При выборе профессии и жизненных ориентиров подростки, планируя реализовать собственные планы в будущем, основываются не только на представлениях о текущей социально-экономической ситуации в своем регионе, но и на прогнозе изменения этой ситуации. Поэтому интересным нам кажется исследовать именно прогностический аспект представлений о стране, а не просто отношение к текущей ситуации.
При исследовании данных о представлениях подростков о будущем страны мы использовали опросник «Представление подростков о своем регионе и его будущем».
Для начала приведем таблицу средних значений и стандартных отклонений (диапазон значений по каждой шкале от 0 до 5 баллов)
Шкала | Среднее | Стандартное отклонение |
Оценка будущего региона | 2,33 | 1,921 |
Возможность влияния на ситуацию в регионе | 2,15 | 1,448 |
Помощь государства | 2,02 | 1,128 |
Реализация | 1,77 | 1,553 |
Так как данные о средних и стандартных отклонениях не являются достаточно информативными, можно говорить лишь о том, что они довольно низкие, мы разделили баллы испытуемых по каждой шкале на три уровня: низкий (0-1 балл), средний (2-3), высокий (4-5). Приводим результаты подобной группировки.
По шкале «Оценка будущего страны» большинство испытуемых относится либо к низкому уровню, предполагающему пессимистический прогноз развития региона, либо к высокому уровню, предполагающему оптимистический прогноз (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Распределение испытуемых по уровням. Шкала «Оценка будущего региона».
Распределение испытуемых по уровням шкалы «Возможность влияния на ситуацию в регионе» существенно отличается. Так, большинство испытуемых оценивают свои возможности влиять на социально-политическую ситуацию в регионе, участвовать в гражданской жизни на низком или среднем уровне и лишь меньшинство считают, что такое влияние возможно (см.диаграмму 2).
Диаграмма 2. Распределение испытуемых по уровням. Шкала «Возможность влияния на ситуацию в регионе».
По шкале «Помощь государства» большинство испытуемых относятся к среднему уровню и абсолютное меньшинство к высокому уровню, низкий уровень имеет промежуточные результаты. Таким образом, большинство подростков не ожидает очень активной государственной поддержки (см.диаграмму 3).
Диаграмма 3. Распределение испытуемых по уровням. Шкала «Помощь государства».
Наиболее настораживающими являются результаты по шкале «Реализация»: большинство подростков не связывают свои профессиональные и учебные перспективы с развитием в стране, планируют уехать учиться и работать в другие государства, считают, что заграницей будет проще реализоваться (см диаграмму 4). Кроме того, при анализе результатов по данной шкале нами был отмечен интересный факт. Шкала включала в себя вопрос «Мне будет очень трудно найти работу после окончания учебы, потому что у нас никто не идет навстречу молодежи». Две трети испытуемых не согласились с данным утверждением, хотя общее распределение ответов по данной шкале другое. Таким образом, можно предположить, что данный вопрос отличается от остальных вопросов шкалы, к этой теме мы вернемся в обсуждении результатов.
Диаграмма 4. Распределение испытуемых по уровням. Шкала «Реализация».
Вывод: большинство подростков часто негативно оценивают разные аспекты развития региона, но при этом обобщенные прогнозы бывают и оптимистическими, и пессимистическими.
Нам кажется, что объяснением подобных результатов является то, что ценности, мировоззрение, личностные особенности подростков в первую очередь определяют их представления о будущем страны, а не наоборот. Подростки, по нашему предположению, не планируют свое будущее в связи с собственными представлениями о будущем страны, а скорее видят это будущее под призмой своих жизненных установок. Кроме того, значимым для планирования собственного будущего и прогнозирования будущего страны является ориентированность подростка в будущее или отсутствие оной. Так, большая направленность в будущее, отсутствие страхов по отношению к нему могут приводить к более оптимистичному восприятию будущего в принципе (это оказалось верным для варианта «жизнь как достижение»), опасения, связанные с будущем, наоборот, приводят к более пессимистичным оценкам (это оказалось верным для вариантов «жизнь – трата времени», «жизнь есть сон»).
Библиографический список
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. Ж., т. 21, 2000, №1, с.15-25.
- Социальный облик российской молодежи в начале 21 века / Российский университет дружбы народов. – М.: Российский университет дружбы народов, 2009.
- Luyckx K., Lens W., Smits I., Goossens L..Time perspective and identity formation: short-term longitudinal dynamics in college students. // International Journal of Behavioral Development. May 2010, vol. 34, № 3, pp 238-247.