УДК 316.42

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Г. ГАТЧИНА

Юдина Анна Александровна
Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики
аспирант кафедры «Социология»

Аннотация
Данная статья представляет собой анализ социальных коммуникаций в малом бизнесе в гендерном разрезе. Проведенное исследование позволяет утверждать, что количество и качество коммуникаций женщин малых предпринимателей в предпринимательской среде существенно уступает тем же показателям у мужчин малых предпринимателей, что делает женский бизнес менее устойчивым не только в финансовом плане, но и психологическом, и не позволяет ему развиваться.

Ключевые слова: гендерные особенности малого бизнеса, гендерный дисбаланс, Социальные коммуникации, социальные связи, социальные сети


GENDER PECULIARITIES OF SOCIAL COMMUNICATIONS IN SMALL BUSINESS OF GATCHINA

Yudina Anna Aleksandrovna
University of Service and Economics of Saint-Petersburg
postgraduate student, Department of Sociology

Abstract
This article represents the analysis of social communication in small business in the context of gender. This study suggests that the quantity and quality of communications of women entrepreneurs in the business environment is substantially inferior to the same indicators for men of small entrepreneurs, which makes women's business less sustainable not only financially, but also psychological, and impedes its development.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Юдина А.А. Гендерные особенности социальных коммуникаций в малом предпринимательстве г. Гатчина // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2630 (дата обращения: 29.09.2017).

Современная социология в последнее время уделяет все большее внимание сетевой методологии как инструменту анализа социальных групп. И это не удивительно, ведь с помощью данной методологии можно рассмотреть связи внутри социальной группы и описать коммуникационные структуры.  Известно, что коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры [1, с. 15]. При этом социальная коммуникация понимается как передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов [2, с. 32 ], основной же целью ее является связывать воедино структурные подразделения социума и управление их поведением. Таким образом, знание элементов коммуникативной структуры, особенностей отношений между ними может стать научной базой для разработки управленческих решений в самых разных областях. В этом плане представляются перспективными исследования малых предпринимателей, которые помогут выработать адекватные меры поддержки данной социальной группы.

С этой целью нами было проведено исследование малых предпринимателей работающих в сфере потребительского комплекса г. Гатчины. Основными методами исследования стало анкетирование (объем выборки 945 малых предпринимателей) и экспертное интервью (6 малых предпринимателей). В результате анкетирования был опрошен 671 мужчина малый предприниматель и 274 женщины малые предпринимательницы. Существующий гендерный дисбаланс предпринимателей в Гатчине соответствует российским и мировым тенденциям, между тем причины его пока до сих пор не изучены. Как нам представляется причины могут находится в гендерных особенностях коммуникаций малых предпринимателей в социальных сетях.

В результате исследования было выяснено, что такой признак как пол оказывает влияние на количество социальных связей в социальных сетях малых предпринимателей Гатчины и соответственно на размер социальной сети. Так 50,4% малых предпринимательниц Гатчины отмечают, что знакомых предпринимателей у них совсем мало, и только 20,5% малых предпринимательниц могут похвастаться обильными связями в предпринимательской среде. У мужчин малых предпринимателей все несколько иначе. Так лишь 0,6%  мужчин малых предпринимателей обладают скудными связями с другими предпринимателями, а 77,5% отмечают, что у них много знакомых предпринимателей. 

Также оказалось, что количество знакомых предпринимателей влияет на материальный уровень предпринимателей. А именно, чем больше количество знакомых предпринимателей, тем выше материальный уровень малых предпринимателей. Об этом  свидетельствует коэффициент корреляции Спирмена, который мы рассчитали в рамках общей выборки между переменными «Много ли у вас знакомых предпринимателей» и «Ваш материальный уровень сейчас», полученными в порядковой шкале, где за «1» принималось полное отсутствие знакомых предпринимателей и низкий материальный уровень. При расчете получился коэффициент корреляции Спирмена равный 0,560 (уровень значимости для двух сторон равен 0,01), указывающий на статистически значимую умеренную (среднюю) возрастающую зависимость. Таким образом, женский малый бизнес менее доходный, в том числе из-за небольшого числа знакомых в предпринимательской среде.

Не только размер социальных сетей, но и их структура влияет на материальный уровень предпринимателей. И здесь женский бизнес опять проигрывает по показателям. Как оказалось, в структуре социальных сетей малых предпринимателей мужчин превалируют слабые связи, у  женщин малых предпринимателей Гатчины – сильные связи. Так группа малых предпринимателей с преобладающими слабыми связями,  имеют материальный уровень выше среднего (34,5%), высокий (64,9%) и ниже среднего материальный уровень в этой группе всего у 0,5%, а группа малых предпринимателей с преобладающими сильными связями имеют материальный уровень средний – 67,8%,  высокий – 12,1%, а ниже среднего у 19,4%.

Малое количество деловых контактов женщин предпринимателей приводит к их неуверенности в завтрашнем дне своего бизнеса. Так в группе малых предпринимателей с малым количеством знакомых предпринимателей  лишь 13,3% отмечают, что через год их бизнес продолжит успешно существовать, доля тех, кто считает, что через год их бизнес перестанет существовать составляет 45,7%, при этом 41%  затруднился с ответом, также проявив свою неуверенность в будущем. В группе малых предпринимателей с большим количеством знакомых предпринимателей  66,8 % отмечают, что через год их бизнес продолжит успешно существовать, а доля тех, кто считает, что через год их бизнес перестанет существовать составляет 26,7% и затрудняются с ответом о будущем всего 6,4%.

Малое количество деловых знакомств женщин малых предпринимательниц проистекает из особенностей построения социальных сетей. У женщин  отношения с новыми предпринимателями носят рекомендательный характер, то есть с абсолютно непроверенным человеком они не будут строить отношения. Мужчины же сами стараются искать новых знакомых, зачастую рискуют и заводят отношения с абсолютно неизвестными ни им, ни их знакомых людьми. Так малая предпринимательница отмечает: «Ну откуда узнаю, как правило, все равно пока мне кто-нибудь не даст рекомендацию по этому поставщику, я не буду с ним работать, и это должна быть не просто реклама, а совет человека, с которым мы уже давно работаем». А малый предприниматель говорит: « У нас поиском клиентов занимаюсь в основном я, стараюсь искать и по рекламе, объявлениям, через знакомых, чем больше найду – тем лучше, я же не знаю какой именно заказ выстрелит, ну и спасибо, конечно, партнеру, он не разу не попрекнул меня за мои авантюры… Но это себя оправдало, со многими мы стали работать, конечно, не так часто, но они про нас уже знают и имеют в виду».

Кроме того, как оказалось, степень развития сотрудничества между мужчинами малыми предпринимателями Гатчины внутри социальной сети гораздо выше, чем между женщинами малыми предпринимателями. Так 50,2 % малых предпринимателей мужчин за помощью к знакомым предпринимателям обращаются довольно часто, тогда как только 1,5% женщин малых предпринимателей за помощью к знакомым предпринимателям обращаются довольно часто. Данный факт говорит о большей склонности женщин к самостоятельности и независимости, что в деловых отношениях становится барьером на пути у эффективной коммуникации.

Слабое сотрудничество и скудность связей малых предпринимательниц происходит не только от их нежелания связываться с непроверенными людьми и не только от большей склонности женщин к самостоятельности и независимости, данная ситуация связана и с невозможностью, так как многие предприниматели просто не хотят завязывать деловые отношения с женщинами-предпринимателями. Так 63% мужчин считают, что пол оказывает влияние на возможность заключения договоров, также как и  60% женщин. При этом 59% мужчин малых предпринимателей считают, что именно с ними охотнее идут на контакт партнеры, 59% женщин с ними согласны. Данные результаты показывают, что до сих пор многие негативные стереотипы относительно женского бизнеса бытуют в нашей стране, что затрудняет развитие малого женского бизнеса.

Данные стереотипы, в том числе не способствуют психологическому комфорту предпринимательниц-новичков, а наоборот отталкивают их от желания заниматься предпринимательством. Как оказалось, 67,5% женщин было тяжело решиться открыть свое дело, 20,1% отмечают, что им скорее было тяжело решиться на этот шаг, и только 12 % женщин отмечают, что им скорее было не тяжело решиться открыть свое дело. Тогда как мужчины отмечают, что им скорее не было тяжело решиться открыть свое дело (78,1%), не было тяжело 11,6%, а 6,1 % отмечают, что им было тяжело решиться на этот шаг. Кроме того большинство малых предпринимательниц (70,1%) испытывали страх, психологический дискомфорт, неуверенность в себе в первый год занятия бизнесом, тогда как только 19,4 % мужчин малых предпринимателей отмечают, что скорее испытывали страх, неуверенность в себе и психологический дискомфорт в первый год своего бизнеса. Таким образом, неадекватное восприятие женщины-предпринимателя делает невозможным полноценное деловое сотрудничество с ними, что  существенно ограничивает возможности женского бизнеса.

Обобщая, можно заключить, что количество и качество коммуникаций женщин малых предпринимателей в предпринимательской среде существенно уступает тем же показателям у мужчин малых предпринимателей, что делает женский бизнес менее устойчивым не только в финансовом плане, но и психологическом, и не позволяет ему развиваться. Как нам представляется,  с этой ситуацией возможно справиться, если для женщин разработать специальные программы помощи и поддержки их бизнеса, которые в первую очередь будут направлены на повышение их образовательного уровня, увеличения числа знакомых в бизнес-среде и, конечно, на повышение женской солидарности в деловом мире.


Библиографический список
  1. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. СПб. : РНБ, 2001.
  2. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации. Москва: Дрофа, 2009.


Все статьи автора «yudina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: