УДК 159.9:316.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИГРАЦИИ

Усова Наталия Владимировна
Институт социального образования (филиал) российского государственного социального университета

Аннотация
В статье рассматривается социокультурная адаптация как одно из направлений работы с мигрантами в аспекте формирования субъективного благополучия личности. Приводятся рекомендации по оптимизации социально-психологической и социокультурной адаптации мигрантов к новым условиям жизнедеятельности на принимающей их территории.

Ключевые слова: личность, Социокультурная адаптация, Субъективное благополучие


SOCIO-CULTURAL ADAPTATION AS THE DIRECTION OF THE FORMATION OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF THE PERSON IN CONDITIONS OF MIGRATION

Usova Natalia Vladimirovna
Institute of social education (branch) of Public Educational Institution of Higher Professional Training “Russian State Social University”, Saratov, Russia

Abstract
The article considers the socio-cultural adaptation as one of the directions of work with migrants in the aspect of the formation of subjective well-being of the individual. Recommendations on optimization of socio-psychological and socio-cultural adaptation of migrants to the new conditions of life on the host territory.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Усова Н.В. Социокультурная адаптация как направление формирования субъективного благополучия личности в условиях миграции // Психология, социология и педагогика. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/10/2522 (дата обращения: 30.09.2017).

В научных исследованиях, как отечественных так и зарубежных авторов, все большее значение приобретают вопросы затрагивающие процесс адаптации личности. Политические, экономические, социальные перемены, происходящие в современном динамическом обществе приводят к снижению уровня жизни, ухудшению здоровья людей. Особое значение дезадаптационные факторы приобретают в условиях миграции. Именно данная группа нуждается в психологической поддержке, так как процесс миграции сопровождается целым рядом переживаний, которые отражаются как  на процессе социально-психологической адаптации личности так и на ее субъективном благополучии  в целом.

В данной статье мы рассматриваем социокультурную адаптацию как одно из направлений работы с мигрантами в аспекте формирования субъективного благополучия личности и даем рекомендации по оптимизации социально-психологической и социокультурной адаптации мигрантов к новым условиям жизнедеятельности на принимающей их территории.

Предлагаемые рекомендации разработаны на основе проведенного автором эмпирического исследования о взаимосвязи субъективного благополучия и этнокультурной адаптации личности в условиях миграции [4]. Взаимосвязь различных типов процесса адаптации и некоторых параметров когнитивного и эмоционального компонента субъективного благополучия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь типов адаптации эмигрантов и удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности

Показатели

Адаптивность

Конформность

Интерактивность

Депрессивность

Ностальгия

Отчужденность

Жилищные условия

0,72**

0,39

0,11

0,19

0,47*

0,15

Бытовые условия в районе

0,03

-0,13

-0,57**

0,05

0,19

-0,35

Условия труда

0,42*

-0,07

-0,43

0,14

-0,20

-0,49*

Деньги, доход

0,35

-0,43*

-0,20

-0,22

-0,20

-0,42*

Возможности получения информации

-0,11

-0,39

-0,49*

0,30

-0,10

-0,43*

Досуг, спорт, развлечения

0,18

-0,50*

-0,48*

-0,26

-0,38

-0,60**

Возможности общения с искусством

0,50*

-0,32

-0,31

-0,15

-0,29

-0,71**

Работа

0,52*

0,09

0,00

0,17

-0,03

-0,09

Дети: их здоровье и благополучие

0,03

-0,17

-0,31

0,02

-0,41*

-0,37

Питание

-0,15

-0,54*

-0,33

0,08

-0,14

-0,31

Общение с друзьями

-0,03

-0,26

-0,15

-0,19

-0,32

-0,58*

Положение в обществе

0,12

-0,33

-0,26

-0,24

-0,22

-0,62**

Возможность выразить себя

0,14

-0,40*

-0,41*

-0,29

-0,27

-0,77**

Образование

-0,20

0,22

0,64**

0,01

-0,02

0,42*

Взаимоотношения с коллегами

-0,58*

-0,21

0,04

0,08

-0,09

0,07

Взаимоотношения с администрацией

-0,57*

-0,30

0,10

-0,10

0,03

0,27

Содержание работы в целом.

-0,68**

-0,22

0,00

-0,05

-0,02

0,26

Условия проф. деятельности

-0,30

0,15

0,46*

0,13

0,11

0,54*

Отношения с ребенком (детьми)

-0,22

-0,30

-0,22

-0,33

-0,13

-0,50*

Творческая самореализация

0,54*

0,19

0,13

0,14

-0,04

0,06

Настроения

-0,21

0,20

0,30

0,21

0,27

0,52*

 

Самое большое количество взаимосвязей – 40,7% от общего количества имеющихся взаимосвязей обнаружено между когнитивным и эмоциональным компонентом субъективного благополучия и отчужденным типом адаптации. Так, возникшее в процессе адаптации неприятие нового социума, низкая самооценка, несогласованость притязаний и реальных возможностей, озабоченность своей идентичностью и своим статусом, убежденность, что собственные усилия лишь в незначительной степени влияют на ситуацию могут быть спровоцированы такими компонентами удовлетворенности жизнью, как невозможность получить новую информацию, особенность проведения досуга, материальная обеспеченность, положение в обществе, возможность заниматься любимым делом и общаться с искусством, а также удовлетворенность работой и общением с друзьями и близкими.

29,6% от общего количества обнаруженных взаимосвязей приходится на адаптивный тип социокультурной адаптации. Личная удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и принятие их, чувство социальной и физической защищенности, ощущение принадлежности к российскому обществу зависит от жилищных условий, удовлетворенности содержанием и условиями профессиональной деятельности, а также удовлетворенности возможностью общаться с искусством и творческой самореализации.

Способность и желание личности принять новую социокультурную среду берет на себя 18,5% обнаруженных взаимосвязей и оказывается чувствительна к удовлетворенности бытовыми условиями проживания, к удовлетворенности возможностью получать необходимую информацию и к удовлетворенности своим образованием, а также удовлетворенности условиями труда и проведением досуга.

7,5% обнаруженных корреляционных взаимосвязей имеется между конформным типом адаптации и удовлетворенностью проведением досуга и питания. Данный результат говорит в пользу того, что именно от удовлетворенности данными параметрами жизнедеятельности зависит стремление эмигранта при любых условиях поддерживать отношения с окружающими людьми.

Чувство бесприютности, разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, а также ощущение невозможности обрести новые может возникнуть у российских эмигрантов из-за неудовлетворенности отношениями с детьми. Данная взаимосвязь, скорее всего, связана с более легким освоением норм и ценностей российской культуры и одновременно забыванием и неподдержанием старых традиций детьми эмигрантов, в ходе чего родители могут ощущать свою отчужденность.

Взаимосвязей между депрессивным типом адаптации и удовлетворенностью различными (рассматриваемыми нами) параметрами удовлетворенности жизни в нашем исследовании не обнаружено.

Далее рассмотрим взаимосвязь эмоционального компонента субъективного благополучия и типа социокультурной адаптации. Всего в результате исследования нами было обнаружены две взаимосвязи. Первая – между типом социокультурной адаптации «отчужденность» и изменением настроения (r=0,50***). Вторая – между типом «интерактивность» и значимостью социального окружения (r=0,50***). Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональный и когнитивный компонент субъективного благополучия находятся во взаимосвязи с процессом социокультурной адаптации. 

Таким образом, результаты эмпирического исследования показали значимость этнокультурной адаптации для субъективного благополучия личности и позволяют нам дать следующие рекомендации.

1.      Формирование положительного отношения к принимающей стороне и ее гражданам. Изучение истории принимающей страны, знакомство с культурным достоянием и биографиями выдающихся персон, которые внести огромный вклад не только в развитие России, но и всего мира.

2.     Формирование ощущения принадлежности к принимаемому обществу. Приобщение мигрантов к культурным и духовным ценностям принимающего общества.

3.     Работа с идентичностью и социальным статусом. Психологическая работа должна быть направлена на поиск идентификационных структур, которые помогут личности, находящейся в условиях миграции, осознать границы своей идентичности. В рамках данной рекомендации так же необходимо выявление индивидуальности и развитие личностной уникальности с учетом природного своеобразия, а так же нравственных и духовных ценностей общества. При формировании индивидуальной концепции личностной и социальной идентичности необходимо уделять внимание и преодолению изоляционистских тенденций в идентификационных характеристиках личности.

4.     Работа с ценностными ориентациями. Психологическая работа с мигрантами в условиях иной социокульт0,64
урной среды должна быть направлена на осознание значимых ценностей как своей культуры, так и ценностей принимающей среды.

5.     Работа с самооценкой и уровнем притязаний. Развитие навыков адекватной самооценки и критического отношения к себе. Развитие умения оценивать действия других с учетом сложившихся обстоятельств и интерпретации событий с различных точек зрения.

Реализация предложенных нами рекомендаций способствует лучшей психологической, социальной и этнокультурной адаптации личности в условиях миграции, развитию у них более позитивного отношения к покинутой и принимающей стране и как следствие формированию субъективного благополучия личности.


Библиографический список
  1. Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В.Янковского) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. ‒ СПб., 2004. ‒  С. 206 ‒ 211.
  2. Вассерман, Л. И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение Института психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. ‒ 1995. №2. ‒ С.73 ‒ 79.
  3. Соколова, М. В. Шкала субъективного благополучия. 2‒е изд. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.
  4. Усова Н. В. Взаимосвязь типа социокультурной адаптации и удовлетворенности жизнью эмигрантов в России [текст]/ Н. В. Усова // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – С.89-94.


Все статьи автора «Usova Natalia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: