России, а также о монастырях, созданных стараниями Серафима Саровского и Оптинских старцев. О монастырях же Российских окраин написано совсем мало или почти ничего (4).

В этой связи представляет интерес серия статей Т.В. Руденской, в которых размышления о женском пути в Православии, об истории Оренбургского края, Успенском женском монастыре, история которого типична для женских монастырей, появившихся в России во второй половине XIX века. Автором справедливо отмечено, что и в наше время актуальность подвижничества не только не утрачена, но и является важной и востребованной сегодня.  Если посмотреть на любой церковный приход, там большинство женщин. Так сложилось исторически. Женщина, в силу особенностей своей души (более впечатлительной, отзывчивой, чуткой, нежной, ранимой), в силу своей физической немощи, не находя опоры в миру, находит ее в Боге.

История Свято-Успенского женского монастыря печальна: в послереволюционные годы обитель была упразднена и варварски разорена. Храм и колокольня взорваны, разобраны все храмовые постройки и каменная ограда с башенками, разорены фамильные склепы, срыты все могилы кладбища, а часть территории бывшего монастыря передана в пользование Военной школы авиационного боя.

В послевоенный советский период истории нашего отечества территория монастыря находилась в ведении Министерства обороны. Только в 2010 году после долгих обращений Русской православной церкви было возвращено здание монастырской трапезной, к сожалению, в плачевном состоянии.

Восстанавливать разрушенную обитель и устраивать в Оренбурге монашескую жизнь по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского была направлена монахиня Флора (Новицкая). Благодаря ей во вновь построенном храме-часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершаются богослужения, читается неусыпаемая псалтирь.

Здание трапезной было решено восстанавливать по частям. Сначала пришлось вновь проводить отопление и электричество, ремонтировать помещения для проживания сестер. Одна из комнат стала кельей для самой монахини Флоры. Здесь на входе лежит амбарная книга расходов и доходов, записи в которую приходится делать по несколько раз на дню. Правда, все больше по части трат. Строители, которые никак не могут уложиться в более чем скромные объемы финансирования, заходят каждый день: посоветоваться, доложить о выполнении работ или возникших проблемах. Ежедневно обходит стройку и сама матушка Флора.

Сегодня в здании трапезной открыт храм Успения Пресвятой Богородицы, построены святые врата с выходом на улицу Аксакова. В ближайшее время планируется устроить звонницу, благоустроить территорию, посадить деревья. Оренбуржцы, которых пока не много, помогают в восстановлении зданий религиозной общины, но усилий и пожертвований нескольких человек далеко не достаточно, чтобы в городе был возрожден Свято-Успенский женский монастырь. Потребность же в воссоздании такого духовного учреждения для Оренбурга явно назрела .

В  подвижническом труде матушки Флоры женское монашество продолжает являть собой  образцы нравственного поведения: доброты, отзывчивости, незлобливости, радушия.  Однако для того, чтобы воссоздать монастырь, больше внимания уделить  социальному служению, нужны усилия многих людей, общественных организаций, не только в Оренбурге, но и за его пределами. Своей задачей Оренбургская организация Союза православных женщин видит в оказании посильной помощи в возрождении Свято-Успенского женского монастыря и привлечении всех заинтересованных людей к сотрудничеству в этом сложном деле.


Библиографический список
  1. Столпянский П.Н.. Город Оренбург. Материалы по истории и топографии города 1908г.
  2. Игуменья Таисия основательница Оренбургского Успенского женского монастыря (очерк жизни) 1909 г.
  3. Монашество и монастыри в России. XI —XX века. Исторические очерки.  Отв. ред. Н.В. Синицына. М., 2002.
  4. Руденская Т.В. Женщины в православии.  Серия статей. http://www.oepress.ru/zhenschinyi_v_pravoslavii.
  5. Кириченко О.В. Женское православное подвижничество в России (XIX- середина XX в.) Автореферат дисс. д-ра ист. наук. М. , 2010. – 59 с.


Все статьи автора «MariaBagmet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: