УДК 159.9:331.101.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Балакшина Елена Владимировна1, Гефеле Ольга Фридриховна2
1Тверской государственный технический университет, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии и философии
2Тверской государственный технический университет, кандидат философских наук, доцент, кафедра психологии и философии

Аннотация
В условиях современных рыночных отношений многие предприятия проходят процедуру реструктуризации кадров, мероприятия которой не всегда сопровождаются положительной реакцией коллектива. Непонимание значений вводимых реформ, отсутствие диалога с руководящим составом служат причиной возникновения конфликтных ситуаций. В статье представлены результаты психодиагностического исследования личностных особенностей, уровня тревожности и возможного стиля поведения в конфликте у сотрудников организации, стоящей на пороге структурных изменений.

Ключевые слова: конфликтная ситуация, конфликты, личностные особенности, организационные изменения, профессионал, тревожность, управление конфликтом, формы конфликтного поведения


RESEARCH OF UNEASINESS AND FEATURES OF STYLE OF BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION OF THE PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF ENTERPRISE RESTRUCTURING

Balakshina Yelena Vladimirovna1, Gefele Olga Fridrihovna2
1Tver state technical university, PhD in psychological Science, senior teacher, chair psychology and philosophy
2Tver state technical university, PhD in philosophical Science, associate professor, chair psychology and philosophy

Abstract
In the conditions of the modern market relations many enterprises undergo procedure of restructuring of the shots which actions aren't always accompanied by positive reaction of collective. Misunderstanding of values of entered reforms, lack of dialogue with an administrative board serve as the reason of emergence of conflict situations. Results of a psychodiagnostic testing of personal features, level of uneasiness and possible style of behavior are presented in article in the conflict at the staff of the organization which is on the threshold of structural changes.

Keywords: conflict situation, conflicts, forms of conflict behavior, management of the conflict, organizational changes


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Балакшина Е.В., Гефеле О.Ф. Исследование тревожности и особенностей стиля поведения в конфликтной ситуации персонала в условиях реструктуризации предприятия // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2774 (дата обращения: 20.11.2016).

В производственном процессе каждой организации большой или малой  периодически возникают конфликты. Сам конфликт представляет собой противоборство сторон, в основе которого лежат противостояние ценностей, установок и мотивов. Как правило, причинами конфликтных ситуаций на рабочих местах зачастую становятся  нарушения межличностных отношений, в основе которых лежат профессиональные разногласия, в том числе нетерпимость к мнению окружающих, иной точке зрения. Не смотря на то, что любой конфликт переносится личностью тяжело и болезненно, в современной психологической литературе, он также рассматривается как нормальное явление, свидетельствующее о том, что личность развивается, взаимодействуя в процессе общения. Полное отсутствие конфликтов в данном случае привело бы к застою личности. Следовательно, конфликт несет, и позитивные функции, одной из которых является ее развитие [1, с.83].

  Однако в большинстве случаев конфликт в производственной среде является индикатором серьезной ситуации, связанной не только с проблемами на уровне человеческих ресурсов, но и, как правило, с экономическими факторами. Нестабильность в условиях рыночных отношений, приводит к сокращению рабочих мест, что как результат, приводит к ощущению неуверенности в завтрашнем дне, которая проявляется в виде эмоциональных вспышек, несдержанности и повышенной тревожности персонала.  Реструктуризации проводимые на предприятиях, потребность в современных кадрах, а также необходимость повышения профессиональной квалификации под новые условия профессиональной деятельности, также требует особых усилий от личности профессионала: высокой организации, самоконтроля, открытости новому опыту, лабильности мышления и др.

Как правило, вышеперечисленные организационные изменения носят не однодневный характер, серьезно воздействуя на адаптационный потенциал личности сотрудников. Следствием являются повышенная тревожность, раздражительность, отсутствие эмоционального комфорта и конфликты.

Следует отметить, что в некоторых случаях управленческим кадрам приходиться затрачивать «львиную» долю рабочего времени на выяснение причин и устранения последствий конфликтов. В перечень мероприятий проводимых для устранения или уменьшения отрицательного воздействия конфликта, как правило, входят: 1) своевременное обнаружение конфликтного потенциала; 2) анализ причины возникновения конфликтной ситуации; 3) оценка степени участия сторон конфликта и манеры их поведения [2., с.30-35].  Поэтому, исследование особенностей проявления возможных форм конфликтного поведения в трудных ситуациях на производстве, дает возможность не только своевременно принять меры, но и  понизить риск их возникновения.

В нашем исследовании принимало участие 52 сотрудника коммерческого предприятия г. Твери. Планирование перемен в структурной организации учреждения вызвало актуальность исследования личностных особенностей сотрудников, уровня тревожности и возможных способов реагирования в конфликтных ситуациях. В качестве психодиагностического инструментария были применены следующие методики: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла; методика диагностики тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас). Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью дескриптивного и корреляционного анализов.

Для удобства интерпретации результатов психодиагностического исследования личностных особенностей, факторы, согласно методике Р. Кеттелла были сформированы в три блока: интеллектуальные особенности, эмоционально-волевые особенности и коммуникативные свойства.

Анализ полученных данных выявил следующие закономерности (см. рис.№1).

Рис. №1. Личностный профиль сотрудников ООО «Водоканал». Примечание: ИНТ_БЛ – блок интеллектуальные особенности; ЭМВ_БЛ – эмоционально-волевой блок; КМН_БЛ – блок коммуникативные свойства.

По первому блоку: факторы: B – «интеллект» (4,2 стенов); фактор M – «практичность – развитое воображение» (5,6 стенов); фактор – «консерватизм – радикализм» (6,4 стенов) все результаты находятся в зоне средней статистической нормы.

Группе испытуемых свойственны сообразительность, гибкость мышления, способность организовывать личное пространство, четкое планирование деятельности.

По факторам второго блока: С – «эмоциональная устойчивость» 7,5 стенов; фактор  G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения» 9,5 стенов; фактор I– «жесткость – чувствительность» 5,0 стенов; Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль» 6,3 стена;  Q4 – «расслабленность напряженность» 6,4 стена). Эмоционально-волевая сторона личности сотрудников данного предприятия  проявляется в хорошей работоспособности, упорстве в достижении поставленных целей, а также при решении трудных задач, жизненных ситуаций. Прослеживается высокая мотивация к труду, к деятельности, однако старание быть собранным во всем, стремление к регуляции поведения, самоконтроль, являются предикторами раздраженности и возрастающей тревожности.

В паттерне факторов, отражающих коммуникативные свойства личности респондентов, самые высокие значения приходятся на долю общительности (A -8,3 стенов) и смелости (Н – 7,6 стенов). Все остальные: (F – «сдержанность – экспрессивность» (6,2 стенов); Е – «подчиненность – доминантность» (5,9 стенов);  L – «доверчивость – подозрительность» (4,5 стенов); N – «прямолинейность – дипломатичность» (6,1 стенов); Q2 – «конформизм – нонконформизм» (5,2 стенов)), находятся в зоне средней статистической нормы. Испытуемые активны в общении, проявляют внимательность к собеседнику, обладают деловой хваткой, предприимчивы, более ориентированы на собственное мнение.

Исследование личностной и реактивной тревожности персонала, показал наличие умеренного уровня по обоим параметрам (ЛТ – 38,2 баллов; РТ – 37,6 баллов), что дает основание предполагать о наличии некоторой психической напряженности у респондентов, связанное с беспокойством, неопределенностью за будущее. Для группы  испытуемых характерны внутреннее переживание беспокойства, чувства напряженности, сопровождающиеся эмоциональными реакциями, разной интенсивности.

Самыми предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликте согласно полученным данным являются компромисс и сотрудничество, где на долю компромисса приходится 38,4%, сотрудничества 30,8%. Далее следуют приспособление 13,5%, избегание 9,6%, соперничество 7,7%. Как видно, большая часть рабочего коллектива дорожит трудовым местом и готова к кооперациям, совместному поиску решений выхода их создавшегося положения. В своем стремлении сохранить  они готовы идти на уступки, предпочитая диалог – открытой конфронтации.

Исследование взаимосвязи личностно и реактивной тревожности со стратегиями поведения в конфликте с применением коэффициента Пирсона, было установлено, что большая часть корреляционных связей приходится на личностные характеристики и одна  прямая взаимосвязь на уровне тенденций между стратегией сотрудничество и   личностной тревожностью.

Таблица №1. Комплекс корреляционных взаимосвязей тревожности с личностными особенностями и  стратегиями поведения в конфликтных ситуациях

Личностные факторы

тревожность

РТ

ЛТ

Дипломатичность – Прямолинейность (N)

r=-370

p=,044

r=-,602

p=,000

Робость – Cмелость (Н)

r=-453

p=,012

 

Расслабленность – Напряженность (Q4)

 

r=-527

p=,003

Сотрудничество

 

 r=,453*

 р=,012.

Полученные результаты свидетельствуют о присутствии тревожности у респондентов. Она в свою очередь влияет на характер общения в рабочем коллективе организации, снижая уровень доверия к друг другу и возможности решать проблемы дипломатичным путем. Ситуация осложняется ожиданием перемен связанных с изменениями внутри организации, которая вызывает страх перед неблагоприятным развитием событий, и возможной потерей рабочего места, переживанием за будущее. Однако напряженность и эмоциональный дискомфорт, не являются препятствием для трезвого переосмысления обстановки и ориентации на сотрудничество, а также готовности к  конструктивному пересмотру предложений со стороны руководящего состава.

Проведенное скрининговое исследование личностных особенностей, тревожности и стиля поведения в конфликтных ситуациях, а также их взаимосвязи в организации планирующей изменения кадрового состава, определила следующую динамику:

1. Сотрудники ООО «Водоканал» обладают гибкостью мышления и сообразительностью, что позволяет им планировать будущее и четко организовывать личное пространство. Респонденты активны, собраны, но стремление все контролировать ведет к раздражительности, утомляемости и тревожности. Группа не боится коммуницировать, предпочитая опираться на собственное мнение.

2. Результаты показали, что, не смотря на присутствие тревожности, как и личностной, так и реактивной в данном коллективе возможен диалог. Своевременно разработанная программа, создание комиссии по рассмотрению предложений от персонала, а также опора на психодиагностическое исследование, позволит не только регулировать проблемы, в общем, по группе испытуемых, но и индивидуальном порядке.


Библиографический список
  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с.
  2. Фелау Э.Г. Конфликты на работе. – М.: Омега-Л. 2006, – 117 с.


Все статьи автора «ballena»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация